Луна — это спутник нашей планеты Земля. Она загадочна тем, что в течение месяца видоизменяется. Почему же это происходит?
Если ночью или поздно вечером подойти к окну, то на тропинке можно увидеть как лежат узорные тени ветвей и листьев, а на спокойной глади воды серебрится лунная дорожка. Конечно, это Луна! Что же такое Луна? Звезда или планета?
Цель исследования:изучить спутник Земли — Луну.
Гипотеза исследования: Луна меняет свой вид во время вращения вокруг Земли.
Объект: Луна.
Предмет: причина изменения вида Луны в течение календарного месяца.
Для достижения поставленной цели решала следующие задачи:
- Узнать, что такое Луна.
- Узнать, какова поверхность Луны.
- Выявить причины, по которым Луна меняет свой вид.
- Узнать существуют ли настоящие моря на Луне?
Луна — это верная спутница Земли, самое близкое к нам небесное тело. (384 тыс.км). Луна вращается вокруг Земли и вместе с Землёй — вокруг Солнца.
Луна — очень красивая, имеет форму шара. Она выглядит очень большой, больше Солнца, звёзд и других планет! [1] Но на самом деле это нам только кажется, ведь Солнце и звёзды от нас далеко-далеко, а Луна близко. На самом деле Луна намного меньше Солнца и звезд, и даже в 4 раза меньше нашей планеты — Земля. До Солнца, звёзд и планет никто не может долететь, а до Луны могут. Об этом мы узнали из полётов космонавтов в космос. Первыми людьми, высадившимися на Луне, были американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Это случилось через 8 лет после того, как Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос. [5]
Какой красивый светящий шар?! Почему так светло? Почему же Луна светится, ведь это не звезда? Прочитав сведения из энциклопедии, я узнала, что поверхность Луны холодная и тёмная. Луна не светится сама, она как зеркало, лишь отражает падающие на неё солнечные лучи.
Рассматривая Луну каждую ночь, мы догадались, что Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной — Противоположную сторону Луны мы не можем увидеть с земли.
На Луне есть большие тёмные пятна — это твердые и довольно ровные участки поверхности Луны. Их называют морями.
В лунных морях нет ни одной капельки воды. Там нет ни воздуха, ни дождя, ни снега. И жить на Луне нельзя. Луна совсем безжизненна. Ведь растениям и животным необходим воздух, вода и тепло. Космонавты, которые летали на Луну ходили на ней только в скафандрах.
На Луне можно разглядеть круглые ямки. Это воронки, глубокие ямы, которые называются — лунные кратеры, они образовались от падения огромных камней, метеоритов из космоса на Луну. [4] На Земле таких кратеров очень мало, потому, что Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны нет защитного слоя — атмосферы нет. Чтобы понять, что же такое кратер нами был проведён эксперимент. На столе из песка мы смоделировали поверхность Луны. Потом бросили туда пластиковый шарик, затем осторожно вынули шарик, и получилось подобие кратера.
Наблюдая за Луной, мы зарисовали её в своей тетрадке. Так появилось много рисунков. На одних Луна выглядела кружочком, на других была только половинка круга, а потом появились такие рисунки, на которых вместо кружочка был «ломтик дыни», а затем и вовсе золотой рожок. Почему Луна бывает такая разная?
Оказывается, что Луна и месяц — это одно и то же небесное тело. Луна на небе выглядит по-разному. Она светит не собственным светом, а отражённым. Мы видим Луну потому, что её освещают солнечные лучи. Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю её поверхность, а только открытую часть. [1], [3]. Эту часть мы и видим в ночных небесах и называем её месяцем. Поставив эксперимент, мы подтвердили причину изменения вида Луны. Для этого нам понадобились: черный шарик из пластилина — Луна, фонарик — Солнце, обувная коробка, ножницы, клей. Сначала мы покрасили внутреннею часть обувной коробки в черный цвет. Вырезали по 3 отверстия на каждой боковой стороне коробки, распределив их равномерно. Далее вырезали на торцевой стороне коробки дырочку такого же размера. На второй торцевой стороне вырезали отверстие, через которое можно светит фонариком. С помощью клея закрепили шарик — Луну в середине обувной коробки на высоте отверстий. Мы поместили фонарик на вырезанное для него место и включили. Мы заглянули в каждое отверстие и увидели разные фазы Луны.
Луна всегда интересовала и притягивала людей. Учёным хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на Луну отправляли и отправляют автоматические станции и луноходы.
Литература:
- Большая книга почемучек. — Москва. Махаон, 2012
- Левитан Е. П. Малышам о звёздах и планетах. — Москва. РОСМЕН, 2014.
- Скоролупова О. А. Покорение космоса. — Москва. Скрипторий, 2003.
- Шорыгина Т. А. О космосе. — Москва. Книголюб, 2005.
- Хочу все знать: Альманах. — Москва. Детская литература, 1969.