В данной исследовательской работе показаны недостатки политики государственной поддержки в отношении малого бизнеса, представлены элементы механизма регулирования государственной поддержки и основные существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях в России и на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, малый бизнес, государственная поддержка, регулирование.
Наиболее значимая проблема развития современного малого бизнеса проявляется в формировании и эффективном применении на практике механизмов государственной поддержки. Количество малых предприятий в России возрастает в последнее время. Следовательно, данные предприятия становятся неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, непосредственно влияя на создание максимально продуктивной конкурентной экономики, которая в последствии должна обеспечить высокий уровень и качество жизни населения. [1, с.64] В настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малым бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран с развитой системой регулирования малого предпринимательства.
Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике России.
С момента установления в Российской Федерации рыночных отношений роль малого и среднего предпринимательства значительно возросла. Стремительными темпами наращивается число средних и малых предприятий в стране, о чём свидетельствует следующая таблица [1]
Таблица 1
Общее число средних и малых предприятий в России в период 2013–2014 гг.
|
2013 год |
2014 год |
Количество средних предприятий |
25 170 100 % |
25 734 102,24 % |
Количество малых предприятий |
1 240 520 100 % |
1 415 186 114,08 % |
Данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru) [1]
Вместе с тем следует отметить недостаточную роль малого бизнеса в российской экономике, о чем говорят официальные данные государственной статистики. Так, доля занятого населения в малом бизнесе в 2012 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37 % численности экономически активного населения России.
В экономике зарубежных стран малый бизнес обеспечивает занятостью от 40 до 80 % трудоспособного населения. Если в США одно малое предприятие приходится на каждые 12 человек населения страны, в Японии на каждые -18 человек, то в России -только на 60 человек. [8, с.140]
Недостатки государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными недостатками государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- Несовершенство нормативной правовой базы государственную поддержку малого предпринимательства;
- Нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- Недостаточное развитие объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- Высокая налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса и административные барьеры;
- Недостаточная информационная помощь,
- Отсутствие комплексного анализа потребностей малых предприятий и мониторинга результатов тех предприятий, которые получили поддержку;
- Отсутствие четкой разработки мер стимулирования инвестиций в малом бизнесе.
Существующие экономические сложности ведения бизнеса и возникающие проблемы развития малого и среднего предпринимательства показывают низкую результативность поддержки со стороны государства [6, с.796]. Возникает необходимость формирования новых, расширения и улучшения существующих механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Данные механизмы позволят максимально продуктивно использовать социально-экономические ресурсы и возможности субъектов предпринимательства и таким образом рентабельно исчерпывать бюджетные ресурсы. [4, с.88–89]
На рисунке 1 отображена карта финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства по регионам (Рис.1) [1].
Рис. 1. Карта развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование программ поддержки (млн.руб.). Данные взяты с официального сайта Федерального портала малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru) [1]
Проведя анализ, можно сделать вывод, что наиболее финансируемыми являются такие федеральные округа, как Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный и Южный. Что касаемо показателей Дальневосточного федерального округа — они довольно низкие, по сравнению с другими округами. Наиболее финансируемым в ДФО является Приморский край. Хотелось бы обратить внимание на показатели, которые отводятся для Приморского края [1].
Таблица 2
Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморском крае за 2013–2014 гг.
Источник финансирования программ поддержки |
2013 год |
2014 год |
Из федерального бюджета (тыс.руб.) |
256 922 (израсходовано 0) |
261 337 (израсходовано 243 080) |
Из бюджета субъектов РФ (тыс. руб.) |
64 231 (израсходовано 27 704) |
65 334 (израсходовано 42 258) |
Данные взяты с официального сайта Федерального портала малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru) [1].
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморском крае увеличивается. При этом, выделенные государственные субсидии из федерального и регионального бюджетов используется предприятиями в полной мере.
Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для того, чтобы построить какой-либо механизм регулирования, необходимо рассмотреть всего его элементы отдельно друг от друга, а затем, связать их в единое целое. На наш взгляд, общая схема образования любого механизма регулирования должна включать следующие основные элементы.
а) субъект управления (органы национального управления в сфере содействия и поддержки малого предпринимательства);
б) цель — направлена на достижение результатов практического действия определенного механизма путём использования различных видов государственной поддержки. Например, нормативно-правовая или финансово-кредитная поддержки;
в) совокупность ресурсов — предназначены для достижения поставленных целей;
г) объекты воздействия — любые хозяйствующие субъекты; в данном случае — малые и средние предприятия, которые претендуют на обретение государственный поддержки в различных её проявлениях.
На сегодняшний день, существуют следующие направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства: [2, с.159]
комплекс институциональных госструктур, отвечающих за развитие малого и среднего предпринимательства, гарантирующих осуществление государственной политики в данной области и исполняющих различные формы и методы управление в сфере малого и среднего бизнеса.
нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в виде нормативно-правовых актов.
совокупность государственных инфраструктур, содействующих малому и среднему предпринимательству, которые охватывают промышленные и непромышленные организации, созданные при помощи государства и без нее, работа которых направлена на максимизацию эффективности внедрения и эксплуатации на практике основных механизмов государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства. [2, с.159–160]
В настоящее время, малый и средний бизнес является рискованной экономической деятельностью ввиду недостаточной ресурсной обеспеченности [3, с.259]. Для решения данной проблемы существуют следующие направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства такие, как:
системы кредитования малого и среднего бизнеса;
функционирования финансовых образований и поручительских фондов, а также ресурсов венчурного субсидирования, направленных на развитие малого и среднего бизнеса.
