Мотивация труда работников в сфере деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.05.2016

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Шакирова, Г. Ш. Мотивация труда работников в сфере деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства / Г. Ш. Шакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1074-1076. — URL: https://moluch.ru/archive/115/29289/ (дата обращения: 27.12.2024).



Статья посвящена вопросам мотивации работников малого бизнеса и частного предпринимательства, а также проанализированы пути развития и совершенствования мотивов, необходимых для эффективного развития этой отрасли.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, рыночные отношения, эффективность деятельности, мотивация, система управления.

В непростых условиях рыночных отношений успешная деятельность каждого предприятия во многом зависит от уровня управления квалификацией и мотивационным поведением работников. Само по себе наличие бизнес плана и формальной системы управления не даёт гарантии, что намеченные задачи будут решены. Для успешного осуществления поставленных целей необходимостью является мотивация персонала и принятие соответствующих решений в условиях постоянно изменяющихся требований рынка.

Планирование, анализ и контроль создают только основу для осуществления деятельности людей. А в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства больше, чем в любой другой области, успех зависит от людей.

«Сегодня ни для кого не секрет, что практика функционирования частной собственности и частного предпринимательства имеет всестороннее преимущество по сравнению с государственной собственностью. У частных предприятий совсем другая мотивация, степень личной заинтересованности и, главное, ответственности за конечные результаты своей производственной и финансовой деятельности». [1]

На сегодняшний день в Узбекистане доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет 56,7 процента. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции.

Когда говорят о стимулировании, обычно имеется в виду денежное вознаграждение за выполненную работу. В настоящее время материальным стимулированием является сдельная и повременная формы оплаты труда работников предприятия. Но на самом деле, кроме денег, есть и другие мотивы, заставляющие людей работать: интерес к данной деятельности, возможность привлекательных контактов, социальный статус и др.

Особая роль моральных стимулов к труду работника связана с его творческим характером, который делает труд привлекательным как процесс. Такую особенность необходимо использовать в управлении персоналом.

Ключевое руководство малого предприятия обычно состоит из собственников. Руководитель — собственник сосредотачивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств. Как следствие этого, они работает более напряженно, дольше, лично вникая во все вопросы деятельности предприятия. Прибыли и убытки для них имеют больше значения, чем заработная плата и премии для сотрудников более крупных компаний.

Руководитель обязан быть хорошим организатором, умеющим вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс. Он должен внушить своим работникам, что деятельность предприятия всецело зависит от эффективной работы каждого члена коллектива.

Для этого руководитель должен осуществлять экономическое и моральное стимулирование персонала, обогащая само содержание труда и создавая условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Выполняя эту функцию, руководители должны постоянно влиять на факторы эффективной работы членов своего трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: рост и расширение профессиональной квалификации работников, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т. д.

Предпринимательство — это не только профессия, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль, особая культура. Для предпринимателя характерны три главных источника мотивации:

‒ стремление получить больший контроль над своим собственным будущим;

‒ надежда в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;

‒ желание распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности.

Система управления может указать направление усилий, но энтузиазм, энергия, с которой будет совершаться движение в этом направлении, в значительной мере зависят от мотивов, которыми руководствуются работники.

Развитие и совершенствование мотивов, необходимых для эффективного выполнения работ, является важнейшей психологической задачей руководителя малого бизнеса.

Известно, что деньги побуждают к действиям лишь 30–50 % сотрудников. Основную часть работников побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, творчестве, авторитете, признании, достижении великих целей, нравственных идеалах и др. Эти факторы часто имеют первостепенное значение для персонала предприятия.

Многообразное сотрудничество руководителя с рабочим коллективом, умение организовать процесс общения с подчиненными и учитывать их моральные качества, склонности и интересы, мотивы поведения, объективный подход при разрешении конфликтов, неформальные отношения в разумных пределах является основой эффективного управления персоналом в организациях малого бизнеса и частного предпринимательства.

Малые масштабы производства позволяют создавать хороший психологический климат в коллективе, значительно сократить текучесть кадров, построить отношения между руководителями и подчиненными на демократических началах, наладить атмосферу инициативной, творческой и в то же время высоко ответственной деятельности каждого члена коллектива.

