Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 06.02.2015

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Худайкулов, Х. Д. Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе / Х. Д. Худайкулов, Р. Х. Файзуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15442/ (дата обращения: 18.04.2024).

Информационных технологий для развития личностных качеств обучаемых их внедрение следует реализовывать как учебной нагрузки обучаемых и преподавателей, за счет приведения структуры образования в соответствие с этапы интеграции ИТО.

Этапы интеграции ИТО. Будем строить нашу модель, исходя из того, что интеграция ИТО в учебно-воспитательный процесс происходит поэтапно с учетом особенностей организации обучения по каждой отдельной дисциплине.

Инициирование. На этом первом этапе фиксируется факт необходимости использования ИТО в учебно-воспитательном процессе и существования возможности для осуществления этого на практике. Основанием могут служить, например, следующие факторы: педагог глубоко владеет и полностью управляет процессом обучения в рамках конкретной учебной дисциплины; имеются структурированные учебно-методические материалы, для которых возможно электронное представление; педагог уже частично использует ИТО в преподавании; внешние инициативы или даже давление (например, желание руководства осуществить технологизацию учебно-воспитательного процесса).

Любые действия по изменениям учебно-воспитательного процесса, связанным с внедрением ИТО, должны предприниматься с учетом того, что каждая учебная дисциплина является частью большой системы, входя в соответствующий цикл и будучи взаимосвязанной с другими дисциплинами. Например, при использовании школьных электронных учебников по разным предметам хотя бы на первых порах желательно опираться на продукцию какой-то одной фирмы, поскольку это облегчает учащимся освоение среды учебника. То есть, уже на стадии инициирования необходимо рассматривать учебно-воспитательный процесс в целом, что позволит уменьшить вероятность негативных эффектов применения ИТО.

Для принятия решения о внедрении ИТО необходима предварительная оценка возможных последствий, того, как использующиеся технологии повлияют на качество обучения и развития учащихся, потребуется ли обучаемым дополнительное время на освоение ИТО и т. п. Для такого исследования привлекаются один или несколько преподавателей. Однако на практике чаще используется опыт тех педагогов, кто по своей собственной инициативе уже применяет ИТО и может помочь в прогнозировании результатов. Большую поддержку педагог получает, обратившись на образовательные сайты или сайты фирм — разработчиков электронных учебников, включившись в обсуждение с помощью электронной почты или через электронную конференцию.

Анализ и оценка. В контексте применения ИТО ключевые проблемы связаны с уточнением целей изучения учебной дисциплины. Данный этап можно разбить на несколько стадий.

На первой стадии, исходя из главной цели обучения — «всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации», определяются основные цели и задачи изучения учебной дисциплины с учетом всех дисциплин, предусмотренных учебным планом, а также целей, заявленных в квалификационной характеристике специалиста (для профессионального образования). Применение ИТО может оказать существенное влияние на формулирование таких целей и задач, поскольку дает возможность не только расширить или изменить содержание изучаемого предмета, требования к передаваемым в процессе обучения знаниям, умениям и навыкам. ИТО создает благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. Интегрируя ИТО в образовательный процесс, можно обеспечить:

-          развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными обучающими программами;

-          развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;

-          развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных: деловых игр;

-          формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);

-          достижение уровня компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.

Цель применения ИТО состоит в формировании информационной культуры обучаемых, не сводящейся лишь к умениям в области обработки информации, а подразумевающей всестороннее развитие личности обучаемого. Для анализа необходимо изучить соответствующие учебные программы и явно сформулировать цели обучения. И если педагог сразу предполагает использовать ИТО, то кроме задач учебного характера обучаемым должны быть предложены соответствующие творческие задания поисково-исследовательского типа: при изучении психологии обучаемым можно поручить анкетирование и обработку полученных данных на основе большой выборки, а не только (как это чаще всего практикуется) в пределах своей учебной группы. Тогда обучаемые могут получить профессиональную подготовку, у них можно развить творческую инициативу, самостоятельность. В противном же случае, если педагог не преследует целей развития личности обучаемых и ограничивается рассмотрением учебных задач, применение тех же программ для статистической обработки данных только излишне формализует их решение.

На следующей стадии необходимо перейти к анализу других аспектов учебно-воспитательного процесса — детальной программы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обучаемых и преподавателя, используемых критериев и методов оценки знаний и т. д.

Выбор ИТО. Не во всех случаях педагогу предоставляется возможность выбора ИТО. Иногда учебным заведениям централизованно предоставляются различные программные средства ИТО, предусматривающие вполне определенные принципы их использования в учебном процессе (в частности, системы автоматизированного тестирования). Педагог при этом оказывается в очень сложной ситуации: он не только не выбирает среди современных технологий то, что ему требуется для лучшей организации образовательного процесса, а, напротив, должен подстраиваться под возможности технологии. С точки зрения системной интеграции ИТО, конечно, нельзя отрицать необходимости адаптации применяющихся педагогом образовательных технологий к возможностям внедряемых ИТО, но этот процесс должен идти параллельно с целенаправленным выбором именно тех ИТО, которые в наибольшей степени помогают решению педагогических проблем. Последовательность рассуждений педагога здесь следующая:

1)        каких целей хотелось бы достигнуть с помощью ИТО (развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т. д.);

2)        какие из доступных ИТО помогут добиться наилучшего результата;

3)        использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса и какие ИТО будут интересны и доступны обучаемым.

Рассуждая подобным образом, педагог может найти среди существующих (электронный учебник или материалы образовательного сайта с отработанной методикой использования) или сконструировать некоторое интегративное решение, которое определит специфику учебно-воспитательного процесса. В нем должны быть выбраны определенные ИТО и указано, как они могут использоваться и быть интегрированы в учебно-воспитательный процесс в пределах рассматриваемой учебной дисциплины: часто для обучения можно приспособить стандартные программные разработки — системы для поиска информации, электронные таблицы, системы символьной математики и др. (см. п. 1.2).

Отсутствие требуемых программных продуктов не является препятствием для применения ИТО: информационно-технологическое обеспечение учебного курса может эффективно создаваться преподавателем в сотрудничестве с обучаемыми, если для этого имеются соответствующие ресурсы (время, знания, оборудование).

В последнее время все большее распространение получают автоматизированные обучающие системы, основанные на авторских программных разработках. Отметим, что мы не выделяем разработку программного обеспечения в отдельный этап предлагаемой модели, поскольку речь идет о применении, а не создании ИТО.

В идеале должно быть рассмотрено некоторое множество возможных решений — как по выбору ИТО, так и способов их интеграции в учебно-воспитательный процесс, из которых отбирается наиболее приемлемое. Можно использовать теоретические и демонстрационные материалы электронного учебника для организации самостоятельной работы обучаемых или на основе тех же материалов провести урок, прочитать лекцию. При оценке необходимо рассматривать для каждого из предлагаемых решений возможность достижения целей обучения в той новой среде, которая создается посредством использования ИТО, а также сравнивать эти цели с теми, что были установлены ранее для данной дисциплины. Желательно также изучить, какие дополнительные преимущества предоставляет среда обучения для развития личности обучаемых в самом широком смысле, не ограничиваясь рамками конкретной дисциплины. Естественно, что педагог должен учитывать возраст обучаемых, уровень их подготовленности, специализацию. Выше мы привели два способа использования в образовательном процессе материалов электронного учебника. В конкретном случае, если это учебник физики; то первый способ вполне подходит для хорошо успевающих учащихся классов с физика математическим уклоном, а второй — для гуманитариев, причем не только для школьников, но и студентов младших курсов при изучении такой учебной дисциплины как «Концепции современного естествознания».

На практике актуальность внедрения ИТО, как и многих других нововведений, определяется во многом и их ценой (моральной и материальной), и теми преимуществами, которые они сулят. Интеграция ИТО в учебно-воспитательный процесс открывает различные перспективы для разных групп преподавателей и отдельных категорий обучаемых, что, безусловно, также должно быть учтено при выборе решения. Например, эффективный, но сложный для непрофессионалов программный комплекс может оказаться доступным только некоторым, наиболее подготовленным обучаемым. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у него было как можно больше соратников и среди коллег, поэтому он должен либо выбирать те ИТО, которые не требуют особой профессиональной подготовки в области информационных технологий, либо разрабатывать соответствующие методические рекомендации для обучаемых и других преподавателей.

 

Литература:

 

1.                  Абдукадиров А. А. и другие. Информационная технология. Ташкент. 2002г.

2.                  Орипов М.М и другие Информатика, информационная технология. Ташкент. ТДТУ. 2002г.

3.                  Петров А. В. Вычислительная техника и программирование. –М.: Высшая школа. 1991г.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, развитие личности, электронный учебник, преподаватель, процесс обучения, сложная ситуация, этап интеграции.


Похожие статьи

Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, системная интеграция, сложная ситуация, реализация проекта, проектирование интеграции, программное обеспечение, нужное русло, модель интеграции, адаптация.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения...

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог

Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Содержательные особенности педагогической модели развития...

2. Процесс развития эмоциональной устойчивости будущего учителя рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная непрерывная смена актов обучения

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя.

К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики

Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Педагогика постиндустриального (информационного) общества – педагогика...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от...

Внедрение интегрированного подхода при освоении...

Тогда можно говорить об интегрированных образовательных процессах, системах, учреждениях и иных объектах. Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления...

Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, системная интеграция, сложная ситуация, реализация проекта, проектирование интеграции, программное обеспечение, нужное русло, модель интеграции, адаптация.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения...

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог

Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Содержательные особенности педагогической модели развития...

2. Процесс развития эмоциональной устойчивости будущего учителя рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная непрерывная смена актов обучения

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя.

К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики

Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Педагогика постиндустриального (информационного) общества – педагогика...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от...

Внедрение интегрированного подхода при освоении...

Тогда можно говорить об интегрированных образовательных процессах, системах, учреждениях и иных объектах. Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления...

Похожие статьи

Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, системная интеграция, сложная ситуация, реализация проекта, проектирование интеграции, программное обеспечение, нужное русло, модель интеграции, адаптация.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения...

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог

Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Содержательные особенности педагогической модели развития...

2. Процесс развития эмоциональной устойчивости будущего учителя рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная непрерывная смена актов обучения

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя.

К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики

Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Педагогика постиндустриального (информационного) общества – педагогика...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от...

Внедрение интегрированного подхода при освоении...

Тогда можно говорить об интегрированных образовательных процессах, системах, учреждениях и иных объектах. Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления...

Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, системная интеграция, сложная ситуация, реализация проекта, проектирование интеграции, программное обеспечение, нужное русло, модель интеграции, адаптация.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения...

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог

Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Содержательные особенности педагогической модели развития...

2. Процесс развития эмоциональной устойчивости будущего учителя рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная непрерывная смена актов обучения

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя.

К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики

Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Педагогика постиндустриального (информационного) общества – педагогика...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от...

Внедрение интегрированного подхода при освоении...

Тогда можно говорить об интегрированных образовательных процессах, системах, учреждениях и иных объектах. Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления...

Задать вопрос