Система управления рисками при предварительном информировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 08.02.2015

Статья просмотрена: 2291 раз

Библиографическое описание:

Полякова Я. И. Система управления рисками при предварительном информировании // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 308-309. — URL https://moluch.ru/archive/84/15577/ (дата обращения: 16.07.2018).

В настоящей статье используются следующие понятия:

Риск - комбинация вероятности нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, и степени негативных последствий этого нарушения для целей таможенного контроля.

Система управления рисками (далее - СУР) - совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемая для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающая выявление таможенных рисков и их минимизацию.

Управление рисками - целенаправленная деятельность таможенных органов по сбору и изучению информации о деятельности лиц и результатах таможенных операций, оценке рисков, определению мер по минимизации рисков и способов их применения, выявлению рисков, воздействию на риски, а также мониторингу и анализу результатов воздействия [1].

Предварительная информация, предоставляемая в таможенные органы используется для ее изучения, анализа и проведения проверочных мероприятий до представления товаров в таможенные органы в целях выбора объектов контроля и осуществления выпуска товаров либо принятия иных обязательных решений в отношении товаров, не являющихся объектами контроля в соответствии с системой управления рисками, в более короткие сроки, чем это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [2].

ФТС России 29.05.2014 утвердила Концепцию управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (далее - Концепция). Концепция разработана в целях формирования единых подходов и взглядов, определения базовых принципов построения, реализации и дальнейшего развития СУР в таможенных органах Российской Федерации.

Применение СУР направлено на достижение целей таможенного контроля по обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства, а также на оптимизацию ресурсов таможенных органов Российской Федерации, сокращение сроков и издержек для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности на совершение таможенных операций.

В настоящее время СУР контролирует области рисков по всем таможенным операциям и особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, на этапах до и после выпуска товаров при совершении любых таможенных операций, в том числе таможенное декларирование товаров, прибытие/убытие товаров на/с таможенной территории Таможенного союза, таможенный транзит, временное хранение, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, предварительное информирование, перемещение товаров физическими лицами для личного пользования, перемещение припасов и т. д., а также проведение таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы.

СУР является инструментом поддержки принятия решений в рамках таможенного контроля.

Исходными данными процесса управления рисками являются:

-          положения актов законодательства и правовых актов ФТС России;

-          сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;

-          информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

-          результаты совершения таможенных операций и применения мер по минимизации рисков;

-          информация, полученная от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;

-          сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;

-          предварительная информация, переданная в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;

-          информация, полученная в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

-          иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов.

Процесс управления рисками состоит из следующих этапов:

-          сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;

-          оценка рисков, включающая в себя действия по идентификации, анализу рисков, определению вероятности их наступления и ожидаемых последствий;

-          выбор мер по минимизации рисков и определение порядка их применения;

-          разработка профилей рисков;

-          выявление рисков;

-          воздействие на риски, включающее в себя непосредственное применение мер по минимизации рисков уполномоченными должностными лицами и контроль за качеством, оперативностью и полнотой применения мер по минимизации рисков;

-          мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков;

-          актуализация и отмена профилей рисков;

-          выявление причин, вызывающих нерезультативность процесса управления рисками, и внесение изменений в процесс для устранения этих причин.

Основным результатом процесса управления рисками является необходимый уровень соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Таможенными органами проводится регулярный мониторинг, анализ эффективности и актуализация профилей рисков, что позволяет при снижении общего количества партий товаров с выявленными рисками достигать большей результативности применения СУР. Количество утвержденных профилей рисков ежегодно увеличивается примерно на 15–20 %.

Существенная модернизация программных средств, обеспечивающий разработку профилей рисков и выявление рисков при различных таможенных операциях, создание новых видов динамических и семантических индикаторов риска, значительно повысила степень автоматизации СУР.

96 % из всех утвержденных в 2014 году профилей рисков по способу выявления риска являются автоматическими. Минимизация количества неформализованных и автоматизированных профилей рисков позволила в 25 раз увеличить долю партий товаров, по которым риски выявлялись исключительно в автоматическом режиме.

Для целей анализа и идентификации рисков разработаны и используются новые информационные ресурсы (Единая база выявленных рисков, базы данных рисковых поставок) и целевые методики выявления рисков, сформированы базы данных, отражающие результаты применения СУР при всех таможенных операциях.

В практике применения СУР имеется ряд нерешенных проблем, связанных как с низкой результативностью СУР по отдельным направлениям, так и с недостаточным уровнем автоматизации процесса управления рисками. Для решения таких проблем СУР должна совершенствоваться и развиваться в том числе и по следующим направлениям:

-          повышение уровня автоматизации СУР, снижение количества неавтоматических профилей рисков, применение комплексного сравнительного анализа различных информационных ресурсов со сведениями о перемещении товаров и о результатах совершения таможенных операций, начиная от предварительной информации, заканчивая результатами таможенного контроля после выпуска товаров;

-          совершенствование механизмов взаимодействия при реализации СУР между различными подразделениями на всех уровнях системы таможенных органов, включая организация «обратной связи» о результатах применения СУР на этапах до и после выпуска товаров;

-          широкое применение информационных технологий, обеспечивающих эффективный и оперативный анализ больших массивов данных в целях повышения качества работы по оценке рисков, разработке и использованию новых инструментов СУР.