внедрением пакета материальной помощи, со стороны ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку малого и среднего предпринимательства путем кредитования [3, c.259–260].
Сотрудничества РФ с иностранными государствами в сфере малого и среднего предпринимательства.
Главной целью государственного регулирования в сфере малого бизнеса является материальное обеспечение региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса в стране. Для достижения этой цели существует направлениеразвития сотрудничества Российской Федерации в сфере малого и среднего предпринимательства с иностранными государствами, включающее в себя: [5, c.141]
Совещательный орган по содействию и совершенствованию малого и среднего бизнеса в странах, состоящих в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Функционирующее объединение для сбора рекомендаций по согласованному ведению и написанию нормативно-правовых актов между союзными странами Республики Беларусь и Российской Федерации в направлении малого и среднего предпринимательства, а также образованию удобной обстановки для ведения и расширения влияния малого и среднего предпринимательства.
Совещательный комитет, рассматривающий направления малого и среднего бизнеса совместно с Коллегией Евразийской экономической комиссии.
Функционирующее объединение по малому и среднему бизнесу, рассматривающее вопросы сотрудничества Федерального Собрания РФ и Национального Собрания Республики Армения, а также Российско-Финляндской Межгосударственной правительственной комиссии, Смешанной австрийско-российской Комиссии и Российско-итальянским функционирующим объединением [5, c.141–142].
Концепция развития малого и среднего предпринимательства, которая была обсуждена 15.10.2015 года Министерством Экономического развития РФ до 2030 года, включает задачи, касающиеся улучшения доступности финансирования, создания рыночных ниш для предпринимательства, расширения коопераций, активизации технологического усовершенствования, обеспечения упрощенной налоговой политики и политики по социальному страхованию, обеспечения надежного государственного управления, совершенствования инфраструктуры поддержки, повышения высококвалифицированной кадровой базы в сфере малого и среднего предпринимательства, распространения положительной информации о ведении бизнеса и улучшения системы господдержки.
Группы механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
В настоящее время существует множество подходов к изучению основных механизмов государственной поддержки. Согласно одному из них, можно выделить несколько групп механизмов поддержки: [7, с.114]
учет активности и сложности образования ряда малых и средних предприятий;
нацеленность государственной поддержки малого и среднего бизнеса на управление внешней средой предприятия;
защита экономических и политических интересов малого и среднего бизнеса;
дифференциация;
обеспеченность надежности государственного регулирования;
целевая стратегия. [7, с. 114–116]
Под учетом активности и сложности образования ряда малых и средних предприятий понимается создание программы государственной поддержки, в основе которой лежит анализ факторов риска, без которых не обойтись при ведении бизнеса.
Нацеленность государственной поддержки малого и среднего бизнеса на управление внешней средой предприятия предполагаетсякак использование государством косвенных методов влияния на внешнюю среду предприятия, например, стабильное экономическое и политическое положение в стране, отсутствие перенасыщения бумажных денег, а также их обесценивание.
Защита экономических и политических интересов малого и среднего бизнеса обусловливается необходимостью государственного протекционизма в сфере малого и среднего бизнеса, направленностью на экспорт отечественного товара путем снижения тарифов на вывоз из страны.
Дифференциация — это анализ произведенных товаров на предмет первичности появления его на рынке, а также модернизации или создания нового вида этого товара при помощи государственной поддержки в сфере малого и среднего бизнеса.
Обеспеченность надежности государственного регулирования является важнейшим условием существования предприятий, а также эффективного развития малого и среднего бизнеса в целом.
Целевая стратегия — один из механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса, целью которого является разработка программ, ориентированных на создание и расширение малого и среднего бизнеса в РФ.
Заключение
Следует отметить, что стратегия государственной поддержки реализуется не в полной мере. Существует ряд проблем в нормативно-правовой базе, которая зачастую тормозит образование и развитие предприятий; в сфере финансов и ресурсов, поскольку нет четких границ расходования бюджетных средств.
Помимо этого, целевая стратегия сформирована частично и не обеспечивает стабильность ее осуществления. Другие сферы, такие как IT-технологии и производственное обеспечение развиты слабо.
Тем не менее, без государственной поддержки малого и среднего предпринимательства ведение бизнеса в современных реалиях не представляется возможным. Выбор того или иного механизма зависит от расположения предприятия, его внутренней структуры, органов местного самоуправления и ресурсной обеспеченности.
Литература:
- Тормышева Т. А. Муниципальная программа поддержки предпринимательства: механизм формирования // Изд-во: журнал муниципальное хозяйство; Выпуск № 3, 2009. С. 64–73.
- Жураковский А. С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ. — 2012. — № 2. — С.157–160.
- Карташова Е. И. Проблемы формирования системы ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса // Вестн. Ом. Ун-та — 2011. — № 4. — С. 258– 260.
- Шиганов В. В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. № 4 С. 87–99.
- Кирсанова Е. В. Обзор деятельности малых и средних предприятий в условиях кризисной внешней среды // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 141–142.
- Иванов А. В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2. С. 795–798.
- Журавлев М. В. Государственная политика поддержки малого предпринимательства и механизмы ее реализации, монография// Изд-во: МИЦ ЭТНОСОЦИУМ. 2011. С.173
- Быкова Н. В. Направления совершенствования системы регулирования малого предпринимательства. Изд-во: Проблемы современной экономики, № 1 (53), 2015, с.139–142
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru