Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Золотарева Н. Н. Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 528-530. — URL https://moluch.ru/archive/149/42326/ (дата обращения: 24.09.2018).



В статье проводится теоретический анализ проблемы психической адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ключевые слова: психическая адаптация, психическая дезадаптация, чрезвычайные ситуации, экстремальные условия, профессионально-важные качества личности

Проблема психической адаптации к стрессовым условиям профессиональной деятельности специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

В современных условиях труд работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее. Работа спасателей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска спасателей, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени.

Основной задачей профессиональной деятельности сотрудников МЧС является разрешение экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации — это такие ситуации, которые ставят перед человеком очень трудные для выполнения задачи, требующие высокой стрессоустойчивости личности, готовности к активным действиям, способности к эмоционально-волевой саморегуляции.

Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта спасателей, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Чрезвычайные и экстремальные ситуации, вызывая у человека стрессовую реакцию, предъявляет серьезные требования к перестройке организма с целью его приспособления к новым условиям существования. Происходит процесс психической адаптации.

Б. Ф. Березин под психической адаптацией понимает процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.

В процессе психической адаптации принимают участие образования, относящиеся ко всем уровням нервно-психической организации человека — от свойств нервной системы до духовных аспектов человеческого бытия. Различные исследователи концентрировали свои научные интересы на тех или иных аспектах данного феномена, рассматривая его под разными углами и наделяя разным смыслом. При этом обращает на себя внимание, что в качестве содержательных психологических характеристик процесса адаптации исследователи выделяют одни и те же свойства, качества, особенности: психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные [1].

В современной науке процесс психической адаптации тесно связан с процессом психической дезадаптации, обозначающим нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Ю. А. Александровский отмечает, что психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах относятся к большой группе психогенных расстройств, среди которых выделяет невротические и патохарактерологические реакции, неврозы, реактивные психозы. Психогенные реакции более или менее растянуты во времени, не смотря на то, что травмирующее событие может происходить за очень короткий срок. Различные жизненные ситуации могут способствовать получению психической травмы, однако экстремальные ситуации несут в себе значительно больший психогенный потенциал.

Ю. А. Александровским вводится понятие барьера психической адаптации, который представляет собой строго индивидуальное функционально-динамическое образование, являющееся выражением двух основ — биологической и социальной. Данное понятие непосредственно связано с адаптационным потенциалом личности. Длительное и особенно резкое напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит, как правило, к его перенапряжению, что проявляется в повышенной чувствительности к незначительным раздражителям, тревожной напряженности, беспокойстве, заторможенности или суетливости в поведении, бессоннице и п. р. При усиление давления на адаптационный барьер его резервные возможности оказываются исчерпанными и происходит надрыв барьера, что приводит к сужению рамок приспособительной адаптированной психической деятельности, а также к появлению новых форм защитных реакций [1].

Чрезвычайные ситуации профессиональной деятельности могут привести к снижению адаптационного потенциала личности и развитию дезадаптивных процессов, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические и психопатические расстройства, неврозы, личностный кризис, суицид, алкоголизация.

Если посмотреть с психологической точки зрения, работа спасателя проходит в экстремальных условиях и заключается в спасении людей, тушении пожаров, ликвидации аварий на объектах промышленности, в других чрезвычайных ситуациях. Такая работа требует от спасателя успешных действий в критические моменты и готовности рисковать своей жизнью.

Деятельность, направленная на разрешение чрезвычайных ситуаций, предъявляет повышенные требования к профессионализму и психологическим качествам личности, обеспечивающим ее эффективность в экстремальных условиях. В частности, как отмечают исследователи В. Глебов, Л. Корнейчук, Ю. Корнейчук, И. Мухин и Ю. Соловов, в подобных условиях в качестве важнейших факторов профессиональной пригодности к данному виду деятельности выступают: готовность к риску, интернальный локус контроля и стрессоустойчивость [2].

Спасатель МЧС должен обладать определенными профессионально важными качествами: смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т. д. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности и приводит к развитию тревожных, невротических и психосоматических расстройств у спасателей МЧС.

Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми в данном виде профессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников пожарно-спасательной службы в экстремальных условиях, приводит к истощению нервной системы и развитию процессов психической дезадаптации.

Высокотревожные лица более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Тревожность непосредственно связана с риском заболевания неврозом. Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, мало подверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности психической адаптации [2].

По мнению А. В. Осипова профессионально важные качества спасателя обусловлены его индивидуальностью и формируются в процессе профессиональной деятельности.

Как субъекты деятельности, пожарные-спасатели развивают личностные качества, выражающиеся в склонности к риску и стрессоустойчивости. При этом по мере профессионального становления происходит уменьшение склонности к риску. В то же время повышается стрессоустойчивость сотрудников пожарно-спасательных формирований как развитие адаптации к профессии, к условиям профессиональной деятельности.

Склонность к риску и стрессоустойчивость находятся во взаимосвязи с эргичностью и пластичностью, что характеризует уровень потребности сотрудника в освоении предметного мира, жажду профессиональной деятельности, стремление и степень вовлеченности к умственному и физическому труду во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и легкость переключения с одного предмета на другой в экстремальных условиях. При этом отмечается быстрота перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой.

