Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Беспаленко Е. М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 266-269. — URL https://moluch.ru/archive/87/16920/ (дата обращения: 21.11.2019).

За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе деятельности педагогов, В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе повседневной профессиональной деятельности с целью дальнейшей психопрофилактики и психотерапии. Соответственно, выявление особенностей и течения невротических расстройств у педагогов образовательных организаций с НПУ, является необходимым условием для своевременной психотерапевтической помощи.

 

Актуальность темы. За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе профессионального труда педагогов образовательных организаций. В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе профессиональной деятельности с целью их профилактики.

Методы исследования. Исследование проводилось в г. Воронеже в 2014 году. Оценка нервно-психической устойчивости педагога (анкета НПУ: «Прогноз»)»). Методика разработана в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Объект исследования: педагоги образовательных организаций с невротическими расстройствами, проходившие курсы повышения квалификации в ВОИПКиПРО. Было исследовано четыре группы педагогов по 25 человек в каждой группе. Возрастная категория от 24 до 63 лет.

Результаты и их обсуждение.

Нервно-психическая неустойчивость — это склонность к срывам нервной системы при значительных физических, эмоциональных и психических нагрузках. Это понятие включает в себя различные пограничные состояния с невыраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефицитом функционирования нервной системы, которые снижают адаптационные возможности организма. В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играет биологические факторы в сочетании с неблагоприятными психологическими, профессиональными и социальными факторами.

Психическое состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важных механизмов интеграции личности как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации.

По определению Александровского Ю.А, А. В. Куташова [16], Т. Ю. Хабаровой [27], Л. С. Немых [13], Д. Н. Припутневича [11] психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности Многие ученые к важнейшим свойствам состояний относят изменчивость и непрерывность. Разнообразные эмпирические данные говорят о том, что любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем состоянии, что позволяет говорить о свойстве «непрерывности» состояний. В связи с этим особого внимания заслуживает анализ специфики изменчивости состояний, перехода одного состояния в другое.

За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе профессиональной деятельности педагогов. В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе повседневной профессиональной деятельности.

Отдельные признаки отклонений в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, такие как повышенная эмоциональность, тревожность, эмоциональные срывы, аффективные расстройства, быстрая утомляемость встречаются у многих педагогов. Несмотря на возросший в последние годы интерес к донозологическому этапу формирования невротических реакций и психосоматических заболеваний, распознавание его по-прежнему представляет большие трудности.

В настоящее время нервно-психическую устойчивость (НПУ) принято рассматривать с позиций клинической нормологии. При этом низкий уровень НПУ относят к пограничным нервно-психическим расстройствам, которые объединяют пограничные состояния. Т. е. те состояния, которые еще не достигли психопатологии. Хотя пограничные нервно-психические расстройства, являющиеся переходными формами от здоровья к болезни, они существенно отражаются на психическом складе личности, на возможности ее целенаправленного реагирования (Карвасарский Б.Д [9]; Куташов В. А., [10], Александровский Ю. А.. [1], 1999, Самсонов А. С. [26], Львович Я. Е. [23], Львович И. Я. [22].

Понятие нервно-психическая устойчивость собирательное и отражает наличие донозологических форм девиантного поведения, вегетативных дисфункций и невротических нарушений, представляющих потенциальную возможность развития у педагогов невротических расстройств. У молодых педагогов с признаками нервно-психической неустойчивости зачастую возникают трудности адаптации к условиям профессиональной деятельности, условиям образовательной организации.

В процессе исследования установлено, что у педагогов образовательных организаций с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости выявляются многочисленные неврологические симптомы и синдромы, свидетельствующие о наличии определенных функциональных нарушений; в первую очередь — в нейродинамике обследуемых лиц на начальном этапе адаптации к условиям образовательных организаций, введениям ФГОС и Профессионального Стандарта педагога.

Понятие нервно-психической неустойчивости (НПН) педагогов определяется состоянием психологической дезадаптации, которая характеризуются склонностью к невротическим заболеваниям. Особенности эмоционального состояния при нервно-психической неустойчивости: эмоциональная лабильность разной степени выраженности; склонность к депрессивным реакциям; аффекты; астения; безразличное отношение к окружающему; фрустрация; раздражительность; нарушение памяти при волнениях; ночные кошмары и нарушения сна, потливость, ситуативная тревога и неосознаваемая тревога.

В диагностической деятельности с педагогами использовалась методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволила выявить отдельные предболезненные, пограничные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека

В процессе анализа были получены следующие результаты:

Таблица 1

Баллы

Баллы, полученные при диагностике педагогов образовательных организаций

Заключение и рекомендации

29 и более

16 человек из 100

Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медицинское обследование психиатра, психоневролога, психотерапевта. Рекомендуется профилактическое лечение в клинике

неврозов (по решению врачей).

