О том, что обучение заключается в адекватном понимании учащимися действительности, а следовательно, её отражение должно происходить в их сознании системно, целостно на основе интеграции и дифференциации научных знаний педагогика единодушна. Этой теме были посвящены труды философов, психологов, педагогов: Р. Л. Аккофа, П. К. Анохина, Н. М. Амосова, Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельский, Л.Берталанфи, В. В. Белоуса, И. В. Блауберга, Д. В. Вилькеева, В. Е. Гмурман, В. В. Давыдова, Б. В. Всесвятского, М. А. Данилова, Л. Я. Зориной, И. Лингарта, Б. Т. Лихачева, Л. М. Панчешниковой, В. А. Сластенина, М. Н. Скаткина, Ю. П. Сокольникова, П. М. Эрдниева и др.
Примем для себя определение системы как множества взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью вступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [2,с.16]; обладающее определенными качествами имеющего свою структуру (совокупность существенных отношений между элементами (компонентами)), но не являющееся элементами исследуемой системы, но влияющих на неё или обусловленных ею. Функция системы взаимодействия отдельных элементов и её внешних отношений с окружающей средой, что и формирует определенное поведение.
Исходя из изложенного, можно сказать, что педагогической системой является совокупность взаимосвязанных целей, средств, методов, процессов, социальных институтов, т. е. всего того, что необходимо для создания оптимальных условий развития и саморазвития учащихся.
Во главе угла становится задача сближения начальной школы с инновационным образованием, тесная связь и преемственность всех ступеней образования, а также сглаживание дистанции между дифференциацией обучения и формированием у учащихся целостного представления об окружающем мире, естественной картины мира (Т. Б. Алексеева, СУ. Гончаренко, И. Д. Зверев, Г. М. Идлис, Л. В. Кузнецов, B. C. Леднев, и др.). Именно начальная школа должна научить детей способам по знания, естественнонаучной картины мира на основе онтологического (что такое мир), гносеологического (как познать мир) и антропологического (сущность и задачи человека в мире) аспектов [1], что стирает противоречия между субъективным и объективным в естественнонаучной картине мира и способствует творческой деятельности учащихся начальной школы. При этом непременно следует учитывать такие закономерности как: смысловая насыщенность при обучении; систематичность (для создания в сознании учащихся модели естественнонаучной картины мира); единство естественнонаучного и гуманитарного содержания картины мира. Одной из важных закономерностей изучения окружающего мира учащимися начальной школы является смысловое насыщение познавательной деятельности, направленное на личностно ориентированное развивающее, субъектное обучение в восприятии реальной действительности. Это особенно важно сегодня, когда в обществе формируются современные взгляды на человека как представителя живой природы не только единственного, но и уникального обладателя сознания. Мы не случайно в числе закономерностей первым пунктом выдели смысловую нагрузку.
Это означает, что в личностно ориентированном обучении осознание учащимися смысла изучения природы имеет первостепенное значение, т. к. воспринимая свою связь с окружающим миром, он осознает и свою роль в нем, что создает мотивацию не только для сохранения природы, но и улучшения окружающей среды, а это способствует воспитанию экологической культуры младших школьников. Отсюда необходимость активной деятельности учащихся, на выработку поведения, учитывающего его результаты и последствия, что, безусловно, связано с воспитанием чувства ответственности эмоциональной готовности мотивации поведения, и желанию реализовать свои знания в нестандартной ситуации.
Задача учителя создать такие условия обучения, чтобы школьник не только понял необходимость познания окружающего мира, но и осознал свое место в нем, понял и захотел приобщиться к ценностям человеческой культуры, почувствовал потребность и способность к самосовершенстванию [3,с.20].
Систематичность, названная выше в числе закономерностей формирования в сознании младших школьников естественнонаучной картины мира, предполагает познание реальной действительности от общего к частному, и от частного к общему, т. е. проще говоря, элементы естественнонаучной картины мира должны быть представлены целостно как множественности, вариативная, открытая и саморазвивающаяся система, которая должна войти в сознание учащихся в форме представлений, суждений, понятий, законов, развивающихся и совершенствующихся теорий, основанных на взаимосвязях и логике изучаемого материала (СП. Баранов, Л. Я. Зорина, А. Н. Крутский, Т. Г. Назарова, Н. Л. Гребенникова и др.). Кроме того, предлагаемый учебный материал должен быть научным. «Если мы хотим, чтобы обучение в начальных классах было развивающим, мы должны позаботится прежде всего о научности содержания» [6,с.64].
