Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 28.02.2015

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Краснова Т. И. Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 486-488. — URL https://moluch.ru/archive/85/16002/ (дата обращения: 20.10.2018).

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, система управления обучением, смешанное обучение.

 

Предметно-знаниевая парадигма долгие годы доминировала в образовательном процессе высших учебных заведений, но под воздействием факторов экономической и социокультурной ситуации мы наблюдаем череду изменений, которые нашли отражение в последней версии федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В соответствии с новыми стандартами инженерное образование в России должно отвечать насущным потребностям общества и личности. В этой связи возникает главная проблема: того багажа знаний, который выпускники традиционно получали в вузе, в современных условиях уже недостаточно. Профессиональная деятельность с каждым годом становится все более интеллектуальной и многоплановой, требующей нестандартности мышления. Таким образом, реалии современного общества требуют постоянного обновления имеющихся знаний и компетенций, непрерывное обучение становится частью профессиональной деятельности. И именно компетенции, а не привычная триада «знания, умения, навыки» приобретают первостепенное значение. Особенно важны такие компетенции как:

-        способность обрабатывать, структурировать, аналитически осмысливать большие объемы разнородной и разноплановой информации;

-        способность творчески работать с информацией в сжатые сроки,

-        способность генерировать свои идеи, превращая их в инновации;

-        способность действовать в ситуации изменчивости, неопределенности и уметь «достраивать» информационную картину мира, гибко приспосабливаясь к изменениям;

-        способность к диалогу, толерантному общению, стремление выяснить, что происходит, оказывая влияние на происходящее и изменяясь самому [1, c. 5].

По нашему убеждению, такие требования к современному студенту как: творчество, самостоятельность и инициативность, коренным образом меняют все компоненты образовательного процесса, формируют новые требования к преподаванию и способам получения знаний.

Согласно новым требованиям ФГОС при подготовке специалистов в области инженерной деятельности основополагающим требованием является формирование профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов, которая определяется как «владение иностранным языком на уровне, позволяющем осуществлять профессиональное общение» [2, c. 9]. Неоспоримым дидактическим потенциалом при формировании иноязычной коммуникативной компетенции обладают информационно-коммуникационные технологии, в том числе ресурсы Интернет. Благодаря научно-техническому прогрессу в современных условиях данные технологии активно развиваются и заставляют пересмотреть принципы содержания и организации образовательного процесса в вузе.

В настоящее время при традиционном обучении очень часто фиксируется слабая удовлетворенность студентов и преподавателей от образовательного процесса, имеются также проблемы с результативностью процесса обучения. По мнению автора данной статьи, внедрение ИКТ при подготовке специалистов технического профиля в рамках дисциплины «Иностранный язык» способствует совершенствованию профессиональных компетенций будущих специалистов и является неотъемлемым условием успешного овладения иностранным языком. Поколение современных студентов с раннего детства вовлечено в процесс информатизации, который проник во все сферы деятельности. Они привыкли получать информацию не из книг, а с экранов компьютеров или гаджетов. Поэтому можно считать целесообразным применение ИКТ для активизации и повышения эффективности образовательной деятельности.

За последние годы вузы пережили много преобразований и инноваций, но мало что изменилось в сущности образовательного процесса, так как до сих пор существует авторитарная модель управления и линейная модель обучения. Информационные технологии могут, наконец, переломить ситуацию путем вовлечения студентов в познавательную деятельность, культивирования чувства сопричастности и рефлексии, самостоятельности и ответственности за свое обучение, появится многовариантность путей развития субъектов обучения.

Поиск дидактического инструментария для реализации поставленной цели привел нас к методу смешанного обучения (blended learning), который, на наш взгляд, способен обеспечить последовательный переход, как на модульный принцип организации учебного процесса, так и на формирование условий для студентов к автономному обучению [3, c. 406]. Традиционно в смешанном обучении комбинируются аудиторная работа и обучение на базе информационных технологий. Компоненты данной системы функционируют в постоянной взаимосвязи и должны быть грамотно методически организованы.

