В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности и пути их решения.
Ключевые слова:малый бизнес и частное предпринимательство, малые предприятия легкой промышленности, источники финансирования, финансовая стабильность, микрофинансирвание, аутсорсинг.
The article considers the problems of development of small business and private entrepreneurship in the light industry and the ways of its solution.
Key words: small business and entrepreneurship, micro-, small business, funding sources, financial stability, mikrofinansirvanie, outsourcing, tax breaks.
В условиях модернизации и диверсификации экономики развитие сферы малого бизнеса и частного предпринимательства становится приоритетной задачей. На сегодняшний день она приобретает важное значение в наполнении внутреннего рынка качественной, конкурентоспособной и разнообразной продукцией, создании новых рабочих мест и повышении уровня жизни населения.
Малые предприятия, функционирующие практически в любой отрасли народного хозяйства, характеризуются, как правило, более высоким уровнем деловой и инновационной активности по сравнению с крупными. Это актуализирует рассмотрение экономических возможностей малого бизнеса и частного предпринимательства при формировании и реализации национальной и территориальной промышленной политики, поскольку малые и частные предприятия, потребляющие местные ресурсы и реализующие свою продукцию преимущественно на местном рынке, в настоящее время выступают катализатором социально-экономического развития областей.
Одной из проблем развития предпринимательства являются низкие темпы роста количества малых и частных предприятий в промышленности. Это особенно важно субъектов хозяйствования, функционирующих в легкой промышленности, развитие которых имеет большое социальное значение в целях обеспечения занятости. Формирование целостной системы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленности представляет собой сложный и длительный процесс. В ее основе должны быть предусмотрены: соответствующая законодательно-нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений.
Следует особо отметить, что разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленности возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных тенденций и закономерностей на всех этапах развития. Несмотря на то, что данная проблема уже длительное время является предметом повышенного внимания экономистов процесс функционирования малых и частных предприятий в легкой промышленности требует более углубленных исследований.
Малое предприятие является одной из составляющей малого бизнеса. Отсюда следует, что последний есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой производства в условиях рынка. Таким образом, малое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства, а малое предпринимательство относится к его социально-экономическому измерению.
Промышленное предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, финансовых, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров и получением желаемого результата в виде прибыли. Эти отношения объективно возникают у предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т. п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками и, наконец, с государством в лице соответствующих органов управления.
Существует целый ряд факторов, сдерживающих развития малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленности, которые являются как общими для предпринимательства в целом, так и носят сугубо специфический характер для малых и частных предприятий, действующих в промышленных отраслях. Общие проблемы возникают в связи с тем, что для предпринимательства необходимы определенные правовые, экономические, социальные и организационные условия.
Таким образом, государственным и территориальным органам управления в процессе регулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства следует учитывать не только общие для них существующие и возникающие проблемы, но и те, которые присущи исключительно малым предприятиям.
В условиях глобализации и интеграции мировой экономики легкая промышленность, особенно в развивающихся странах, играет значительную роль в обеспечении:
- экономической и стратегической безопасности;
- ускоренной капитализации национальной экономики (благодаря высокой степени оборачиваемости капитала);
- снятия социальной напряженности (благодаря высоким темпам урбанизации, обеспечению занятости и повышения жизненного уровня беднейших слоев населения).
Учитывая это, правительства различных стран реализуют специальные программы обеспечения:
- свободного развития малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности, международной и внутренней торговле потребительскими товарами;
- частно-государственного партнерства в сфере крупного бизнеса;
- формирования развитой инфраструктуры отраслевого развития, прежде всего в кластерном формате.
Примером такого подхода является Китай и Индия, легкая промышленность которых активно развивается благодаря комбинации различных стратегий. Бурное развитие китайской текстильной промышленности стало закономерным результатом проводимых правительством КНР реформ при поощрении развития негосударственного сектора экономики, главным образом малого бизнеса. Текстильная и швейная отрасли легкой промышленности КНР не относятся к стимулируемым правительством секторам высокотехнологической промышленности, но являются одними из крупнейших работодателей для широких слоев неквалифицированной рабочей силы. Это обуславливает большое политическое значение текстильной и швейной промышленности, а также значительное их влияние на рынок труда КНР. На более чем 20 тыс. предприятиях, от малых предприятий и до акционерных обществ, трудятся более 20 млн. человек.
Кризисные процессы, происходящие в мировой экономике, обусловили пересмотр бюджетных расходов многих стран, что нашло свое отражение и в приостановке или сокращении финансирования программ государственного стимулирования бизнеса. Вместе с тем, даже в условиях кризиса, правительства не отказываются от поддержки малого бизнеса, а концентрируются на приоритетных направлениях развития. Автор отмечает, что одним из наиболее перспективных направлений является использование системы адресных налоговых льгот: освобождение от НДС на авансовые платежи за продукцию с длительным производственным циклом; снижение и постепенное освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование, материалы, комплектующие; уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов на НИОКР; снижение ставки налога на имущество для стимулирования использования промышленного оборудования и пр. Например, в Индии научно-техническим паркам и находящимся в них предприятиям предоставляются каникулы по подоходному налогу сроком до 10 лет. В Венгрии предприниматели могут рассчитывать на целевые бюджетные субсидии и на значительные налоговые льготы.
Исходя из этого, мы можем говорить о проблемах существующих в данной сфере и основных направлениях их решения:
1. Улучшение инвестиционного климата в легкой промышленности. Несмотря на льготы предоставленные малым предприятиям, инвестиционный климат в отрасли находится не на должном уровне. В частности, это существующие недостатки в механизме осуществления ВЭД и высокий уровень таможенных платежей. Если сравнить объем затрат на осуществление экспортно-импортных операций в развитых странах и в республике, то на сегодняшний день они остаются довольно высокими
2. Организация процесса экспорта и импорта продукции легкой промышленности. Чтобы сформировать благоприятную конкурентную среду между местными и иностранными предприятиями, функционирующими в легкой промышленности, необходимо обеспечить им равноправный доступ к исходному сырью. Если местные предприятия не будут иметь в достаточном количестве хлопка-сырца для своих нужд, они будут вынуждены приобретать его за иностранную валюту, что само собой приведет к ухудшению финансового состояния местных производителей.
3. Налогообложение субъектов малого бизнеса функционирующих в отрасли легкой промышленности. В настоящее время одной из проблем возникающих перед субъектами малого бизнеса функционирующим в легкой промышленности, является применяемый порядок налогообложения. Во многих случаях, при упрощенном порядке уплаты налога единым налоговым платежем, вместо общеустановленных, уровень налогового бремени малых предприятий оказывается намного меньше.
На основе этого можно сделать следующие выводы:
1. В целях достижения действительно положительного эффекта от налоговых льгот в виде повременных сроков уплаты единого налога на вновь созданных микрофирмах и малых предприятиях специализированных на производстве продукции легкой промышленности, целесообразно внедрить механизм уплаты повременных сумм налогов в соответствии с полученным доходом.
2. В целях эффективной организации деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности необходимо организовать компании по оказанию аутсорсинговых услуг, которые широко используются в практике развитых стран.
3. Целесообразно внедрить систему государственного субсидирования разницы между льготными процентными ставками банковских микрокредитов предоставленных субъектам малого бизнеса экспортирующим свою продукцию и ставкой рефинансирования Центрального банка. В результате этого умешатся кредитные риски коммерческих банков связанные с микрокредитованием субъектов малого бизнеса, а также повысится возможность возврата заемных средств.
Литература:
1. www.xs.uz
2. www.lex.uz.
3. www.indostan.ru