14–28

30 человек из 100

Нервно-психические срывы вероятны,

особенно в экстремальных условиях, при повышенной нервной напряженности. Рекомендуется регулярное оздоровление в учреждениях санаторного типа. Консультации психотерапевта.

13 и менее

54 человека из 100

Нервно-психические срывы маловероятны. Риска возникновения невротических расстройств нет. Однако, в целях профилактики необходимы психологические упражнения и здоровьесберегающие процедуры.

 

Таким образом, мы определили, что среди педагогов образовательных организаций есть личности, относящиеся к группе риска. Это значит, что именно личностные и биологические факторы влияют развитие невротических расстройств. Необходимо отметить, что личности, педагоги образовательных организаций с признаками нервно-психической неустойчивости требуют особого внимания медицинского психолога. Нервно-психическая неустойчивость оказывает отрицательное влияние на личностное развитие, изменяет качество жизни, дезорганизует профессиональную деятельность педагогов.

Взаимосвязь между личностью и его психическими состояниями носит характер взаимовлияния. Психические состояния могут оказывать обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, изменение структуры мотивов, целей и деятельности. Но не всегда можно отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению Махнача А.В (Махнач А.В, 1995), [24] критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности.

Вывод: установлено, что психические состояния являются отражением переживаний и отношений к значимым людям, профессиональной деятельности, явлениям, предметам, действиям в конкретной ситуации, имеющей для человека личностный смысл.

Есть предположение, что возникновению «синдрома эмоционального сгорания» способствуют некоторые внешние факторы: неудовлетворенность профессией из-за отсутствия возможности творческого роста, сверх контроля со стороны администрации; наличие длительного межличностного конфликта; предрасположенность к деформации психических функций личности (низкий уровень эмпатии, низкий социальный интеллект, авторитаризм, высокий уровень притязаний и др.).

Следовательно, развитие и течение невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью меняет их качество жизни.

Личности с нервно-психической неустойчивостью относятся к группе риска. Велика вероятность дезадаптивных форм поведения во время проведения уроков, что в действительности происходит достаточно часто.

Таким образом, необходимо пересмотреть условия психодиагностики и оздоровления педагогов образовательных организаций, в особенности лиц с нервно-психической неустойчивостью.

 

Литература:

 

1.                  Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. -М., 2000

2.                  Беспаленко Е. М. Поликультурное образование и воспитание личности. Научно-технический журнал ВЕСТНИК ВГТУ. Серия «Проблемы качества подготовки специалистов», выпуск 6.2. Издательство ВГТУ, Воронеж, 2003 г, с. 83–84.

3.                  Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008., ВГУ.

4.                  Беспаленко Е. М. Профессиональное ориентирование как фактор становления личности. Вестник Воронежского государственного технического университета № 6.1 — Воронеж, 2001.

5.                  Беспаленко Е. М., Веденеева Г. И. Здоровьесберегающая педагогика: мозг, эмоции, здоровье. Учебное пособие. Воронеж:: ВОИПКиПРО, 2007. 28с.

6.                  Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер,2009. (Серия «Практикум»).

7.                  Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — 1933. Изд. Нижегородской государственной медицинской академии.

8.                  Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.

9.                  Карвасарский Б.Д, Бабин С.М, Бочаров В. В. и др. Очерки динамической психиатрии: Транскультуральное исследование / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. СПб, 2003.

10.              Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2014, Т. 13. № 4. С. 993–996.

11.              Куташов В. А., Припутневич Д. Н., Заложных П. Б., Будневский А. В., Акцентуация личности у пациентов с аффективными нарушениями при внутренних болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2013, Т. 12. № 4. С. 1160–1162.

12.              Куташов В. А., Попов Д. В. Особенности течения тревожно-депрессивных расстройств у больных бронхиальной астмой // Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 072–076.

13.              Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства // Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 113–117.

14.              Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009, с. 31–42.

15.              Куташов В. А., Чупеев А. Н., Черных О. Н., Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 1. С. 149–151.

16.              Куташов В. А. Клинико-эпидемиологическая распространенность аффективных расстройств при хронических заболеваниях на уровне ЦЧР // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 2. С. 262–264

17.              Куташов В. А., Куташова Л. А., Распространенность аффективных расстройств при различных хронических соматических заболеваниях// Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 4. С. 727–729.

18.              Куташов В. А., Куташова Л. А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24–25.

19.              Куташов В. А., Аффективные расстройства в клинической картине язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и бронхиальной астмы, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Московский научно-исследовательский институт психиатрии. Москва, 2004, с. 37–42.

20.              Львович И. Я., Куташов В. А. Корреляция перфекционизма с аффективными расстройствами при синдроме раздраженного толстого кишечника // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2008. Т. 7. № 1. С. 28–32.

21.              Львович Я. Е., Куташов В. А. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 1. С. 100–102.

22.              Львович И. Я., Куташов В. А., Корреляция факторов риска в возникновении биполярных аффективных расстройств при соматической патологии // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 2. С. 299–300.

23.              Львович И. Я., Куташов В. А., Корреляция личностной акцентуации и преморбидного наследственного фона при аффективных расстройствах с синдромом раздраженного толстого кишечника // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 3. С. 760–763.

24.              Махнач А. В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности //Психологический журнал.-1995.Т.16.-№ 3.- с.35–43

25.              Ремизова Е. А., Куташов В. А. Опыт терапии аффективных расстройств в эндокринологической клинике // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2013. Т. 12. № 2. С. 436–439.

26.              Самсонов А. С., Куташов В. А., Значение коррекции тревожных и депрессивных расстройств для лечения и профилактики метаболического синдрома // Прикладные информационные аспекты медицины, 2014, Т. 17. № 1. С. 162–165.

27.              Хабарова Т. Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.

28.              Хабарова Т. Ю. Применение здоровьесберегающих технологий как критерий сформированности психолого-педагогической компетентности педагога // Профессионализм и гражданственность — важнейшие приоритеты Российского образования 21 века: Мат. Педагог. Чтений: ВГПГК, 2011. С. 257–261.

29.              Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru

Основные термины (генерируются автоматически): нервно-психическая неустойчивость, педагог, расстройство, профессиональная деятельность, проблема диагностики, психическое состояние, повседневная профессиональная деятельность, особое внимание, нервно-психическая устойчивость, нервная система.


Похожие статьи

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов...

Ключевые слова: профилактика, студенты, психические расстройства. Актуальность. Профилактика нервно-психических расстройств разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению данных заболеваний и их хронизации...

Индивидуальная и групповая психотерапия невротических...

Профессия ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов.

Беспаленко Е. М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью...

Роль личности в процессе психической адаптации...

психическая адаптация, профессиональная деятельность, ситуация, психическая дезадаптация, процесс, нервная система, качество, гражданская оборона, Российская Федерация, адаптационный потенциал личности.

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости...

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной...

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость...

В статье рассматриваются уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость пожарных. В качестве выборки исследования выступили сотрудники пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС» по Приморскому краю.

Формирование психологической устойчивости личности...

Методика оценки нервнопсихической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз») предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.

Черепно-мозговая травма как основной предиктор...

Психические процессы тугоподвижны, утомляемы, мыслительные операции анализа и синтеза затруднены, снижена интеллектуальная продуктивность, отмечается

Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

профессиональная деятельность, психическая устойчивость, эффективность деятельности, психическое здоровье, компонент, большая развитость, двойственная природа, оптимальная работоспособность...

Влияние системы отношений личности на адаптационные...

Произошло значительное снижение уровня личностного адаптивного потенциала, нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей, особенно у сотрудников милиции неуверенных в себе, не доверяющих другим людям и окружающему миру.

Похожие статьи

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов...

Ключевые слова: профилактика, студенты, психические расстройства. Актуальность. Профилактика нервно-психических расстройств разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению данных заболеваний и их хронизации...

Индивидуальная и групповая психотерапия невротических...

Профессия ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов.

Беспаленко Е. М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью...

Роль личности в процессе психической адаптации...

психическая адаптация, профессиональная деятельность, ситуация, психическая дезадаптация, процесс, нервная система, качество, гражданская оборона, Российская Федерация, адаптационный потенциал личности.

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости...

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной...

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость...

В статье рассматриваются уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость пожарных. В качестве выборки исследования выступили сотрудники пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС» по Приморскому краю.

Формирование психологической устойчивости личности...

Методика оценки нервнопсихической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз») предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.

Черепно-мозговая травма как основной предиктор...

Психические процессы тугоподвижны, утомляемы, мыслительные операции анализа и синтеза затруднены, снижена интеллектуальная продуктивность, отмечается

Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

профессиональная деятельность, психическая устойчивость, эффективность деятельности, психическое здоровье, компонент, большая развитость, двойственная природа, оптимальная работоспособность...

Влияние системы отношений личности на адаптационные...

Произошло значительное снижение уровня личностного адаптивного потенциала, нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей, особенно у сотрудников милиции неуверенных в себе, не доверяющих другим людям и окружающему миру.

Задать вопрос