Для реализации учебного взаимодействия необходима среда. В условиях смешанного обучения ею становится электронная образовательная среда, создаваемая на базе системы управления обучением (Learning Management System), которая включает в себя многообразие дидактических систем. Данная среда располагает инструментами, позволяющими разрабатывать контент, распространять через Интернет и использовать встроенные средства совместной работы, совмещать работу и обучение в одном процессе. [4, c. 145]. Эффективность образовательного процесса будет зависеть от соотношения времени, отведенного на аудиторные занятия и работу онлайн, а также от правильно выбранного характера предоставления материала и его содержания.

Традиционно смешанное обучение состоит из комбинации синхронных и асинхронных технологий обучения. При синхронной форме работы преподаватель и студенты одновременно присутствуют в системе обучения и взаимодействуют в реальном времени. Преподаватель может наблюдать за работой студентов и выполнять функции консультанта и модератора. При асинхронной форме работы преподаватель и студенты заходят в электронную среду в удобное для них время. Накопленная статистика позволяет преподавателю отслеживать работу студентов, комментировать и пояснять сложные вопросы, создавая «эффект присутствия». Немаловажным является осуществление мониторинга процесса обучения в виртуальной среде с помощью таких функций, как оценка и самооценка (тесты, различные виды вопросов), обеспечение контакта между преподавателем и студентами, между студентами (чаты, форумы и т. д.) [5, c. 361]. Электронная среда предоставляет разнообразные средства коммуникации, что предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, возрастает количество коммуникативных контактов между самими обучающимися через разнообразную творческую деятельность [6, c. 23].

Ценность смешанного обучения заключается в том, что оно позволяет создать нелинейную модель обучения, где нет жесткой запрограмированности, ограничений во времени, в содержании и в использовании технологий. Здесь отсутствует авторитарное руководство преподавателя, его главной функцией становится сопровождение деятельности студентов и создание благоприятных условий для осуществления успешной учебной деятельности, в которой реализуется личностно-ориентированный подход в обучении. Преподаватель поддерживает и развивает личность студента, а отношения между ними строятся на принципах сотрудничества и совместных инициатив [7, c. 97]. Основной задачей преподавателя становится не передача знаний и формирование навыков и умений, а стимулирование интереса, мотивации к усвоению языка, помощь в усвоении и творческом поиске [8, c. 17]. Он помогает понять сам процесс обучения и управлять им самостоятельно, а также раскрыть механизмы добывания новых знаний.

В условиях смешанного обучения студенты получают возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с видением своих образовательных перспектив. Смешанное обучение способно приспосабливаться к уровню развития студента и выводить его на более высокий уровень развития в соответствии с требованиями системы [9, c. 520]. Современные технологии предлагают неисчерпаемые возможности для реализации на практике вариативности приемов обучения [10, c. 233].

Смешанное обучение становится особенно актуальным и востребованным в силу тенденции к повышению удельного веса самостоятельной индивидуальной работы студентов по усвоению знаний, что соответствует современным европейским образовательным традициям [11, c. 285]. Оно способствует формированию стратегий самостоятельной работы обучающихся, повышает чувство ответственности за организацию траектории внеаудиторного обучения, развивает умение саморегуляции, так как часть учебного процесса вынесена за рамки аудиторных занятий [12, c. 73].

Несколько слов стоит сказать о мотивации в смешанном обучении. Данная проблема особенно актуальна для изучающих иностранный язык, так как это процесс с отложенным вознаграждением, что отрицательно влияет на мотивацию. Владение иностранным языком нацелено на получение дивидендов лишь в будущем, при достижении определенного уровня, причем, для разных студентов в разной степени и в разный срок [13, c. 484]. Особенно тяжело приходится студентам с низким уровнем владения языком, и мы имеем достаточно большое число таких студентов. По данным входного тестирования абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета средний балл оценки знаний по иностранному языку составляет 32,3 %, что соответствует лишь уровню А2 по Европейской шкале, при этом есть студенты чей уровень едва достигает порогового А1 [14, c. 100]. При смешанной модели обучения мотивация поддерживается за счет персонификации образовательного процесса, поддержания атмосферы доброжелательства и ориентации на успех. Мотивация побуждает, направляет и организует обучаемого, придает учебной деятельности личностный смысл и значимость [15, c. 481].

