Метафорическое использование космических номинаций в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 20.02.2015

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Биль, О. Н. Метафорическое использование космических номинаций в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева / О. Н. Биль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 754-757. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15567/ (дата обращения: 23.12.2024).

Ключевые слова: космические образы, метафора, метафоризируемый компонент, неметафоризируемый компонент, космические номинации.

 

Космические номинации в поэтическом дискурсе начала ХХ века активно функционируют в составе различных тропов. Доминирующим тропом является сравнение, достаточно частотными представляются олицетворение, метафора.         Соотношение прямых и образных употреблений в поэтическом дискурсе начала ХХ века составляет: 59 % — прямая номинация, 41 % — переносные словоупотребления, среди них: сравнение — 16 %, олицетворение — 12 %, метафора — 10 %, другие образные средства — 3 %   [2, с. 51].

Космические наименования в поэтическом дискурсе начала ХХ века, сохраняя свое прямое значение, приобретают образное, в поэтическом пространстве возникают эмоционально-выразительные образы космического пространства, отражающие разнообразные дополнительные смысловые оттенки, что дает возможность передать образное видение космоса поэтами начала ХХ века.

Характер метафоры, ее особенности во многом зависят от категориально-грамматических свойств составляющих компонентов, в этой связи можно исследовать главный (метафоризируемый) компонент метафорической конструкции и зависимый (неметафоризируемый) член конструкции. В поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева наименования, репрезентирующие неметафоризируемый компонент, объединяются в несколько тематических групп (ТГ): «Общие обозначения космического пространства», «Небесные тела», «Небесная сфера», причем среди данных номинаций можно выявить лексемы, характерные для всех анализируемых авторов, а также лексемы, соотносящиеся с образами космического пространства в поэтическом творчестве каждого отдельного художника слова.

Наиболее частотными в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева являются метафорические космические номинации: солнце (60 словоупотреблений (с/у)), луна (52 с/у), звезда (38 с/у), луч (37 с/у), заря (30 с/у): но, обожженная луной, душа хранит твой знак (Гумилев); и в каждом сердце — птица, во всех очах — звезда (Бальмонт); будь славен! И Тильзит, «солнце Аустерлица» (о Наполеоне) (Брюсов); вам — солнцам-городам, кольцеобразно легшим по кодам (Волошин); менее употребительными — лексемы: молния (27 с/у), радуга (23 с/у), гроза (21 с/у), туча (18 с/у),созвездие (14 с/у), небо (14 с/у), закат (12 с/у), комета (10 с/у), зарница (10 с/у), облако (9 с/у), светило (9 с/у), гром (8 с/у), дождь (8 с/у), зарево (8 с/у): горящею кометой привета на безжизненном пути (Брюсов); ты — отблеск зарницы (Бальмонт); есть души в мире — те же тучи (Гумилев); где вы — гроза, губящая стихии (Брюсов); ее глазам — мерцающим зарницам (Гумилев); когда же ты поймешь, что солнце и созвездья возникали и гибли внутри тебя (Волошин), единичными — мир (-ы) (5 с/у), планета (4 с/у), метеор (3 с/у), рассвет (3 с/у), вселенная (2 с/у): каждый цветок есть цветистая планета (Бальмонт). В поэтических текстах К. Бальмонта в структуре метафоры преобладают единицы: звезда, солнце, луна, заря, В. Брюсов отдает предпочтение образам: луна, солнце, звезда, дождь, М. Волошин тяготеет к метафоризации звезды, солнца, луны, зари, заката, луча, Н. Гумилев наиболее частотно в роли метафоризируемого компонента использует космические слова: звезда, солнце, луна, луч [1, с.123].

В целом в рассматриваемых поэтических текстах в метафорических контекстах космические наименования в составе метафоры наиболее актуализируются в раннем периоде творчества, однако в поэзии К. Бальмонта метафорическая космическая лексика функционирует исключительно в ранних произведениях, в поэтических произведениях других анализируемых авторов космические номинации в метафорическом значении используются на протяжении всего творчества, но с преобладанием в ранней поэзии: ср.:

К. Бальмонт: ты — солнце во мраке ненастья (Бальмонт, 1895) — бросил с неба им цветы, вызвал радугу мечты (Бальмонт, 1900).

