Автор: Юсупов Рашит Бахридинович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Юсупов Р. Б. Использование активных методов в работе учителя ОБЖ по охране здоровья школьников // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 123-125.

В современных условиях реформирования здравоохранения и системы образования одной из важных нерешенных проблем является здоровье подрастающего поколения, от которого зависит не только сохранение коллективного и общественного здоровья, но и осуществление государственных планов по развитию страны и общества.

Здоровье детей и молодежи является важнейшей составляющей благополучия общества, при этом именно дети и подростки наиболее чувствительны к изменениям социальной и экологической обстановки, остро реагируя на неблагоприятные воздействия повышением заболеваемости. Именно в детском возрасте формируется большая часть хронической патологии взрослого населения, что определяет будущую медико-демографическую ситуацию.

 В последние годы здоровье подрастающего поколения (школьников, студентов) – стало предметом особой тревоги общества, так как последствия негативных тенденций его состояния напрямую воздействуют на такие фундаментальные ценности, как трудовой, репродуктивный и интеллектуальный потенциал страны [1,5,6].

По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние годы здоровье детей и подростков заметно ухудшилось и характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Более 50% выпускников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

 Внимание государства к проблемам сохранения здоровья молодежи нашло отражение в Федеральных законах и постановлениях («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Концепция охраны здоровья здоровых в РФ до 2010 года», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и др.), направленных на развитие здоровьесберегающего образовательного пространства, здоровьесберегающей педагогики на всех ступенях многоуровневого образования, что обеспечит не только защиту и укрепление здоровья участников образовательного процесса, но и формирование культуры здоровья обучающихся.

 Особое значение приобретает проблема здоровьесбережения в подростковом и юношеском возрасте. Именно тогда определяются свои ценности и приоритеты, свой индивидуальный стиль жизни.

Еще в работах знаменитого русского ученого И. И. Мечникова («Этюды о природе человека», 1923г.) отмечены характерные черты юности - недостаточная выраженность инстинкта самосохранения, отсутствие умения предвидеть негативные последствия тех или иных факторов, склонность к риску. Вместе с тем, желания и стремления подростков сильны и ярко выражены. Такие особенности предрасполагают к проявлениям безрассудного, опасного поведения, негативно сказывающегося на состоянии здоровья и безопасности.

 Современные исследователи, подтверждая правильность суждений ученого, отмечают низкую поведенческую активность молодого поколения в сохранении и укреплении здоровья. Так, при абсолютном понимании ценности здоровья, собственные усилия к его поддержанию и сохранению прикладывает не более 10-15% респондентов [3,5].

 Вот почему необходимым направлением в методике ОБЖ представляется внедрение здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на формирование мотивации здоровья, на формирование привычек здорового образа жизни. Важно искать новые методические подходы, которые не только создают мотивацию к выбору поведения, способствующего сохранению здоровья, но и побуждают к действию.

В программе подготовки бакалавров педагогического образования вопросы методики работы учителя по сохранению здоровья детей рассматриваются в профильном курсе «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» [2,4].

В ходе освоения программы бакалавры выполняют следующие виды учебной работы - прослушивают лекции, активно участвуют в практических и семинарских занятиях, подготавливают и защищают рефераты и индивидуальные проекты, а также выполняют задания в соответствии с технологической картой курса.

Особое внимание уделяется учету возрастных особенностей школьников в процессе формирования готовности школьника к сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Так же студенты анализируют учебные программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», определяют, какие темы программы позволяют формировать знания и умения здорового образа жизни, знакомятся с методическими требованиями к организации и проведению системы уроков и внеклассных мероприятий по сохранению здоровья.

На занятиях студенты изучают теоретические аспекты, разрабатывают уроки и внеклассные занятия.

Лабиринт

Большими возможностями обладает предметное содержание курса ОБЖ. На уроках и внеурочной деятельности учитель ОБЖ может реализовать программу по формированию здорового образа жизни учащихся.

