Человек как текст в современной культуре удовольствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 549 раз

Библиографическое описание:

Кузьма, Т. И. Человек как текст в современной культуре удовольствия / Т. И. Кузьма. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15957/ (дата обращения: 18.11.2024).

Если представить образование как «универсальный текст формирования человека, состоящий из античности, Средневековья, Просвещения, XIX, ХХ века и современности» [2, с. 96], то можно предположить, что человек сегодня — это тоже текст, отражающий культуру удовольствия. «Иными словами, это текст, имеющий в качестве знаковой системы естественный язык, на котором он создан и которым должен быть прочитан» [7, с. 65–70.]. «Интерпретация» человека начинается с осознания его как мужчины или женщины, с понимания их взаимоотношений.

С давних времен идет доминирование мужского начала над женским. Фактом того, что женщина второстепенна по сравнению с мужчиной, называется то, что она была создана из ребра Адама. Как говорил А. П. Шопенгауэр: «Уже сам вид женской фигуры показывает, что она не предназначена для слишком большого труда ни духовного, ни телесного. Она отбывает обязанность жизни не действительным, а страдательным образом: муками родов, заботами о детях, подчиненностью мужу» [9]. Но сложившиеся в традиционной культуре различия полов, не ставят сегодня мужчину на более выигрышную позицию по сравнению с женщиной.

Всю жизнь современного мужчину преследуют страхи быть слабым, проиграть соперникам. Мужчины не говорят о себе, не пишут о своих страданиях, считая это слабостью, присущей исключительно женщине. Однако они много говорят о женщине, о ее женственности. Поисками вечной женственности был озабочен и Фауст в трагедии И. В. Гете. Создается впечатление, что женщина предстает как основное жизненное составляющее мужчины, который только корректирует и дополняет его по своему усмотрению. Но боясь, что женщина может стать главнее, он держал ее в своей власти: еще со времен первобытности не раскрывал секреты разжигания огня, не давал ей употреблять в пищу мясо, боялся, что она станет сильнее;, не допускал ее к религиозным праздникам, а наиболее красивых и соблазнительных женщин мужчины-инквизиторы сжигали на кострах, считая ведьмами,.

Сегодня женщина выступает одним из главных конкурентов мужчины, который все чаще пытается представить ее как несостоятельное, ущербное в плане психики, физиологии, биологии существо, но доставляющее удовольствие и наслаждение. Между тем, мужчина рожден женщиной и вскормлен ею [3, с. 142–146].

Мужчины совершенно по-разному воспринимают женщин — матерей и женщин, которые влекут его в плане сексуальности, получения удовольствия. Чаще матерей окружают заботой, уважением, почетом. По мнению Карен Хорни, «минутная причастность мужчины к сотворению новой жизни становится для него сильнейшим стимулом к созданию тоже чего-нибудь нового, еще небывалого. И он создает то, чем мог бы гордиться: религия, государство, наука. В сущности, его творения, да и вся наша культура носит отпечаток маскулинности» [8, с. 83]. Все это создание нового ничем не компенсируется, поэтому мужчина пренебрежительно, а иногда агрессивно и уничижительно относится к женщине, утверждая двойную мораль.

Чтобы поддерживать свою мужественность и стойкость, мужская культура создала некие стандарты. Во-первых, это статус: работа, положение в социуме, заработок, власть. Во-вторых, это твердость: эмоциональная устойчивость, физическая сила, биологическая активность. В-третьих, поведенческая антиженственность.

В разные историко-культурные периоды мужчины часто повторяют свое поведение с женщинами, имея возможность близких отношений с ней. Женщина является предметом сексуальных желаний, но эти самые желания и пугают мужчин. Так, Ева предложила Адаму вкусить запретный плод, и Адам, увлеченный ею, поддался, хотя у него был выбор, с этого времени и пошло, что женщины выступает в роли искусительницы, ведущей к несчастьям. Так же в Библии говорилось об Аврааме, который боясь, что потеряет жизнь, назвал свою жену — Сару сестрой, говоря «дабы мне было хорошо ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя» [1], но фараон, не зная данного обмана, увлекся Сарой, за что Бог поразил его дом несчастьями и, возвращая ее, дал много богатств Аврааму. Важно, что все это случилось из-за Сары. Все библейские события чаще всего происходят с мужчинами и из-за женщин.

Мужчины всегда стремятся улучшить свое положение, сделать его максимально комфортным, при этом ведя неправильный образ жизни, поскольку больше, чем женщина, они нацелены на получение удовольствия. Наслаждениям мужчины посвящают: деньги, силы, время, ради них жертвуют работой, отношениями, безопасностью, иногда даже жизнью. Так, можно привести такие «предметы» удовольствия, как: алкоголь, пассивный отдых, игры, компьютерные и не только, спорт, случайные сексуальные связи, активная агрессия. Тема алкоголя представлена в современных текстах песен, былин, мифов, кино, телепрограмм. Ни одна вечеринка не проходит без алкоголя. Бутылка с алкоголем является символом, который объединяет всех. С помощью алкоголя решаются проблемы, находится компромиссное решение проблемы, отмечаются праздники и т. д. В пьяном разговоре мужчина высказывает все, что не мог сказать, когда был трезв, и, если он говорит что-то лишнее, то он опрометчиво переносит это на алкогольное опьянение и считает это приемлемым и не к чему его не обязывающим. Алкоголь давно является проблемой всех, в частности, мужчин,