Профессиональная деятельность способствует развитию такого типа личности, у которого преобладают чисто мужские, маскулинные качества, связанные с развитием активности, мотивации достижения, выбором ситуаций, в которых можно реализовать физическую и социальную активность. Для них характерна активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность и быстрота в принятии решений. Профессиональная деятельность способствует формированию типа личности, в котором маскулинные черты связаны с поиском ситуаций, направленных на реализацию жизненной активности человека [2].

Таким образом, для работы пожарным-спасателем необходим целый комплекс профессионально важных качеств, как индивидуально-динамических (быстрота реакции, эмоциональная стабильность и т. д.), так и личностных: смелость, готовность к риску, решительность и т. д. В то же время профессиональная деятельность сотрудников пожарно-спасательных служб приводит к развитию их профессионально важных качеств, таких как стрессоустойчивость и мужественность.

Не смотря на серьезный профессиональный отбор кандидатов для работы в МЧС, постоянную психологическую подготовку действующих сотрудников, наблюдается в силу экстремальности профессиональной деятельности значительное ухудшение социально-психологической адаптации сотрудников спасательных служб и развитие у них процессов психической дезадаптации. В связи с чем, необходимо уделять особое внимание оказанию психологической помощи сотрудникам, которая должна быть направлена на нормализацию их психоэмоционального состояния, снятие травматических переживаний, посттравматических стрессовых расстройств, предотвращая дальнейшее снижение социально-психологической адаптации и профессиональной успешности.

Литература:

  1. Кузнецова Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. канд. психол. наук 19. 00. 01 / Л. Э. Кузнецова. — Краснодар, 2011. — 222 с.
  2. Осипов А. В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата психологических наук / А. В. Осипов. — Ростов-на-Дону, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): психическая адаптация, профессиональная деятельность, ситуация, психическая дезадаптация, процесс, нервная система, качество, гражданская оборона, Российская Федерация, адаптационный потенциал личности.


Ключевые слова

чрезвычайные ситуации, психическая адаптация, психическая дезадаптация, экстремальные условия, профессионально-важные качества личности

Похожие статьи

Теоретический анализ проблемы психологического...

Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Влияние системы отношений личности на адаптационные...

Экстремальная ситуация – это жизненная ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью, предъявляющая к адаптационным резервам личности повышенные требования и приводящая к развитию процессов психической дезадаптации [4].

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Например влияние среды на процесс дезадаптации, меры социальной поддержки в

Миллера и К. Прибрама — о нейродинамических аспектах личности; М. Земска — об адаптации подростков в

- длительную болезнь; нарушения нервной системы; нарушения анализаторов

Критерии и показатели социально-психологической...

Система социально-психологической дезадаптации, критерии которой разработаны

– как процесс снижения адаптационных возможностей ребенка в условиях взаимодействия со

Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности. Автор: Федосеева Александра Викторовна.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени нервно-психического и физического напряжения.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психолого-педагогического сопровождения

— 392с. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988.

Особенности структурной организации отношений...

Цель нашего исследования состояла в выявлении влияния системы отношений личности на адаптационный потенциал и развитие дезадаптивных процессов у сотрудников милиции (полиции), переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности.

Психологические особенности проявления психической...

Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности

Психическая дезадаптация — это нарушение процесса приспособления индивида к

Различные исследователи, рассматривая процесс психической дезадаптации, в качестве...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости...

Ключевые слова: профессиональная эффективность деятельности

Такие изменения в структуре личности педагога можно рассматривать как факторы, запускающие процесс

А. Г. Маклаков, А. А. Реан отмечают, что личностный адаптационный потенциал опосредован...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теоретический анализ проблемы психологического...

Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Влияние системы отношений личности на адаптационные...

Экстремальная ситуация – это жизненная ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью, предъявляющая к адаптационным резервам личности повышенные требования и приводящая к развитию процессов психической дезадаптации [4].

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Например влияние среды на процесс дезадаптации, меры социальной поддержки в

Миллера и К. Прибрама — о нейродинамических аспектах личности; М. Земска — об адаптации подростков в

- длительную болезнь; нарушения нервной системы; нарушения анализаторов

Критерии и показатели социально-психологической...

Система социально-психологической дезадаптации, критерии которой разработаны

– как процесс снижения адаптационных возможностей ребенка в условиях взаимодействия со

Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности. Автор: Федосеева Александра Викторовна.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени нервно-психического и физического напряжения.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психолого-педагогического сопровождения

— 392с. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988.

Особенности структурной организации отношений...

Цель нашего исследования состояла в выявлении влияния системы отношений личности на адаптационный потенциал и развитие дезадаптивных процессов у сотрудников милиции (полиции), переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности.

Психологические особенности проявления психической...

Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности

Психическая дезадаптация — это нарушение процесса приспособления индивида к

Различные исследователи, рассматривая процесс психической дезадаптации, в качестве...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости...

Ключевые слова: профессиональная эффективность деятельности

Такие изменения в структуре личности педагога можно рассматривать как факторы, запускающие процесс

А. Г. Маклаков, А. А. Реан отмечают, что личностный адаптационный потенциал опосредован...

Задать вопрос