Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 06.02.2015

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Худайкулов Х. Д., Косимова Х. Б., Шукуров Ш. Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 639-641. — URL https://moluch.ru/archive/84/15436/ (дата обращения: 18.10.2018).

При всей важности информационных технологий для развития личностных качеств обучаемых их внедрение следует реализовывать не столько экстенсивным способом, ведущим к увеличению как учебной нагрузки обучаемых и преподавателей, так и общих затрат на образование, сколько за счет приведения структуры образования в соответствие с современными целями.

Окружающий нас мир меняется так быстро, что учебные программы за этими изменениями нередко не успевают, и тогда традиционная структура преподавания учебных дисциплин уже не может соответствовать целям образования. Сами по себе такие навыки очень важны и полезны — как некий фундамент тех аспектов будущей профессиональной деятельности, для которых характерны устоявшиеся традиционные подходы, Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения таких основных задач:

-          выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности путем применения различных информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;

-          углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний;

-          активное участие обучаемого в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.

Эффективное применение ИТО в учебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым.

Для принятия решения о внедрении ИТО необходима предварительная оценка возможных последствий, того, как использующиеся технологии повлияют на качество обучения и развития учащихся, потребуется ли обучаемым дополнительное время на освоение ИТО и т. п.

Анализ и оценка.В контексте применения ИТО ключевые проблемы связаны с уточнением целей изучения учебной дисциплины. Данный этап можно разбить на несколько стадий.

На первой стадии, исходя из главной цели обучения — «всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации», определяются основные цели и задачи изучения учебной дисциплины с учетом всех дисциплин, предусмотренных учебным планом, а также целей, заявленных в квалификационной характеристике специалиста. Интегрируя ИТО в образовательный процесс, можно обеспечить:

-          развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными обучающими программами;

-          развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;

-          развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных: деловых игр;

-          формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);

-          достижение уровня компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.

Цель применения ИТО состоит в формировании информационной культуры обучаемых, не сводящейся лишь к умениям в области обработки информации, а подразумевающей всестороннее развитие личности обучаемого. Для анализа необходимо изучить соответствующие учебные программы и явно сформулировать цели обучения. Такое взаимно увязывание возможностей ИТО с целями изучения соответствующих дисциплин очень важно, поскольку в этом случае применение ИТО будет способствовать, а не препятствовать достижению указанных целей.

Выбор ИТО.Не во всех случаях педагогу предоставляется возможность выбора ИТО. Иногда учебным заведениям централизованно предоставляются различные программные средства ИТО, предусматривающие вполне определенные принципы их использования в учебном процессе Педагог при этом оказывается в очень сложной ситуации: С точки зрения системной интеграции ИТО, конечно, нельзя отрицать необходимости адаптации применяющихся педагогом образовательных технологий к возможностям внедряемых ИТО, но этот процесс должен идти параллельно с целенаправленным выбором именно тех ИТО, которые в наибольшей степени помогают решению педагогических проблем.

Проектирование интеграции.Специфика предыдущих этапов состояла в том, что интеграция ИТО рассматривалась достаточно обобщенно, в пределах стратегии изучения учебной дисциплины. Однако на данном, заключительном, этапе требуется проектировать интеграцию ИТО и координацию всего учебно-воспитательного процесса на детальном уровне, включая те его элементы, которые основаны как раз на применении ИТО. Речь идет о подготовке поурочных разработок, специальных заданий для самостоятельной работы обучаемых с использованием ИТО, планов виртуальных уроков и семинаров и т. д.

Реализация проекта.Перед тем как приступить к практической реализации подготовленного проекта, потребуется выполнить определенную предварительную работу. К ней в первую очередь относится обновление всей учебно-методической документации и других материалов, требующихся для обучения с использованием выбранной стратегии. Мы уже упоминали тестирование программного обеспечения, но необходимо продумать и наиболее простой доступ к нему — так, чтобы по возможности ликвидировать барьеры для обучаемых, имеющих минимальные навыки работы с компьютером. В большинстве случаев требуется подготовка методических рекомендаций по работе с электронными ресурсами специально для данного контингента обучаемых.

Мониторинг и адаптация.Фактический ход учебно-воспитательного процесса может оказаться весьма отличающимся от предполагаемого. Мониторинг обучения при необходимости подскажет, каким образом нужно вмешаться в этот процесс с целью его адаптации и направления в нужное русло. Управление ходом учебно-воспитательного процесса должно состоять в непрерывном изучении того, как обучаемые используют предложенные им и интегрированные в учебный курс ИТО, и направлении их действий в нужное русло. Происходить это должно в реальном времени, чтобы возникающие проблемы могли быть замечены и решены своевременно, без потери для обучаемых тех дополнительных возможностей, которые открывает применение ИТО.

Анализ результатов.На конечном этапе необходимо изучить реальные достижения и ответить на вопрос, насколько успешным было применение ИТО. Для оценивания результатов можно использовать многообразные подходы. В одних случаях это формализованный экспериментальный метод, когда о результатах судят, например, по оценкам обучаемых, сравнивая их с оценками в других, контрольных, группах. В других случаях используются неформальные методы, на которые полагаются в своей практике очень многие преподаватели. Если проект не предусматривает формализованных оценок, такие неофициальные, методы могут быть очень ценными, особенно в тех случаях, когда результаты обсуждаются с обучаемыми.

Модель интеграции ИТО. Изложенная концептуальная структура интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс может быть представлена в виде модели, каждый из элементов схемы характеризуется следующими аспектами деятельности педагога.

Инициирование — изучение проблемы и возможностей ее решения; предварительная оценка ситуации.

Анализ и оценка — определение целей; анализ имеющихся исходных данных; оценка состояния использующейся системы обучения; определение направлений внедрения (конкретных дисциплин, циклов, модулей).

Выбор ИТО — поиск или создание множества возможных решений; оценка решений в сопоставлении с целями обучения; выбор ИТО и способов их использования.

Проектирование интеграции — планирование учебной работы; проектирование контроля обучения и развития обучаемых; обеспечение ресурсами; предварительное тестирование ИТО.

Реализация проекта — подготовка необходимых материалов и документации; установка программного обеспечения; подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.

Мониторинг и адаптация — непрерывная интегративная оценка; адаптация ИТО и других элементов системы обучения.

Оценка реализации — итоговая формальная оценка; итоговая неформальная оценка. Нами построена система, моделирующая ход процесса интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс. Более подробно остановимся на двух управляющих элементах этой системы и особенностях передачи управления.

Управление процессом системной интеграции ИТО. Естественно, что системная интеграция ИТО в учебно-воспитательный процесс должна быть полностью управляемой, Причем речь идет не об административных рычагах, а о том, что в самой модели:

Рекурсия в модели интеграции. Рассмотренный процесс интеграции ни в коей мере не предполагается линейным. Изложенная; последовательность действий дает некую основу практически реализуемой схеме, которая, в конечном счете, может оказаться, гораздо более сложной. На многих этапах процесса способна сложиться ситуация, в которой потребуется отбросить или пересмотреть предыдущие решения. Такую рекурсию (лат. recursio — возвращение) не следует воспринимать как некую проблему, это просто естественное, даже позитивное, свойство рассматриваемой, структуры. Данная особенность нашей модели обеспечивает полноту структуры процесса интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс и отражает его нелинейную природу, не приводя к его нарушениям при условии, что рекурсии управляются в рамках общих принципов организации процесса.

Применение ИТО требует соответствующих изменений в содержании изучаемой дисциплины, организации деятельности обучаемых и преподавателей, установления между ними особых отношений, подразумевающих большую самостоятельность и инициативность обучаемых, создание атмосферы сотрудничества между ними и преподавателями. Информатизация образования не должна вести кего формализации. Время педагога, высвобождаемое благодаря использованию ИТО, должно быть отдано обучаемым прямо или косвенно — посредством творческого роста педагога.

 

Литература:

 

1.         Абдукадиров А. А. и други. Информационная технология. Ташкент. 2002г.

2.         Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

3.         Орипов М.М и други Информатика, информационная технология. Ташкент.ТДТУ. 2002г..

4.         Петров А. В. Вычислительная техника ипрограммирование. –М.: Высшая школа.1991г.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, системная интеграция, сложная ситуация, реализация проекта, проектирование интеграции, программное обеспечение, нужное русло, модель интеграции, адаптация.


Похожие статьи

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, электронный учебник, развитие личности, сложная ситуация, процесс обучения, преподаватель, этап интеграции.

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

Принцип интеграции образовательных структур отражает процесс превращения ПОУ в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые учебные заведения, учебные комплексы и центры.

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс...

Проблема интеграции технологий в процесс преподавания и обучения актуальна уже много лет.

Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения...

Общая модель проектирования образовательного портала

образовательный контент, этап, подразделение, учебный процесс вуза, учебный процесс, программное обеспечение, предметная область, образовательный портал, модель проектирования...

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

Проект концепции Модели подготовки учителя в условиях введения и реализации ФГОС общего образования в образовательных организациях.

Формирование воспитательной системы через моделирование...

- отслеживание и обеспечение интеграционных процессов конкретного воспитательного пространства

Построение системы воспитания на основе программно-целевого и компетентностного подходов, интеграция целевых воспитательных программ.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта...

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, электронный учебник, развитие личности, сложная ситуация, процесс обучения, преподаватель, этап интеграции.

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

Принцип интеграции образовательных структур отражает процесс превращения ПОУ в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые учебные заведения, учебные комплексы и центры.

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс...

Проблема интеграции технологий в процесс преподавания и обучения актуальна уже много лет.

Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения...

Общая модель проектирования образовательного портала

образовательный контент, этап, подразделение, учебный процесс вуза, учебный процесс, программное обеспечение, предметная область, образовательный портал, модель проектирования...

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

Проект концепции Модели подготовки учителя в условиях введения и реализации ФГОС общего образования в образовательных организациях.

Формирование воспитательной системы через моделирование...

- отслеживание и обеспечение интеграционных процессов конкретного воспитательного пространства

Построение системы воспитания на основе программно-целевого и компетентностного подходов, интеграция целевых воспитательных программ.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, электронный учебник, развитие личности, сложная ситуация, процесс обучения, преподаватель, этап интеграции.

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

Принцип интеграции образовательных структур отражает процесс превращения ПОУ в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые учебные заведения, учебные комплексы и центры.

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс...

Проблема интеграции технологий в процесс преподавания и обучения актуальна уже много лет.

Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения...

Общая модель проектирования образовательного портала

образовательный контент, этап, подразделение, учебный процесс вуза, учебный процесс, программное обеспечение, предметная область, образовательный портал, модель проектирования...

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

Проект концепции Модели подготовки учителя в условиях введения и реализации ФГОС общего образования в образовательных организациях.

Формирование воспитательной системы через моделирование...

- отслеживание и обеспечение интеграционных процессов конкретного воспитательного пространства

Построение системы воспитания на основе программно-целевого и компетентностного подходов, интеграция целевых воспитательных программ.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта...

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, электронный учебник, развитие личности, сложная ситуация, процесс обучения, преподаватель, этап интеграции.

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

Принцип интеграции образовательных структур отражает процесс превращения ПОУ в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые учебные заведения, учебные комплексы и центры.

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс...

Проблема интеграции технологий в процесс преподавания и обучения актуальна уже много лет.

Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения...

Общая модель проектирования образовательного портала

образовательный контент, этап, подразделение, учебный процесс вуза, учебный процесс, программное обеспечение, предметная область, образовательный портал, модель проектирования...

Интеграция образовательных областей в образовательной...

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

Проект концепции Модели подготовки учителя в условиях введения и реализации ФГОС общего образования в образовательных организациях.

Формирование воспитательной системы через моделирование...

- отслеживание и обеспечение интеграционных процессов конкретного воспитательного пространства

Построение системы воспитания на основе программно-целевого и компетентностного подходов, интеграция целевых воспитательных программ.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта...

Задать вопрос