Систематичность важна и как средство повышения мировоззрения, формирования элементов естественнонаучного мышления. Все дисциплины начальной школы должны быть направлены на то, чтобы учащиеся научились рассматривать всевозможные факты и представления об объектах и явлениях природы как проявление общих понятий и закономерностей. И здесь особо надо отметить необходимость тщательного изучения учебного материала природоведческого курса, несущего потенциальную возможность саморазвития ребенка, формирования мировоззренческих взглядов и убеждений. В результате чего появляется система знаний о природе как относительно устойчивая, но динамичная система представлений, понятий, закономерностей естественнонаучной картины мира у младших школьников отражающих её, чему посвящены многие работы. В работах Н. И. Кондакова [4] и А. И. Уемова [5] рассматрывается метод моделирования как важное условие процесса познания, представляющий собой, условно говоря, как моделирование определенных «срезов» реальной действительности. Заметим, что в учебном процессе эти «срезы» должны обязательно учитывать возрастные особенности учащихся быть психологически и дидактически адаптированы. Рассмотрим моделирование применительно формированию естественнонаучной картины мира у младших школьников. Чтобы изучаемый материал был сознательно усвоен учеником, он должен быть узнаваемой моделью оригинала, отражающей реальные объекты, явления и их взаимосвязи. Это обстоятельство позволяет утверждать, что учебный материал как модель отображающая отдельные стороны, части, свойства, предметы и явления окружающего мира в их связях и закономерностях должен рассматриваться в первую очередь в гносеологическом значении т. е. отображение явлений внешнего мира должно поступать в виде инфомации, поступающей извне и в виде образов, имеющих сходство с определенными реальными объектами, другими словами, информация поступает в сознание учащегося через создание образной модели, затем знаковой и мысленной или сначала мысленной, знаковой, а затем образной — при процессах образного и логического мышления, но в любом случае в тесной связи с оригиналом, изучая конкретные его элементы и взаимосвязи, то есть изучение окружающей природы младшими школьниками должно быть сущностное, общее, систематичное (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Л. Я. Зорина, В. Н. Садовский и др.).
Главное же заключается в том, что с первой ступени обучения учащихся необходимо создавать педагогические условия, способствующие адекватному познанию и пониманию реальной действительности не ограничиваясь лишь логикой учебного предмета, а руководствуясь такими обоснованными педагогикой факторами как возраст ученика, его способности, психологические особенности, социальная и культурная среда, в то же время не отступая от научности и доступности учебного материала, но обязательно раскрывая внутренние связи и отношения явлений природы. Иллюстрируя взамосвязи явлений природы, учитель может привести в качестве примера растения — цветущие, плодоносящие, увядающие растения и связать это с их видами и сортами, сезонами года и обязательно отметить влияние на их состояние почвы, света, воды, общего климата, что позволит убидительно перейти от абстрактных представлений к конкретному познанию окружающего мира. Здесь особенно важно системное изучение учебного материала, связанного с природой, отражающего в сознании учащегося материальный мир как единую, целостную систему, в которой особое ведущее место занимает человек. Этому в определенной мере способствует формирование естественной картины в тесном контакте естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, подчеркивающих единство рациональной и идеальной форм познания, раскрывающих логику познания природы, закономерности ее развития и тем самым помогает саморазвитию учащихся, воспитанию таких сторон развития личности как чувства, эмоции, что позволяет начинать осознавать свою уникальность как личности, а это дает возможность эффективно развивать творческую и даже, в определенной мере, поисковую деятельность ребенка.
Таким образом, творчество как качество личности может быть достигнуто лишь при соблюдении воспитывающего характера обучения, принципов сознательности и индивидуализации обучения на основе разностороннего познания реальной действительности всеми доступными учителю средствами на основе содержания учебных дисциплин начальной школы — математики, русского и иностранного языков, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физического воспитания, окружающего мира и др., с непременным использованием индивидуальной и коллективной творческой деятельности самих учащихся на основе описанного выше системного подхода.
Литература:
1. Алексеев П. В., А. В. Панин. Философия.- М.:Проспект, 1997.- 565с.
2. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. — М.: Педагогика, 1973.- Вып. 1–3.
3. Казаренков В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.- Автореферат диссерт. на... докт. наук.- М., 1995. — 35с.
4. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. -М.: Наука, 1975. -720с.и
5. Уёмов А. И. Логические основы метода моделирования. — М., 1971. — 311с.
6. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. //Педагогика и психология. — № 10.