Библиографическое описание:

Коробов А. А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 31-36.



Международная торговля в последние годы претерпела сильные изменения, в частности увеличилась скорость проведения сделок, увеличились объемы продаж товаров между странами, меняются структура и характер внешнеторгового оборота. Все эти факторы наряду с усилением давления международного торгового сообщества вынуждают таможенные органы находить баланс между содействием международной торговли и проведением таможенного контроля. Стремясь достичь приемлемого баланса, таможенные органы отходят от традиционных полномасштабных проверок пассажиров, товаров и документов к принятию решений на основе системы управления рисками (далее – СУР).

Согласно статье 128 ТК ТС, таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля [1].

СУР, состоящая на вооружении таможенной службы Российской Федерации, непрерывно и интенсивно развивается на протяжении нескольких лет. На современном этапе развитие СУР направлено на повышении эффективности ее применения в деятельности таможенных органов.

В этой связи проводимая таможенными органами работа позволяет в рамках развития СУР пересматривать критерии категорирования и порядок проведения анализа информации о деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в целях содействия развитию приоритетных отраслей экономики и созданию привлекательного инвестиционного климата.

Заметим, что о результатах применения СУР ФТС России на постоянной основе публикует отчеты, отражающие степень внедрения системы в практику проведения таможенного контроля.

Так, по итогам реализации СУР в 2015 году ФТС России в целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле утверждено 35140 профилей рисков. Результат их применения – дополнительно начисленные таможенные платежи (19,0 млрд. руб., в том числе довзыскано 18,5 млрд. руб.), применение санкций, предусмотренных уголовным и административным законодательством (возбуждено соответственно 934 и 32 231 дел), отказано в выпуске и запрещено к ввозу/вывозу товаров (принято соответственно 24 304 и 12 556 решений) [4].

По сравнению с 2013 и 2014 годами произошел существенный рост показателя утвержденных профилей рисков: в 3,7 раза и на 62,6% соответственно.

Как видно из статистических данных таможенные органы значительно увеличили создание и утверждение профилей риска, что говорит о повышении результативности проведения таможенного контроля. Это еще раз подтверждает ранее озвученный учеными и практиками тезис о том, что СУР играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений, противодействии преступлениям и правонарушениям в таможенной сфере, оптимизации использования ресурсов таможенных органов, сокращении сроков и издержек заинтересованных лиц на совершение таможенных операций [5-7; 9; 10].

Однако, несмотря на очевидные успехи и преимущества использования СУР в практике деятельности таможенных органов следует выделить некоторые проблемы.

Одна из них заключается в сложности процесса согласования профиля риска, который создается в таможнях, с ФТС России. Согласно Приказу ФТС России № 778 сначала необходимо собрать соответствующую информацию для создания проекта профиля риска, а затем пройти стадии согласования в РТУ и координирующих подразделениях центрального аппарата ФТС России. Все эти действия требуют немалых временных затрат, что снижает результативность таможенного контроля [2].

При использовании градации степени риска предполагается возможным часть профилей риска, например, с низкой и средней степенью, утверждать непосредственно в Подразделении таможенного контроля и в Отделе таможенного контроля (рис. 1), а с высокой степенью – направлять для утверждения в РТУ и ФТС России. Такой подход позволит снизить время от определения объекта риска до принятия мер по устранению риска.

Рис. 1. Структура подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль

Следующая проблема заключается в неформализованных рисках, которые не подлежат качественному описанию, а напрямую зависят от субъективного мнения инспектора.

На рисунке 2 представлена классификация рисков и способы их выявления.

Рис. 2. Виды рисков

Очевидно, что здесь имеют место психологические особенности должностного лица, а это иногда является преградой для принятия верного решения при проведении таможенного контроля. Необходимо уменьшать степень неформализации рисков посредством частичной автоматизации риска (комбинированный подход).

Рис. 3. Комбинированный подход к выявлению риска

На данный момент участников ВЭД можно разделить только на две категории – с низким уровнем риска и все остальные. При этом существует две системы категорирования участников ВЭД: «отраслевой» подход и автоматическое категорирование. «Отраслевой» подход строится на основе заявительного порядка, он применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной продукции; импорт рыбной продукции и др. Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности всех организаций, осуществляющих импорт товаров.

Сейчас используются 40 критериев, которые разделяются на две большие группы: общие показатели, характеризующие деятельность самого участника ВЭД (размер уставного капитала; период осуществления внешнеэкономической деятельности; наличие «оффшорных» контрактов и непрямые поставки; задолженность по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; информация из налоговых органов; статус уполномоченного экономического оператора и др.), и критерии, характеризующие результаты таможенного контроля в отношении участника ВЭД (сопоставительный анализ основных индикаторов риска; динамика индекса таможенной стоимости и таможенных платежей; результативность применения СУР; выявленные правонарушения; наличие решений по классификации товаров; факты отзыва или отказа в выпуске ДТ и др.). В настоящее время на обсуждении находится новый приказ, в котором будет 43 критерия (добавлены три новых и некоторые актуализированы) [8].

Однако такая «двухканальная» система разделения участников ВЭД недостаточно эффективна. Часть хорошо зарекомендовавших себя предприятий всё еще находится в высоком уровне риска и вынуждены проходить таможенный контроль в полном объеме, а часть предприятий, попавших в низкий уровень риска, начинают пользоваться «выгодным» положением и нарушать таможенные правила.

С 3 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г проходил эксперимент по введению в действие «пятиканальной» системы категорирования. В ходе его проведения было зафиксировано, как «меняются» юридические лица. С начала эксперимента на таком узком рынке появилось 90 новых организаций, которые попали в категорию участников ВЭД с очень высоким уровнем риска.