В условиях современной предпринимательской деятельности вместе с умением бороться, утверждать свое превосходство высоко ценятся такие качества, как лояльность, дипломатичность, умение сотрудничать, ценятся люди, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности, принимающие на себя высокую ответственность. Это происходит потому, что:

‒ все больше руководителей приходят к выводу о невозможности контролировать людей через формальные правила, принуждения;

‒ значительное число работников готово повысить качество и эффективность работы при условии сохранения атмосферы сотрудничества и учета их мнения, идей.

Но, несмотря на демократичность должно существовать обязательное подчинение и дисциплина.

Особая роль должна отводиться высоким нравственным принципам. Для развития предприятия невыгодно строить деловые отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.

По нашему мнению для развития мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса целесообразно:

‒ дать возможность персоналу работать над собственными идеями в плановом порядке, если они соответствуют профилю предприятия. Работники, разрабатывающие собственные или выдвинутые с их участием идеи, отличаются более сильной внутренней мотивацией и высокой эффективностью труда.

‒ разработка системы непрерывного обучения и повышения квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т. е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время в условиях диверсификации экономики требуется подготовка специалистов «широкого профиля», владеющих несколькими смежными профессиями. При выдвижении на должность надо учитывать потенциальную возможность претендента стать руководителем широкого профиля, хорошие знания в области науки и практический опыт.

‒ участие всего коллектива при принятии ключевых решений. Так менеджмент фирмы должен принимать решения после согласования его со всеми работниками предприятия. Они должны уметь объединять разные (часто противоречивые) интересы владельцев и работников фирмы для достижения поставленной цели.

Мы полагаем, что все эти предложения должны способствовать более качественной и производительной работе предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства в непростых условиях модернизации экономики.

Литература:

  1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год //Народное слово 18.01.2015 г.
  2. www.stat.uz — сайт Государственного комитета по статистике РУз.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, частное предпринимательство, руководитель, деятельность предприятия, особая роль, отношение, система управления, совершенствование мотивов, член коллектива.


Похожие статьи

Стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

В статье проанализированы тенденции развития малого бизнеса в Узбекистане и главные направления стимулирования дальнейшего развития данного сектора экономики.

Вопросы привлечения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство

В статье раскрыта роль малого бизнеса и частного предпринимательства в развитии экономики страны. Рассмотрены вопросы внедрения инвестиций в субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы

В данной исследовательской работе показаны недостатки политики государственной поддержки в отношении малого бизнеса, представлены элементы механизма регулирования государственной поддержки и основные существующие механизмы государственной поддержки м...

Значение малого бизнеса и частного предпринимательства в вопросах занятости

В статье раскрыта роль малого бизнеса и частного предпринимательства в проблеме создания новых рабочих мест и проанализированы некоторые направления в решении проблемы занятости.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности

В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности и пути их решения.

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Перспективы совершенствования способов правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса

В статье рассматриваются перспективы совершенствования способов правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса. Совершенствование системы правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса предполагает объёмную работу. Она касается как совершен...

Сравнительный анализ деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области

В статье проведен сравнительный анализ основных показателей деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области в динамике; рассмотрена институциональная структура и формы поддержки малого предпринимательства в регионе, а также основные напр...

Похожие статьи

Стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

В статье проанализированы тенденции развития малого бизнеса в Узбекистане и главные направления стимулирования дальнейшего развития данного сектора экономики.

Вопросы привлечения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство

В статье раскрыта роль малого бизнеса и частного предпринимательства в развитии экономики страны. Рассмотрены вопросы внедрения инвестиций в субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы

В данной исследовательской работе показаны недостатки политики государственной поддержки в отношении малого бизнеса, представлены элементы механизма регулирования государственной поддержки и основные существующие механизмы государственной поддержки м...

Значение малого бизнеса и частного предпринимательства в вопросах занятости

В статье раскрыта роль малого бизнеса и частного предпринимательства в проблеме создания новых рабочих мест и проанализированы некоторые направления в решении проблемы занятости.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности

В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности и пути их решения.

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Перспективы совершенствования способов правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса

В статье рассматриваются перспективы совершенствования способов правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса. Совершенствование системы правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса предполагает объёмную работу. Она касается как совершен...

Сравнительный анализ деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области

В статье проведен сравнительный анализ основных показателей деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области в динамике; рассмотрена институциональная структура и формы поддержки малого предпринимательства в регионе, а также основные напр...

Задать вопрос