Дальнейшее развитие и совершенствование СУР неразрывно связано с актуализацией нормативной правовой базы и приведением методологических подходов реализации СУР в соответствие с международными стандартами Всемирной таможенной организации и принципами риск-менеджмента в Российской Федерации.

В конце 2014 года в ФТС России представлены предложения по применению унифицированных методов оценки рисков при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования на основе использования сведений, имеющихся в распоряжении авиаперевозчиков, а также представляемых в таможенные органы в рамках технологии E-Freight.

Таким образом, достижение стратегических целей и решение тактических задач СУР обуславливает необходимость развития и совершенствования СУР по следующим направлениям:

1.         Повышение эффективности и степени автоматизации процесса управления рисками при:

-          организации таможенного контроля транспортных средств международной перевозки, товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, в том числе приобретенных в рамках интернет-торговли или доставляемых в составе экспресс-грузов, а также в отношении товаров при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, товаров, помещаемых на временное хранение, и товаров, перемещаемых уполномоченными экономическими операторами;

-          обеспечении соблюдения установленных запретов и ограничений, организации валютного, радиационного и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы;

-          использовании сведений, получаемых в порядке информационного обмена с таможенными службами иностранных государств либо в рамках предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;

-          использовании информации правоохранительных подразделений таможенных органов в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в рамках СУР.

2.         Улучшение процесса управления рисками путем повышения качества работы по оценке рисков на основе расширения информационной базы, совершенствования и стандартизации методов анализа, повышения уровня автоматизации при обработке и анализе больших массивов информации.

 

Литература:

 

1.                  Приказ ФТС России от 18.07.2014 № 1385 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».

2.                  Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 196.

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, минимизация рисков, орган, Российская Федерация, риск, оценка рисков, Россия, отношение товаров, предварительная информация, Таможенный союз.


Похожие статьи

Роль системы управления рисками при проведении таможенного...

таможенный контроль, таможенный союз, анализ риска, минимизация рисков, система управления, риск, индикатор риска, законодательство государств, таможенное законодательство, орган.

Особенности функционирования системы управления рисками...

Ключевые слова: система управления рисками (СУР), таможенные органы, профили рисков. При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности...

Управление рисками как одна из перспективных технологий...

таможенный контроль, Таможенный союз, выпуск товаров, таможенное администрирование, система управления, таможенная декларация, принимающий таможенный орган, информационно-техническое обеспечение...

Исследование порядка действий должностных лиц таможенных...

профиль риска, система управления, минимизация рисков, риск, орган, реализация системы управления, отмена профиля риска, Таможенный кодекс, таможенный союз, утверждение Инструкции.

Система управления рисками как механизм обеспечения...

таможенный контроль, система управления, экономическая безопасность, платеж, таможенное законодательство, таможенная стоимость, Российская Федерация, риск, экономическая безопасность России, Таможенный союз.

Профиль риска как основной элемент таможенного контроля при...

УК РФ, таможенный контроль, профиль риска, Российская Федерация, Таможенный союз, средство, орган, область риска, таможенное законодательство, должностное лицо.

Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации...

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, Россия, URL, орган, риск, международная перевозка, система управления

Проблемы организации таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы управления рисками.

Применение системы управления рисками в таможенных...

таможенный контроль, риск, ZORA, DEBBI, система управления, Российская Федерация, внешняя торговля, Австралия, Россия, СУРА.

Анализ основных направлений совершенствования российской...

Были проанализированы основные направления развития российской модели управления рисками в таможенном контроле. Представлена характеристика данной модели, выявлены недостатки и способы их решения с учетом процессов глобализации и равнением на...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль системы управления рисками при проведении таможенного...

таможенный контроль, таможенный союз, анализ риска, минимизация рисков, система управления, риск, индикатор риска, законодательство государств, таможенное законодательство, орган.

Особенности функционирования системы управления рисками...

Ключевые слова: система управления рисками (СУР), таможенные органы, профили рисков. При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности...

Управление рисками как одна из перспективных технологий...

таможенный контроль, Таможенный союз, выпуск товаров, таможенное администрирование, система управления, таможенная декларация, принимающий таможенный орган, информационно-техническое обеспечение...

Исследование порядка действий должностных лиц таможенных...

профиль риска, система управления, минимизация рисков, риск, орган, реализация системы управления, отмена профиля риска, Таможенный кодекс, таможенный союз, утверждение Инструкции.

Система управления рисками как механизм обеспечения...

таможенный контроль, система управления, экономическая безопасность, платеж, таможенное законодательство, таможенная стоимость, Российская Федерация, риск, экономическая безопасность России, Таможенный союз.

Профиль риска как основной элемент таможенного контроля при...

УК РФ, таможенный контроль, профиль риска, Российская Федерация, Таможенный союз, средство, орган, область риска, таможенное законодательство, должностное лицо.

Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации...

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, Россия, URL, орган, риск, международная перевозка, система управления

Проблемы организации таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы управления рисками.

Применение системы управления рисками в таможенных...

таможенный контроль, риск, ZORA, DEBBI, система управления, Российская Федерация, внешняя торговля, Австралия, Россия, СУРА.

Анализ основных направлений совершенствования российской...

Были проанализированы основные направления развития российской модели управления рисками в таможенном контроле. Представлена характеристика данной модели, выявлены недостатки и способы их решения с учетом процессов глобализации и равнением на...

Задать вопрос