Так же одним из более предпочтительных удовольствий у мужчин являются компьютерные игры. Уходя в виртуальный мир от реальных проблем, они выплескивают свою агрессию на виртуальных соперниках. Они готовы сидеть за компьютером целыми сутками, и в этот момент все реальные проблемы уходят на второй план, теряют свою актуальность: их затмевает игровой мир, в котором мужчины могут добиться более высоких результатов, чем в реальной жизни. Но чаще всего подобный «уход» заканчивается плохо. Они перестают общаться с окружающими, не выходят на работу, портят отношения со своей парой, иногда даже забывают принимать пищу. Многие ученые считают видеоигры зависимостью наравне с наркотиками и алкоголем. Известно несколько случаев, когда игры доводили до летального исхода, так в 2012 году китайская девочка умерла от истощения во время игры, а до этого, в 2010 году корейский мальчик скончался по той же причине. В наше время для зависимых от видеоигр оборудуют клиники, одна из них находятся в Англии. Их программа включает 12 пошаговых инструкций, рассчитана как на взрослых, так и на детей. Еще одна есть в Южной Корее, их программа состоит из того, что зависимым отключают доступ к видеоиграм на 6 часов в сутки, а по другой программе, зависимым от онлайн-игр, снижают скорость Интернета, делая невозможным игровой процесс. В итоге, пытаясь расслабиться и получить удовольствие, мужчины обретают проблемы. Еще одним способом получения удовольствия является спорт, ведь это залог красоты, крепкого здоровья и постоянного тонуса. Чтобы заниматься спортом особых усилий не требуется, главное желание, мотивация и немного свободного времени. Многие люди, ставят себе цель: заполучить узкую талию, кубики, мышцы, но это не должно быть на первом месте. Поэтому от каждой тренировки нужно получать удовольствие, а именно от: растяжки и расслабления мышц, либо от их напряжения, от не сравниваемой с обычной болью, боль от нескольких часов тренировки, предвкушение от приобретения желаемых результат и т. д. Но не все из перечисленных «предметов» могут доставить удовольствие. И к сожалению мужчины не оставляют себе шансов выбора другого удовольствия, они сразу придумывают себе причины, по которым удовлетворенности они не получат, а женщины ищут все новые и новые способы реализации своих желаний. Женщина чаще всего не обращает внимания на препятствия, а обходит их, а мужчина агрессивно отнесется к этому и забудет про свои желания, обидевшись на весь мир.

Мужчина по своей природе неспособен выбирать удовольствие, он поддерживает тактику предыдущих поколений, считая, что лучшего не существует.

В общем, в понимании удовольствия можно выделить три категории:

1.         Физиологические, которые ориентированы на витальными потребностями, проявляющиеся посредством органов чувств (вкус, зрение, слух и т. д.) — это жажда, голод, потребность в общении, половое влечение.

2.         Удовольствия, связанные с физиологией, но не воспринимающиеся органами чувств, — это предвкушение, томление, истома и т. д.

3.         Удовольствие духовного, ментального, характера — это удовлетворение любопытства, предвкушение риска, наслаждение местью и т. д.

Современный мужчина не способен выбирать удовольствие. Как субъект удовольствия, он нелогичен и деструктивен, нерационален, чего не скажешь о современной женщине. Однако, женщина, маскирующая себя под маской мужчины, что демонстрирует, например, современный кинематограф, — явление нередкое. «Мимикрируя под образчик доминантной маскулинности, женщина получала, таким образом, статус легитимности в патриархальной структуре и доступ к властным ресурсам» [4, с. 151]. Женщина смогла получить удовольствие там, где всегда до этого была второй: на войне и в любви.

Культура удовольствия ставит перед образованием новые задачи. «Сегодня очевидно, что воспитание и образование становятся источниками разрушительных тенденций, ведущих к деструктивным изменениям человека» [6, с. 98]. Представление о культуре как процессе подавления природных инстинктов сегодня глубоко ошибочно, как ошибочны суждения о темных влияниях инстинктов на человека [5]. Проблема контроля и самоорганизации столь сверхсложной системы, какой является человек, особенно обострилась в условиях современной культуры удовольствия, которая заметно меняет экзистенциалы человека. Неоэкзистенциализм, рожденный кризисом конца ХХ — начала ХХI веков, обозначает круг новых проблем, на которые отреагировала современная культура, создав иную систему своих деструктивных экзистенциалов.

 

Литература:

 

1.                  Библия, Книга Бытия, 12 глава, стих 13

2.                  Валеева Е. В. Аналоговая модель современного образования // Обсерватория культуры 2014. № 1. С. 96 всего с. 96- 101

3.                  Орлова Н. А. Мужчина как субъект удовольствия // Феномен удовольствия в культуре. Материалы международного научного форума 6–9 апреля 2004 года. — СПб.: ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. 2004. — С. 142–146.

4.                  Рыгина Визуальные практики легимитации не-нормативных удовольствий: анализ японской анимации Феномен удовольствия в культуре. Материалы международного научного форума 6–9 апреля 2004 года. — СПб.: ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. 2004. — С. 150–152.

5.                  Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологи. 2014. № 3. — С.98–102.

6.                  Фортунатова В. А. Культура и образование: монография. — Н.Новгород: НГПУ, 2010. — 411 с.

7.                  Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы // Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. Казань, 2014. — С. 65–70.

8.                  Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.- С. 83.

9.                  Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, удовольствие, алкоголь, культура удовольствия, орган чувств, получение удовольствия, проблема, современный мужчина, чаща.


Задать вопрос