Содержание уроков формирует мотивацию и обеспечивает необходимую информацию для выработки навыков здорового безопасного поведения.

Основой формирования мотивации являются реальные ценности учащихся. Фактически здоровье само по себе не является ценностью для детей и подростков; поэтому здоровье на уроках рассматривается не как цель, а как средство достижения желаемого (общение, красота, сила, успех, карьера, высокая работоспособность и т.д.).

Например:

- Беседа о гигиене полости рта, гигиене тела должна показать, что «свежее дыхание облегчает понимание», элементарные гигиенические процедуры дают возможность человеку быть уверенным в себе, способствуют уравновешенности, облегчают общение, помогают добиться успеха и дать необходимые знания для формирования навыков.

- Беседы о рациональном питании демонстрируют влияние питания на фигуру, чистоту кожи, настроение, работоспособность [7].

Эффективность таких занятий непосредственно связана с правильным выбором форм и методов обучения. Целесообразно чаще применять активные и игровые методы.      Например, ролевые и ситуационные игры – «Я заболел гриппом», «Пассивный курильщик», «Молодые родители» – в средних классах. В старших классах лучше использовать ситуационные задачи и деловые игры.

Определенная часть учебного материала на уроках ОБЖ трансформируется в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок безопасного перехода улицы; рекламы на использование лечебно-профилактической зубной пасты; телеинтервью по темам безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций и выживания в экстремальных условиях, оказание первой медицинской помощи - часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими или вымышленными героями - это лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков.

-    Использование здоровьесберегающих технологий при решении воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано с использованием нетрадиционных форм работы – экскурсии, подвижные, театрализованные игры для младших школьников, деловые игры для подростков, «круглые столы», дискуссии и другие.

В формировании мотивации здорового образа жизни нам представляется важной и перспективной проектная деятельность школьников. Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам).

Знания, полученные на занятиях, студенты реализуют на практике в школе. В своей практической деятельности на основе анализа педагогического опыта учителей ОБЖ и своей педагогической работы мы пришли к выводу, что планирование работы по формированию ЗОЖ у школьников должно быть основано на современных принципах и методах. Учителя должны вести систематическую и планомерную работу. Каждый учитель должен развивать потребность и мотивированное стремление к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяется инновационным методам и формам работы в школе.

Необходимо широко использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.

 

Лабиринт

Литература:

1.                  Камаев И.А., Поздеева Т.В., Дмитроченков А.В., Ананьин С.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: Состояние, проблемы, пути решения: Монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2005. – 312с.

2.                  Киселева Э.М., Царенко В.П., Лай Е.С. Методические аспекты подготовки бакалавров к работе по формированию ЗОЖ школьников Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (Образователь-ная область «Безопасность жизнедеятельности») Материалы научно-практической конференции, 23-23 ноября 2009г. Санкт-Петербург. Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.С.320-324

3.                  Киселева Э.М. О подготовке будущих учителей ОБЖ к работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Социальная защита детства Сборник материалов международной конференции «Ребенок в современном мире». Главный редактор К.В.Султанов.2006С 268-270.

4.                  Костецкая Г.А., Попова Р.И.. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] / Г.А. Костецкая, Р.И. Попова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1(29). – с. 105 - 108

5.                  Л.П. Макарова. О необходимости формирования культуры здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1(29). – с.76 – 79.

6.                  Шабунова А.А. Здоровье населения в современной России: состояние и динамика – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.

7.                  Филиппов В. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения // Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей». – М.: ОЛМА-ПРЕС, 2002. – URL: http://www.ruscenter.ru./

Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровья школьников, сохранению здоровья, формированию здорового образа, охране здоровья школьников, жизни школьников, последние годы здоровье, культуры здоровья, культуры здоровья школьников, здоровья детей, Использование активных методов, образа жизни школьников, сохранению здоровья детей, формирование мотивации здоровья, формированию ЗОЖ школьников, формирование культуры здоровья, понимании ценности здоровья, здоровья участников образовательного, «Концепция охраны здоровья, возрастных особенностей школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос