Партиципаторное бюджетирование как механизм прямого участия граждан в процессе обсуждения и принятия городского бюджета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Мельцер, Д. В. Партиципаторное бюджетирование как механизм прямого участия граждан в процессе обсуждения и принятия городского бюджета / Д. В. Мельцер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15701/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассматриваются вопросы участия граждан в распределении части муниципального бюджета на примере проекта «Я планирую бюджет», реализуемого в муниципальном образовании Сосновоборский городской округ Ленинградской области.

Ключевые слова: вопросы самоуправления и самоорганизации граждан, муниципальный бюджет, «партиципаторное бюджетирование», проект «Я планирую бюджет».

The article deals with the questions of participation of citizens in the municipal budget allocation by the example of the project «Cityzen create a budget», implemented in the municipality Sosnovoborsky City District of Leningrad region.

Keywords:issues of self-government and self-organisation of citizens, municipal budget «participatory budgeting», the project " Cityzen create a budget ".

 

«Партиципаторное бюджетирование» — это распределение части бюджета города при помощи комиссии, состоящей из горожан. Такая процедура в последние двадцать лет успешно применяется в Европе, Латинской Америке и США, и, по мнению экспертов Всемирного банка, помогает по-новому выстроить публичное обсуждение городских проблем и повысить уровень активности граждан. Другими словами, граждане получают возможность не только высказать свое мнение о бюджете города, но и решить, как распределить его часть, а также познакомиться с тонкостями и трудностями этой работы.

По сути, это альтернативная форма участия граждан в процессе обсуждения и принятия муниципального бюджета, в рамках которой граждане получают возможность самостоятельно определить расходы части бюджета на будущий год.

Сегодня в России влияние граждан на бюджетный процесс ограничивается публичными слушаниями бюджета, которые зачастую не предоставляют возможностей для взаимодействия горожан и представителей городской администрации. Это происходит, в основном, из-за отсутствия доступной и понятной всем гражданам информации о бюджетном процессе и убежденности граждан в невозможности влиять на бюджетную политику. Очевидно, что без участия двух заинтересованных сторон — граждан и власти — подобная проблема не может быть решена.

Проект партиципаторного бюджетирования «Я планирую бюджет» — один из путей решения этой проблемы. Посадить за один стол жителей, независимых экспертов и представителей администрация муниципального образования, дать гражданам возможность разобраться в том, как работает бюджет города, из чего он состоит, предложить свои инициативы и непосредственно поучаствовать в распределении бюджетных средств — вот задачи этого проекта.

Проект реализуется администрацией муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Комитетом гражданских инициатив — Фондом Алексея Кудрина.

Европейский университет в Санкт-Петербурге — негосударственное учреждение высшего профессионального образования, лидер в области подготовки специалистов гуманитарного профиля.

Комитет гражданских инициатив — общественная организация, занимающаяся поддержкой проектов, направленных на обновление и укрепление демократических институтов. Финансирование деятельности Комитета осуществляет специально созданный для этой цели «Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив».

Естественно, не в каждом муниципалитете можно провести такую процедуру. Для этого необходимо соответствие нескольким критериям. Муниципальное образование Сосновоборский городской округ Ленинградской области подходит под эти критерии очень хорошо.

Во-первых, администрация муниципального образования оказывает данному проекту всестороннюю поддержку. Во-вторых, после того, как было проведено предварительное исследование, посвященное желанию и готовности граждан участвовать в решении муниципальных проблем, сложилось впечатление, что граждане не останутся равнодушными к этой инициативе — многим из них не все равно, что происходит в их городе и они готовы тратить свое время на то, чтобы повлиять на решение волнующих их проблем. Проект предоставляет возможность таким граждан напрямую повлиять на решение тех задач, которые волнуют именно их и именно сегодня. В-третьих, администрация муниципального образования готова выделять деньги, распределение которых будет осуществляться в рамках реализации проекта. Так в 2014 году на данный проект было направлено 20 миллионов рублей из муниципального бюджета.

Цели проекта, получившего название «Я планирую бюджет»:

-        совершенствование механизмов, позволяющих гражданам участвовать в распределении средств муниципального бюджета;

-        развитие эффективной системы взаимодействия власти и общества в бюджетной сфере.

-        Задачи проекта:

-        предоставление гражданам средства для прямого влияния на политику органа местного самоуправления;

-        предоставление гражданам возможности разобраться в том, как принимается и распределяется муниципальный бюджет;

-        предоставление гражданам более полной информации о деятельности органов местного самоуправления;

-        создание нового механизма взаимодействия граждан и муниципальной власти по решению вопросов местного значения.

Участником проекта может стать каждый житель города старше 18 лет, подавший заявку на участие в проекте. Из поданных заявок жребием отбираются те из граждан, кто сможет участвовать в принятии решений в составе образованной рабочей комиссии. При этом в ее заседаниях и иные мероприятиях могут участвовать все желающие. Общественное обсуждение предложений граждан по включению в программу производится в течение полугода, предшествующего времени принятия решения.

Полные итоги реализации данного проекта можно подвести по итогам исполнения муниципальных бюджетов за 2014 и 2015 годы.

 

Литература:

 

1.                  Братановский С. Н. Основы местного самоуправления. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Братановский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2010.

2.                  Бежаев О. Г. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы / О. Г. Бежаев // Муниципальная власть. -2006 г. -№ 3. — с.52–57.

3.                  Суглобов А. Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учеб.пособие / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова, В. А. Петренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 263с.

4.                  Методические рекомендации по формированию и исполнению муниципальных бюджетов с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований разных типов // Муниципальная власть. -2010. — № 2.

5.                  Кудрин А. Л. Федеральный бюджет — важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы.-2010. — № 1. — с.3.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, муниципальный бюджет, гражданин, Ленинградская область, проект, бюджет города, бюджетный процесс, европейский университет, местное самоуправление, Санкт-Петербург.


Ключевые слова

вопросы самоуправления и самоорганизации граждан, муниципальный бюджет, «партиципаторное бюджетирование», проект «Я планирую бюджет»

Похожие статьи

Особенности инициативного бюджетирования как механизма продвижения общественных инициатив

В статье рассматривается сущность и специфика института инициативного бюджетирования с точки зрения участия населения в государственном и муниципальном управлении.

Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе

В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...

Участие в формировании общественных финансов как способ развития социальной активности населения (на примере г. Вязники Владимирской области)

Исследуется вопрос формирования общественных финансов, взаимодействие федерального, регионального, местного уровней публичной власти и граждан, проживающих на территории муниципальных образований для сбора средств на удовлетворение местных потребност...

Сход граждан как один из механизмов реализации общественных инициатив

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления как сход граждан, его правовая основа и особенности реализации.

Проблема правового закрепления принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний

В статье автор исследует правовое закрепление и действие принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний по местному бюджету.

Программа поддержки местных инициатив как инструмент управления местными сообществами

Реализующиеся более 5 лет проекты инициативного бюджетирования в Башкортостане, в частности Программа поддержки местных инициатив, выступают инструментами развития территорий, консолидации экономических гражданских интересов населения, власти и бизне...

Территориальное общественное самоуправление как способ организации занятости молодежи

В статье рассматриваются проблемы развития территориального общественного самоуправления в рамках организации деятельности местного самоуправления. Произведен анализ уровня информированности населения о тосовском движении и деятельности территориальн...

Предпосылки к формированию финансовой грамотности населения в сельской местности. Партнерство с муниципальной властью

В статье рассматриваются основные аспекты формирования финансовой грамотности населения в сельской местности, анализируются возможные методы взаимодействия с муниципальной властью по вопросам финансового просвещения населения, предпринимается попытка...

Общественное участие в бюджетном процессе Санкт-Петербурга на примере проекта «Твой бюджет»

Некоторые аспекты субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации

В настоящей статье затронуты проблемы межбюджетных трансфертов, проведена оценка эффективности использования субсидий региональными органами власти, рассмотрено софинансирование государственных программ на период 2020–2022 гг.

Похожие статьи

Особенности инициативного бюджетирования как механизма продвижения общественных инициатив

В статье рассматривается сущность и специфика института инициативного бюджетирования с точки зрения участия населения в государственном и муниципальном управлении.

Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе

В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...

Участие в формировании общественных финансов как способ развития социальной активности населения (на примере г. Вязники Владимирской области)

Исследуется вопрос формирования общественных финансов, взаимодействие федерального, регионального, местного уровней публичной власти и граждан, проживающих на территории муниципальных образований для сбора средств на удовлетворение местных потребност...

Сход граждан как один из механизмов реализации общественных инициатив

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления как сход граждан, его правовая основа и особенности реализации.

Проблема правового закрепления принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний

В статье автор исследует правовое закрепление и действие принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний по местному бюджету.

Программа поддержки местных инициатив как инструмент управления местными сообществами

Реализующиеся более 5 лет проекты инициативного бюджетирования в Башкортостане, в частности Программа поддержки местных инициатив, выступают инструментами развития территорий, консолидации экономических гражданских интересов населения, власти и бизне...

Территориальное общественное самоуправление как способ организации занятости молодежи

В статье рассматриваются проблемы развития территориального общественного самоуправления в рамках организации деятельности местного самоуправления. Произведен анализ уровня информированности населения о тосовском движении и деятельности территориальн...

Предпосылки к формированию финансовой грамотности населения в сельской местности. Партнерство с муниципальной властью

В статье рассматриваются основные аспекты формирования финансовой грамотности населения в сельской местности, анализируются возможные методы взаимодействия с муниципальной властью по вопросам финансового просвещения населения, предпринимается попытка...

Общественное участие в бюджетном процессе Санкт-Петербурга на примере проекта «Твой бюджет»

Некоторые аспекты субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации

В настоящей статье затронуты проблемы межбюджетных трансфертов, проведена оценка эффективности использования субсидий региональными органами власти, рассмотрено софинансирование государственных программ на период 2020–2022 гг.

Задать вопрос