Образ космоса в русском национальном сознании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 30.01.2014

Статья просмотрена: 943 раза

Библиографическое описание:

Биль, О. Н. Образ космоса в русском национальном сознании / О. Н. Биль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 931-933. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8983/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ключевые слова: образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира, обыденное сознание, пословица, поговорка, загадка, приметы, фразеологизм, идиома, коллективное познание мирозданья.

Образ как междисциплинарная категория определяется как «обобщение накопленного опыта, связанного с индивидным объектом или классом объектов» [1, с. 320], в которых «осваивается и перерабатывается творческой фантазией и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем ее эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармоничной целостности и драматической коллизии» [13, с. 531]. Термин «образ» широко применяется в разных сферах жизнедеятельности человека, поэтому «необходимо иметь в виду, что самый термин «образ» имеет множество семантических различных значений» [7, с. 175]. Как правило, в каждой научной сфере «образ» имеет свою специфику и рассматривается по-разному, что проявляется в том, что выступает в качестве источника образа: весь материальный мир (философия), произведение искусства (искусствоведение), язык художественного произведения (литературоведение), слово (лексикология), вместе с тем в каждой из наук наблюдается взаимосвязь в содержательном наполнении данного понятия, обусловленная единой природой образа как способа постижения мира, в результате различают живописные, скульптурные, архитектурные, музыкальные, психологические, познавательные (гносеологические), художественные и другие образы. Мы под образом понимаем «единицу, аккумулирующую разнообразные признаки реалии (в том числе в виде чувственно-наглядного представления и во всем многообразии этих признаков эксплицирующую соответствующими лексическими единицами» [6, с. 372].

Космос является объектом изучения многих научных дисциплин: философии, культурологии, лингвистики, астрономии, а также ряда религиозных учений. «Смысл всякой космологии, т. е. учения о космосе, вселенной, состоит в том, чтобы свести своеобразные знания о мире в единую, достаточно стройную картину, объемлющую наиболее важные факты и представления» [3, с. 6]. Первоначально космос отождествлялся с такими понятиями, как порядок, устроение, в настоящее же время космос определяется как мир, вселенная.

Образ космоса является значимым фрагментом русской национальной картины мира, получившим отражение в системе поэтических ориентиров, культурных установок, определенном способе концептуализации действительности. Космос как фрагмент окружающей действительности «очень важен для русской ментальности, о чем свидетельствует постоянное присутствие космических образов в мифах, преданиях, фольклорных жанрах [11, с. 5]. В русском обыденном сознании образ космоса стереотипен, так, по данным «Русского ассоциативного словаря», построенного по результатам массового опроса носителей языка, космос, вселенная отождествляется с такими наименованиями, как бесконечность, бытие, вакуум, пустота, бездна, простор, вечность [9, с.223, 231, 245]. Согласно представлениям носителей русского языка, зафиксированным в «Словаре», образы космического пространства, в первую очередь, отражают параметры космических объектов, доступные зрительному восприятию, являясь объективно существующими в реальной действительности (форма, размер, цвет / свет, место расположения), а также отражают тактильные ощущения и звуковое восприятие космических объектов и явлений, например:

-          цвет / свет: солнце — оранжевый, светлый, ярко, ясно; небо — голубой, светлый, ясный; облако — золотые, белые.

-          размер: солнце — огромный; небо — огромный; звезда — малый; дождь — крупный.

-          форма: солнце — диск; молния — шаровой.

-          место расположения: солнце — высокий; туча — низко.

-          тактильные ощущения: солнце — жаркий, жгучий, теплый, раскаленный; дождь — холодный.

-          звуковое восприятие: гром — грохот, тихий.

Таким образом, первой ступенью восприятия образа космоса является определение физических параметров образов, которое в дальнейшем приводит к эмоциональной реакции и оценке:

-       солнце — чудесный, веселый, ярость, радость;

-       небо — мирный; дождь — хмурый, одиночество, мерзость;

-       молния — угроза, ярость.

Количество образов космоса, зафиксированных в «Русском ассоциативном словаре», а также число ассоциаций, многогранно отражающих представления о вселенной носителей русского языка, свидетельствует о важности, значимости космоса в жизни человека. Данные «Словаря» позволяют установить черты сходства в образах космоса в представлении человека: наглядно-чувственное восприятие космического пространства становится основой для прагматической информации о космосе, вселенной, мире.

Большое количество единиц, репрезентирующих космическое пространство, зафиксировано в пословицах, поговорках, загадках, приметах русского народа, которые также отражают результаты коллективного познания мирозданья (Народный месяцеслов 1991, Даль 1998, Зимин 2006, Жуков 2007), приведем несколько примеров:

Пословицы, поговорки

Приметы

Загадки

Гром не грянет, мужик не перекрестится.

В дождь коси, а в ведро греби.

В одном кармане смеркается, а в другом заря занимается.

Не сули журавля в небе, а дай солнце в руке.

Пока солнце взойдет, роса очи выест.

Солнце — князь земли, луна — княжна.

Хорошо солнышко: летом печет, а зимой не греет.

Старый месяц Бог на звезды крошит.

Небо — престол Бога, земля — подножие.

Лето не без грозы, проводы не без слезы.

Багровые зори — к ветрам.

Месяц красен — к дождю.

Млечный Путь тусклый — к ненастью, ясный — к ведру.

Закат красный — день будет ясный.

Красная вечерняя заря — к ветру, бледная — к дождю.

Небо кажется высоким — к дождю.

Когда солнце припарит — небо отпарит, станет с него дождь капать.