В. Брюсов: уступает земное звездам небесной любви (Брюсов, 1893) — и вы…, чьи грозно вопящие тени в лучах побед вознесены (Брюсов, 1920).

М. Волошин: промелькнула она, как осенней порой луч блестящего дня (Волошин, 1894) — сознанье — вспышка молнии в ночи (Волошин, 1923).

Н. Гумилев: …вышина властно превратила сердце в солнце (Гумилев, 1900) — и в душе твоей вспыхнет свет самых вольных Божьих комет (Гумилев, 1920) [1, с.123].

В идиостиле всех анализируемых поэтов метафоризируются следующие космические лексемы: звезда, солнце, луна (месяц), луч, заря, радуга.

В поэтических текстах К. Бальмонта, В Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева наименования, манифестирующие метафоризируемый компонент, представляющий собой космическое наименование, имеют регулярное соотношение с широким диапазоном номинаций различных ТГ, что позволяет выделить основные направления метафоризации космической лексики: космический образ — человек, космический образ — отвлеченное понятие, космический образ — эмоциональное состояние, космический образ — природа и др. Так, например, лексемы солнце, звезда, луна, луч, заря, радуга могут сочетаться с номинациями, относящимися к разным ТГ: солнце соотносится со словами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия»; звезда — с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», «Эмоциональные состояния и их внешнее проявление», «Флористические наименования»; луна — с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства», иногда с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика»; луч — с единицами ТГ «Отвлеченные понятия», заря — с лексемами ТГ «Отвлеченные понятия», реже ТГ «Соматическая лексика», в единичных употреблениях — с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства» и «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени», что представлено в таблице № 1 «Парадигмы метафоризируемых космических образов в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева».

Таблица 1

Парадигмы метафоризируемых космических образов в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева

 

К. Бальмонт

В. Брюсов

М. Волошин

Н. Гумилев

З

В

Е

З

Д

А

Души — звезды

Звезда исканий

Звезды обновленья

Вождь — звезда

Ты (была) звезда

В очах — звезда

К плодам-звездам

Растение — звезда

Звезды чудес

Звездам любви

Мечта — звезда

Звезды трещин

Я — звезда

Звезда любви

Ты звезда

Звезда истины

Звезда знанья

Ты звезда

Звезды горести

Звезда побед

Очи — звезды

С

О

Л

Н

Ц

Е

Ты — солнце

Я солнце

Солнце духа

Солнце в каждом взоре

Душа увлечена (озарена) солнцем

Солнце-исполин

Мадонна солнце

Правда в солнце превратилась

Солнце новой жизни

Солнце желаний

Я свет солнц

Блеск солнц в душе

Города-солнца

Солнце завтрашнего дня

Солнце Вячеслава

Солнце духа

Сердце в солнце превратила

Солнце вливается в вены

Солнце-зверь

 

Л

У

Н

А

Луна-гасильница

Владычица-луна

Душа увлечена Луной

Дышу — Луной

Луна погибших дней

Лицо — луна

Дышим луной

Любовник-месяц

Волшебница-луна

Девушки-луны

Обожженная луной душа

Ты — луна

Л

У

Ч

Луч откровенья

Я луч

Луч мечты

Луч привета

Красота есть луч

Луч последних дней

Луч любви

Луч красоты

Луч вдохновенья

В лучах побед

Луч грезы

Луч любви

В лучах свободы

Лучи снов

В лучах лица

В лучах славы

Луч радости

Луч жизни

Взоры-лучи

З

А

Р

Я

Громовница-заря

Утрусь зарей

Память — заря

Заря сознанья

Заря свободы

В душе мерцает свет зари

Заря братства

Заря времен

Я изморозь зари

Заря свободы

Заря бытия

Р

А

Д

У

Г

А

Радуга мечты

Радуга любви

Радуга огней

Радуга бриллиантов

Радуга созвучий

 

В лирике К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева с номинациями ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», реже с номинациями ТГ «Флористические наименования», «Наименования, обозначающие различные качеств и свойства», «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени» сочетаются космические единицы: облако, зарница, гром, светило, рассвет, гроза, молния, небо, созвездья, метеор, комета, туча, в результатечего в поэтических текстах анализируемых авторов функционируют такие парадигмы [1, с. 135]:

К. Бальмонт: я облачко, в душе зарницы, ты отблеск зарниц, в душе гроза, я гром, мы не громы, я светило, цветок — планета;

В. Брюсов: ты связь миров, рассвет — улыбка, я рассвет, вы — гроза, я в грозе, огнь молний прожжет сердца, глаза — небо, грозы последних лет, скиталица-планета, в зареве дум, в небе бытия, небосвод жизни, пить небосклон, комета привета;

М. Волошин: тучи мерцанья, закат дней, в мирах любви, Вселенная свободы, Вселенная любви, сознанье — вспышка молнии в ночи, молнии смеха, созвездья возникали внутри тебя;

Н. Гумилев: зарево мечты, гроза ликованья, храм — гроза, молнии глаз, в душе свет комет, сердце — метеор, дух — метеор, много в сердце созвездий, Ева — зарница, молнии взгляда, глаза — зарницы, глаза — небосклон, души — тучи, в душе гроза.

Метафорические космические образы направлены на создание образа человека, его внутреннего мира, внешнего облика, физиологических и психических процессов, эмоциональных состояний, действий: мы вдруг умираем, в истоме дрожа, без сил умираем и дышим луной (Брюсов); о, да, в начале было Слово, и как не помнить мне его!... Сознанье, Сила и Основа — три солнца духа моего! (Бальмонт); и, трепеща, необычайны, горе мы подняли сердца и причастились страшной Тайны в лучах пылавшего лица (Волошин); ты хочешь, чтоб была я смелой? Так не пугай, поэт, тогда моей любви, голубки белой на небе розовом стыда (Гумилев).

Космические образы в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева активно вовлекаются в метафорический процесс, в результате чего при метафоризации образов космического пространства прослеживается общая семантизация, являющаяся, с одной стороны, соответствующим продолжением традиций русских поэтов различных эпох, с другой стороны осмысленная в русле поэзии начала ХХ века.

 

Литература:

 

1.                  Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.

2.                  Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.

Основные термины (генерируются автоматически): космический образ, космическое пространство, Солнце, звезда, луна, луч, поэтический дискурс начала, солнце духа, Звезда любви, луч побед.


Ключевые слова

метафора, космические образы, метафоризируемый компонент, неметафоризируемый компонент, космические номинации., космические номинации

Похожие статьи

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

В статье рассматривается феномен адъективной метонимии и его функционирование в художественном тексте на примере поэзии Н. С. Гумилёва.

Типы и функции новообразований Я. П. Полонского

Статья посвящена исследованию индивидуально-авторских новообразований Я. П. Полонского, который для их создания привлекает широкий круг мотивирующих слов, различных по происхождению, семантике и стилистической окраске, использует как узуальные, так и...

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...

Аллюзивный антропоним как средство реализации когезии и когерентности художественного текста

В статье освещается вопрос логико-содержательной и формальной структурированности текста, в частности художественного текста. Автор исследует роль аллюзивного антропонима как одного из средств реализации данных категорий художественного текста.

Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского

В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиаль...

Мифологемы солнца и луны в сборнике В.Гюго «Восточное»

В статье рассмотрены мифологемы солнца и луны в сборнике В.Гюго «Восточное», где он привнес в поэзию элементы художественной реконструкции, создающие игру цвета ярких красок и их оттенков.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века

Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака

Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Похожие статьи

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

В статье рассматривается феномен адъективной метонимии и его функционирование в художественном тексте на примере поэзии Н. С. Гумилёва.

Типы и функции новообразований Я. П. Полонского

Статья посвящена исследованию индивидуально-авторских новообразований Я. П. Полонского, который для их создания привлекает широкий круг мотивирующих слов, различных по происхождению, семантике и стилистической окраске, использует как узуальные, так и...

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...

Аллюзивный антропоним как средство реализации когезии и когерентности художественного текста

В статье освещается вопрос логико-содержательной и формальной структурированности текста, в частности художественного текста. Автор исследует роль аллюзивного антропонима как одного из средств реализации данных категорий художественного текста.

Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского

В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиаль...

Мифологемы солнца и луны в сборнике В.Гюго «Восточное»

В статье рассмотрены мифологемы солнца и луны в сборнике В.Гюго «Восточное», где он привнес в поэзию элементы художественной реконструкции, создающие игру цвета ярких красок и их оттенков.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века

Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака

Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Задать вопрос