Современное инженерное образование невозможно без применения различных средств информатизации, самым эффективным из которых можно считать смешанное обучение, сущностью которого является самостоятельная познавательная деятельность студентов, основанная на компетентностном подходе.

 

Литература:

 

1.      Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. — 300 с.

2.      Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 7–21.

3.      Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. № 17(2). С. 403–414.

4.      Розанова Я. В. Организация проектной работы студентов технических специальностей на английском языке с помощью платформы Moodle // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 144–147.

5.      Логинова А. В. Преимущества использования системы дистанционного обучения “Moodle” при обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Вестник науки Сибири. 2011. № 1(1). С. 358–362.

6.      Розанова Я. В. Использование метода проблемного обучения на занятиях по иностранному языку в вузах технического профиля // Педагогический журнал. 2012. № 5–6. С. 18–30.

7.      Бехтерев А. Н., Логинова А. В. Использование системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении профессиональному иностранному языку // Открытое образование. 2013. № 4. С.91–97

8.      Асадуллина Л. И., Диденко А. В. Средства электронной коммуникации в обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 1–2. С. 14–17.

9.      Краснова Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014.№ 7(66). С. 519–521.

10.  Сырых Е. В., Ольховик Н. В. Использование инновационных технологий обучения иностранному языку в технических вузах // Мир образования — образование в мире. 2014. № 2. с. 230–234.

11.  Краснова Т. И. К вопросу об организации СРС по иностранному языку в вузе // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26–30 марта 2013 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А. И. Чучалин [и др.]. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. С. 284–286.

12.  Розанова Я. В. Технология ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014.№ 2. С.70–76.

13.  Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 484–486.

14.  Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом вузе // Молодой ученый. 2014.№ 7. С. 481–483.

15.  Сидоренко Т. В., Игна О. Н., Рыбушкина С. В., Диденко А. В. К анализу языкового образования в зарубежных неязыковых вузах // В мире научных открытий. 2012. № 9.3 (33). С. 97–118.

Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, образовательный процесс, иностранный язык, студент, учебный процесс, работа студентов, профессиональная деятельность, подготовка специалистов, мотивация, электронная среда.


Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.

Процесс мотивирования студентов преподавателем.

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это...

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика».

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

смешанное обучение, электронное обучение, студент, электронный курс, компьютерный класс, обучение, профессиональный иностранный язык, высшее образование, Очное обучение, долгое время.

Обучение профессиональному иностранному языку...

студент, учебный процесс, смешанное обучение, онлайн курс, курс, преподаватель, выполнение заданий, большинство студентов, домашнее хозяйство, английский язык.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

В этот процесс вовлечены как профессиональные IT специалисты, так и преподаватели, внедряющие электронное обучение.

Электронная обучающая среда открывает неограниченные возможности для организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

смешанное обучение, иностранный язык, курс, студент, онлайн курс, учебный процесс, английский язык, электронное обучение, обучение, инженерный профиль.

Эффективность смешанного обучения при обучении...

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.

Процесс мотивирования студентов преподавателем.

Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это...

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза. Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика».

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

смешанное обучение, электронное обучение, студент, электронный курс, компьютерный класс, обучение, профессиональный иностранный язык, высшее образование, Очное обучение, долгое время.

Обучение профессиональному иностранному языку...

студент, учебный процесс, смешанное обучение, онлайн курс, курс, преподаватель, выполнение заданий, большинство студентов, домашнее хозяйство, английский язык.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

В этот процесс вовлечены как профессиональные IT специалисты, так и преподаватели, внедряющие электронное обучение.

Электронная обучающая среда открывает неограниченные возможности для организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

смешанное обучение, иностранный язык, курс, студент, онлайн курс, учебный процесс, английский язык, электронное обучение, обучение, инженерный профиль.

Эффективность смешанного обучения при обучении...

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...

Задать вопрос