Красные облака до восхода солнца — к ветру, тучи — к дождю.

В радуге больше красного цвета — к ветру.

Гром ранней весной — перед холодом.

Красная девушка в окошко глядит (солнце).

Красная девушка по небу ходит (солнце).

Что краше света (солнышко).

Сивый жеребец (лысый мерин) под (через) ворота глядит (месяц).

Белоголовая корова в подворотню смотрит (месяц).

Широко поле карагайское, на нем много скота тараканского, один пастух, ровно ягодка (звезды, месяц).

Полна печь перепечей, среди печки каравай (небо, звезды, месяц).

В качестве ключевых здесь выступают наименования: гром, гроза, дождь, заря, небо, солнце, туча, звезда, комета, мир (в пословицах и поговорках), заря, луна (месяц), Млечный Путь, солнце, заря, зарница, снег, дождь, небо, облако, радуга, гром, звезда, туча (в приметах), небо, звезда, луна (месяц), туча (в загадках).

В приметах, как правило, представлены первичные космические образы, где повторяющимися признаками выступают: цвето-световая характеристика, место расположение, осязательные ощущения, вызванные космическими объектами, и некоторые другие. Здесь отражается стремление народа соотнести два взаимосвязанных явления: небо — дождь, туча — дождь, дождь — луна, гроза — дождь, заря — ветер, облако — ветер, радуга — ненастье и т. д., непостижимость, недоступность космических объектов создают предпосылки объяснить их с помощью других явления окружающей действительности (ветер, погода и др.). Перцептивное изображение космических образов в приметах позволяет создать наглядно-чувственный образ космоса, понятный и доступный любому носителю русского языка. Особую значимость в приметах приобретает образ неба, в данном жанре подчеркивается его особая роль в жизни всего сущего. В загадках функционирует два типа космических образов: антропоморфные (солнце — девица, месяц — пастух) и зооморфные, причем зооморфные образы являются доминантными (месяц — жеребец, звезды — скот). В пословицах и поговорках представлено разностороннее познание космоса: здесь космос соотносится с широким спектром наименований, относящихся к самым разнообразным семантическим сферам, имеющим отношение к человеку, его внутреннему миру, жизнедеятельности, культуре, традициям, в результате чего в пословицах и поговорках, отражающих народное представление о космическом пространстве, возникают следующие соотношения: космос — обряды, космос — деятельность, космос — эмоциональное состояние, космос — взаимоотношения, космос — окружающий мир и др., что является следствием значимости космических объектов в различных сферах жизнедеятельности человека.

Космические образы функционируют также в устойчивых оборотах речи — фразеологизмах и образно-мотивированных устойчивых сочетаниях слов фразеологического характера — идиомах.

Образы космического пространства (дождь, звезда, небо, облако и др.) включаются в следующие семантические блоки:

-          время: после дождичка в четверг.

-          интеллектуальные способности и состояния: звезд с неба не хватает, олух царя небесного.

-          чувство — состояние: на седьмом небе, витать в облаках, небо с овчинку показалось.

-          деятельность: коптить небо.

Анализ иллюстративного материала, представленного в фразеологических оборотах и идиомах, показал, что видение космоса во фразеологизмах ограничено человеком, его деятельностью, эмоциональным состоянием, поведением, а также пространством и временем, в котором он живет. Космические образы воспринимаются человеком сквозь призму его культурного кругозора, в котором представлена национальная картина действительности, а также антропологическая языковая модель мира [10, с. 5].

Литература:

1.         Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.

2.         Даль В. Пословицы и поговорки русского народа: В 3 т. / В. Даль. — М.: Русская книга, 1998. — 704 с.

3.         Евсюков В. В. Мифы о вселенной / В. В. Евсюков. — Новосибирск: Наука, 1988. — 176 с.

4.         Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2007. — 650 с.

5.         Зимин В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой объяснительный словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. — М., Ростов н/Д: Цитадель — трейд, Феникс, 2006. — 544 с.

6.         Илюхина Н. А. Образ как объект и модель семасиологического анализа: Дисс… докт. филол. наук / Н. А. Илюхина. — Уфа, 1999. — 417 с.

7.         Лосев А. Ф. Проблемы художественного стиля / А. Ф. Лосев. — Киев, 1994. — 284 с.

8.         Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловия о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков. — М.: Современник, 1991. — 127 с.

9.         Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. II. От реакции к стимулу / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 992 с.

10.     Словарь образных выражений русского языка / Т. С. Арчетова, М. Л. Ковшова, Е. А. Рысева: Под ред. В. Н. Телия. — М.: «Отечество», 1995. — 368 с.

11.     Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.

12.     Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.

13.     Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.

14.     Фразеологический словарь современного русского литературного языка / Под ред. А. Н. Тихонова / Сост. А. Н. Тихонов, А. Г. Ломов, А. В. Королькова. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 832 с.

Основные термины (генерируются автоматически): космическое пространство, дождь, небо, образ, образ космоса, солнце, русский язык, звуковое восприятие, коллективное познание мирозданья, красная девушка.


Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка

Физиологическая характеристика спортивного бега

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Свойства и функции социального пространства в художественном тексте

Художественное мышление как важная часть творческого процесса

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века

Вербализация концепта «щедрость» в английской языковой картине мира

Социальное становление личности в гражданском обществе

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры

Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка

Физиологическая характеристика спортивного бега

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Свойства и функции социального пространства в художественном тексте

Художественное мышление как важная часть творческого процесса

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века

Вербализация концепта «щедрость» в английской языковой картине мира

Социальное становление личности в гражданском обществе

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры

Задать вопрос