В статье представлены результаты анкетирования, которое авторы проводили с целью выявления отношения медицинского персонала к студенческой практике.
Ключевые слова: социальная политика государства, здравоохранение, учебная и производственная практики.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» предписывает подготовку специалиста по разным видам профессиональной деятельности: профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, психолого-педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской. Основная образовательная программа подготовки специалиста включает в себя несколько циклов, в том числе учебную и производственную практики, которые являются обязательными и представляют собой «вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся» [1].
Согласно федеральному стандарту учебная и производственная практики «проводятся в сторонних организациях — медицинских и научных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки (специальности), или на кафедрах и в клиниках вуза» [1].
В ноябре-декабре 2014 года в рамках деятельности научного кружка кафедры «Истории Отечества, истории медицины, социологии и политологии» Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера авторами статьи было проведено анкетирование, цель которого заключалась в выявлении отношения медицинского персонала к подобной практике.
Анкетирование было проведено в отделениях кардиологии и экстренной хирургии ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4», экстренной гинекологии ГБУЗ ПК «Медсанчасть № 9 им. М. А. Тверье», гинекологии ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 2 имени Федора Христофоровича Граля», анестезиологии ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница», ГБУЗ ПК «Детская городская поликлиника № 10», ГБУЗ СО «Городская станция скорой медицинской помощи», ГБУЗ СО «Подстанция скорой помощи». В качестве респондентов выступили 70 человек: 28 представителей высшего и 42 — среднего и младшего медицинского персонала с разным стажем работы (25 человек — менее 5 лет, 45 человек — более 5 лет), родом деятельности, квалификационной категорией.
Таблица 1
Род деятельности (кол-во чел.)
Хирургия |
Гинекология |
Кардиология |
Педиатрия |
Анестезиология |
Скорая помощь |
11 |
15 |
11 |
8 |
17 |
8 |
Таблица 2
Квалификационная категория (кол-во чел.)
Высшая |
Первая |
Вторая |
Нет категории |
27 |
9 |
5 |
29 |
Подавляющее число респондентов (79 %) считает, что медицинский персонал заинтересован в студенческой практике. Более всего (согласно данным таблицы 3) к этому утверждению склонны: высший медицинский персонал (86 %); персонал со стажем работы менее 5 лет (88 %); персонал с первой квалификационной категорией (100 %).
Таблица 3
Заинтересованность медицинского персонала в студенческой практике
Критерий |
Варианты ответов |
|||||
«Да» |
«Нет» |
«Затрудняюсь ответить» |
||||
Общий показатель (%) |
% |
Общий показатель (%) |
% |
Общий показатель (%) |
% |
|
Должность: |
||||||
высший медицинский персонал |
79 |
86 |
13 |
3 |
8 |
11 |
средний и младший медицинский персонал |
74 |
19 |
7 |
|||
Стаж работы: |
||||||
менее 5 лет |
79 |
88 |
13 |
0 |
8 |
12 |
более 5 лет |
73 |
20 |
7 |
|||
Род деятельности |
||||||
Хирургия |
79 |
73 |
13 |
9 |
8 |
18 |
Гинекология |
87 |
13 |
0 |
|||
Кардиология |
100 |
0 |
0 |
|||
Педиатрия |
50 |
37,5 |
12,5 |
|||
Анестезиология |
76 |
12 |
12 |
|||
Скорая помощь |
75 |
12,5 |
12,5 |
|||
Квалификационная категория: |
||||||
Высшая |
79 |
70 |
13 |
19 |
8 |
11 |
Первая |
100 |
0 |
0 |
|||
Вторая |
60 |
20 |
20 |
|||
Остальные |
83 |
10 |
7 |
Те респонденты, которые положительно отнеслись к факту проведения студенческой практики на их клинических базах, отметили, что это, прежде всего: возможность «вырастить новую смену, обеспечить преемственность лечебных традиций нашего медицинского учреждения» (61 %); «проконтролировать качество подготовки будущих врачей, которые, возможно, будут работать в нашем медицинском учреждении» (44 %); «отметить/взять на заметку подающих надежды студентов-медиков, чтобы впоследствии пригласить их на работу в наше медицинское учреждение» (43 %). Не менее важной причиной стало выполнение студентами и «низкоквалифицированных работ», компенсация «нехватки младшего медицинского персонала» (48 %).
Те респонденты, которые выразили сомнение в заинтересованности медицинского персонала в студенческой практике, среди причин назвали: недостаточную подготовку студентов, потенциальную возможность нанесения вреда пациенту, за здоровье которого отвечает медицинский персонал (33 %); «потерю времени, столь необходимого для курирования пациентов» (27 %); «отсутствие материального вознаграждения за курирование студентов» (27 %); «отсутствие необходимой материальной базы, условий для успешного прохождения практики» (27 %). На последнем месте среди причин оказались «недисциплинированность и низкий уровень организованности студентов, за которыми нужен постоянный контроль» (7 %);
С точки зрения большинства респондентов (73 %), руководство медицинского учреждения должно учитывать пожелания трудового коллектива при решении вопроса о возможном прохождении на их базе студенческой практики. Менее четверти (16 %) полагают, что это необязательно; 11 % затруднились ответить на этот вопрос.
Медицинскому персоналу был предложен примерный список навыков и умений, которыми должны обладать студенты-практиканты. Следует отметить, что респонденты смогли оценить практически все из них, а именно: 1) антропометрическое и психометрическое исследование пациента; 2) оценка функции внешнего дыхания; 3) измерение и оценка АД, ЧСС, ЧДД; 4) клиническое обследование; 5) оценка выявленных изменений и формулирование предварительного диагноза; 6) обоснование терапии при различных патологических состояниях; 7) сбор материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у пациента; 8) оценка результатов анализов; 9) подготовка пациента к рентгенологическому и ультразвуковому обследованию органов желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы; к эндоскопическому исследованию ЖКТ и органов дыхания; 10) оценка результатов инструментального исследования; 11) акушерское и гинекологическое обследование; 12) удаление инородного тела из конъюктивы, наружного слухового прохода, полости рта; 13) остановка наружного кровотечения; 14) постановка очистительных, сифонных и лекарственных клизм; 15) выполнение инъекций лекарственных средств; 16) выполнение иммобилизации при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей; 17) выполнение ИВЛ; 18) осуществление ухода за больными различного возраста, обладающими заболеваниями различных органов и систем, и их транспортировку, в том числе за тяжелобольными и агонирующими больными.
Значительная часть респондентов (81 %) посчитала работу студентов удовлетворительной: 68 % назвали ее среднеэффективной; 16 % — эффективной. Менее пятой части респондентов (16 %) остались недовольны студентами-практикантами, посчитав их работу неэффективной. Большинство опрошенных признали наличие у студентов-медиков необходимых навыков и умений. Однако вместе с тем был отмечен и факт необходимости корректировки последних: периодического обучения и непрерывного контроля над выполнением работы с целью устранения ошибок.
Интересно отметить, что сложившаяся ситуация не устраивает медицинский персонал. Почти половина респондентов (46 %) признались в том, что подобный уровень подготовки студентов не оправдывает их ожидания.
С точки зрения опрошенных, студенты-практиканты должны обладать следующими качествами: «работоспособностью, желанием учиться» (83 %), «необходимыми знаниями, умениями, навыками» (73 %), «ответственностью, исполнительностью, вежливостью» (71 %), «умением находить общий язык с пациентами и медицинским персоналом» (70 %), «аккуратностью, соблюдением санитарно-гигиенических норм» (63 %).
На вопрос, должен ли медицинский персонал поддерживать интерес студентов-практикантов к своей будущей профессии, подавляющее число респондентов ответили утвердительно (84 %); отрицательно — 7 %, затруднились ответить — 9 %.
Те респонденты, которые положительно отнеслись в подобной идее, отметили, что этого можно достичь посредством создания «положительного образа профессии врача» (76 %) и «комфортной рабочей атмосферы» (44 %). Следует сказать, что никто из опрошенных не выбрал вариант создания «комфортных материальных условий прохождения практики», видимо, посчитав это прерогативой администрации медицинского учреждения.
Подводя итоги, можно отметить следующие моменты. Во-первых, в целом положительное отношение медицинского персонала к идее проведения студенческой практики на их клинических базах. Во-вторых, не совсем достаточный, с точки зрения медицинского персонала, уровень подготовки студентов к прохождению подобной практики. В-третьих, готовность медицинского персонала к преодолению возможных проблем.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») // СПС КонсультантПлюс.