Сборник по управлению рисками Всемирной таможенной организации (WCO Customs Risk Management Compendium) предусматривает четыре категории уровня риска: низкий, к которому относятся участники ВЭД, которые добровольно действуют в соответствии с законодательством; средний (умеренный), к которому относятся участники ВЭД, которые пытаются действовать в соответствии с законодательством, однако не всегда в этом успешны; высокий (участники ВЭД, которые избегают исполнения законодательства, если это возможно) и очень высокий (участники ВЭД, которые намеренно не соблюдают законодательство) [3]. С такими категориями успешно работают таможенные службы ЕС. Они четко представляют себе, кто стоит за такими определениями, как «участник ВЭД, который добровольно действует в соответствии с законодательством» и «участник ВЭД, который никогда не соблюдает законодательство».

Эффективная система управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, предполагает, что участники ВЭД, относящиеся к выделенным категориям, требуют различного отношения. К тем, кто добровольно соблюдают требования законодательства, следует применять поощрительные меры и упрощенные процедуры; к тем, которые стараются соблюдать требования законодательства, но не всегда преуспевают в этом, следует оказывать помощь; к тем, кто уклоняется от соблюдения требований законодательства, если это возможно, следует применять меры по контролю соблюдения, а к тем, кто умышленно не соблюдает, – меры по принудительному исполнению [11] (табл. 1).

Основным моментом функционирования системы управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, является активное направление участников ВЭД в категорию с низкой степенью риска путем создания стимулов и послаблений (предоставление статуса «Уполномоченный экономический оператор», упрощение процедур уплаты таможенных платежей, снижение размеров таможенных сборов при экспорте несырьевых товаров и др.) или же, наоборот, введением санкций и ограничительных мер, тем самым заставляя их соблюдать законодательство.

Таблица 1

Модель управления, основанного на соблюдении требований законодательства

В целом, внедрение стандартов ВТО по управлению рисками в таможенные органы РФ целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

 создание и (или) развитие законодательной и нормативной базы, регламентирующей применение системы управления рисками в таможенных органах с обязательным определением санкций за несоблюдение стандартов и правил участниками таможенных операций;

 создание концептуальных основ управления рисками в таможенных органах, определяющие принципы, стратегию и тактику применения СУР, процессы управления рисками, инструменты и целевые ориентиры;

 создание организационных основ управления рисками, включающих организационно-технические, информационные и технологические системы управления рисками, системы полномочий, планирования и отчетности;

 создание методологических и методических основ оценивания эффективности управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств международной перевозки.

Следует сделать единую базу данных об участниках ВЭД, в которой помимо прочего отобразится градация по степени риска. Эта база станет единой для всех государственных учреждений и ведомств, а, следовательно, вырастет эффективность предприятий, проводимыми государственными органами (табл. 2).

Таблица 2

Единая база данных об участниках ВЭД

Организация

Нарушение законодательства

ООО «А»

ООО «Б»

ООО «В»

Налоговое

-

+

+

Таможенное

-

-

+

Административное

-

-

+

-

-

+

Степень риска

Низкий

Умеренный

Очень высокий

Таким образом, необходимость модернизации СУР не вызывает сомнений. Работа по реализации СУР должна найти отражение на всех уровнях системы ФТС России и повышать эффективность деятельности таможенных органов. Необходимо продолжать изучать опыт применения СУР в других государствах, строить модели и проводить анализ, как то или иное нововведение влияет на работу таможенных органов, на результативность таможенного контроля, увеличивать взаимодействие между таможенными органами и другими органами государственной власти, а также с таможенными администрациями иностранных государств. Всему этому будет способствовать внедрение стандартов ВТО по управлению рисками в деятельность таможенных органов РФ, предполагающее создание не только жизнеспособной и результативной СУР, но и формирование, развитие методологических и методических основ оценивания эффективности применения самой СУР (риск-менеджмент) при таможенном контроле товаров и транспортных средств международной перевозки.

Литература

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» – URL: http://www.alta.ru/tamdoc/14pr0778 (дата обращения: 25.03.2016).
  3. WCO Customs Risk Management Compendium – URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/tools/~/media/0653E0C1 C07C498FBA1D5F206AE86655.ashx (датаобращения: 21.03.2016).

4. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2015 год URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=22889:-2015-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 20.03.2016).

  1. Афонин П.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 266 с.
  2. Бойко А.П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: дис. … канд. экон. наук. М., 2008. 151 с.
  3. Ершов А.Д., Завьялова О.В. Система управления рисками в таможенном деле: учебник / А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2013. 401 с.
  4. Интервью начальника Управления рисков и оперативного контроля ФТС России В. Голоскокова Таможенному информационному серверу TKS.RU «Как стать идеальным участником ВЭД» от 26.08.2014 URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=19830:-tksru-26082014&catid=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid= 1830 (дата обращения: 18.03.2016).
  5. Кондрашова В.А. Управление рисками при осуществлении таможенных операций с товарами, ввозимыми на территорию Таможенного союза: дис. … канд. экон. наук. М., 2013. – 129 с.
  6. Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 224 с.
  7. Теоретические основы применения системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: научно-методическое пособие/ Е.Г. Анисимов, Р.Ф. Арсланов и др. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 284 с
Основные термины (генерируются автоматически): таможенного контроля, ФТС России, таможенных органов, управления рисками, применения СУР, участников ВЭД, системы управления рисками, участники ВЭД, деятельности таможенных органов, таможенных платежей, средств международной перевозки, таможенные органы, проведения таможенного контроля, транспортных средств международной, таможенных операций, СУР ФТС России, реализации СУР, результативность таможенного контроля, управлению рисками, основ управления рисками.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос