Особенности развития высшей физкультурной школы на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Кошбахтиев, И. А. Особенности развития высшей физкультурной школы на современном этапе / И. А. Кошбахтиев, Д. К. Исмагилов, И. А. Даминов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 873-876. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15456/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье анализируются этапы развития высшей физкультурной школы.

Ключевые слова: высшее физкультурное образование.

 

В настоящее время образование рассматривается как главный фактор и непременное условие социально-экономического прогресса, наиважнейшая ценность и основной капитал современного общества, приоритетом и движущей силой которой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству.

Прежде чем дать характеристику современного состояния высшего физкультурного образования, проанализируем в историческом аспекте развитие системы высшего образования (ВО) за последние 30–40 лет.

В конце 70-х гг. впервые заговорили о кризисе образования. Появился ряд публикаций, свидетельствующих о кризисных тенденциях высшего образования [1]. Признаки кризиса разные авторы видят в ухудшении качества подготовки специалистов, их неспособности раскрыть свои личностные особенности и творческие возможности [1,8]. В ходе анализа литературных источников определены основные причины, повлекшие за собой кризисное состояние образования в целом и высшего в частности в период 70–80-х годов прошлого столетия.

Выявленные причины составляют две большие группы: общие и психологопедагогического плана. К общим относятся причины, обусловившие кризисное состояние во многих отраслях народного хозяйства: политика, проводимая государством; экономическое положение в стране; особенности исторического развития, а также социальные процессы в обществе. Вторую группу составляют собственно дидактические причины и причины психологического характера.

Для любой педагогической системы, включая и систему высшего образования, самыми значимыми и подлежащими рассмотрению в данной работе, являются собственно дидактические причины кризиса, среди которых главная: отсутствие строгой научной теории обучения [14]. Также можно отметить перегрузку дисциплин избыточной информацией, излишнюю наукообразность ограничивающую самостоятельность в изучении предмета. Следует отметить и то, что поменялся девиз обучения: если раньше учились, чтобы быть, то сейчас учатся, чтобы иметь [16]. Естественно отразились на образовательной сфере и процессы переходного этапа к рыночной экономике, которые потребовали от молодёжи некоторой переоценки ценностей. По мнению специалистов — государство, общество, личность стараются по отдельности установить монополию на образование [24].

Однако лишь совместные усилия могут способствовать выходу из кризисного состояния. В полной мере, осознавая кризис высшего образования, общество уже наметило пути выхода из него. Проблема реформирования системы образования, должна исследоваться на фоне двух процессов [21]: историко-эволюционного развития систем образования в человеческой цивилизации и активного перехода страны от административно-командного к рыночному способу хозяйствования. Первый процесс связан с вхождением Узбекистана в мировое образовательное пространство и сопоставлением опыта образовательных систем разных стран с отечественными.

Второй процесс обусловлен особенностями рыночной экономики, проявляющими себя по отношению к образованию. По мнению В. Х. Кинелева, в рыночной экономике удовлетворяется не социальная потребность граждан в ВО, а платёжеспособный спрос на него, обеспечивается не подготовка специалистов вообще, а таких, на которых есть спрос на рынке труда и рабочей силы [21].

В связи с этим, на современном этапе особенно остро встал вопрос о необходимости реформирования высшего образования. В зависимости от характера проблем, возникающих перед ВО, представляется возможным выделить и уровни решения этих проблем, определив их как государственный, ведомственный, региональный и вузовский.

Твердая законодательная база образовательной сферы на основе законов Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров», других законодательных актов и нормативно-правовых документов, гарантирует ей государственную поддержку, свободное развитие вузов, приоритет личностной значимости каждого человека. Структурно-содержательные реформы, обусловленные развитием дидактики и смежных дисциплин, определяют основные пути развития высшего образования. Одним из главных направлений ныне являются гуманизация и гуманитаризация образования, предполагающие не только передачу студентам гуманитарных знаний, но и раскрытие «человеческого фактора» в изначально негуманитарных дисциплинах, а также делающее акцент на интеллектуальном развитии человека [12].

Весьма актуальным становится обеспечение преемственности и непрерывности образования, позволяющее перейти к его многоуровневой структуре [19,20,21]. Одним из следующих направлений развития ВО, считается его фундаментализация, обеспечивающая мобильность выпускника вуза, и которая становится наиболее значимой в период «рыночной экономики». Ещё одним направлением является компьютеризация и информатизация процесса обучения. Возможности данного направления интенсивно изучается не только педагогами и психологами, но и математиками-программистами [7]. Однако самой важной остаётся проблема повышения активности студентов, увеличение их творческого потенциала [2,3]. Таким образом, дальнейшее развитие высшего образования должно осуществляться совместными усилиями законодательных органов, теоретиков дидактики, а также педагогами, занимающимися практической деятельностью в области обучения и воспитания.

Поставленные выше проблемы в полной мере касаются и высшего физкультурного образования, однако, физкультурная школа имеет ряд особенностей, которые вносят определённые коррективы в процесс обучения.

Эти особенности связаны в первую очередь с содержанием образования, во вторую — с контингентом студентов. Ж. К. Холодов [2] отмечает, что специальная теоретическая подготовка в системе физкультурного образования включает содержательное и процессуально-методическое обеспечение. Содержательное обеспечение связано с определением состава информационного содержания знаний, а процессуально-методическое обеспечение связано с дидактическим моделированием и управлением процесса формирования познавательных структур.

Реформирование высшей физкультурной школы, как и всего высшего образования Узбекистана, протекает на фоне трёх основных процессов: фундаментализации, гуманитаризации и демократизации. Повышение фундаментальности профессионального физкультурного образования достигается введением в планы вузов естественнонаучных и математических дисциплин. Гуманитаризация проявляется в том, что в содержании образования закрепляется ориентация на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня гуманитарной и естественнонаучной образованности будущего специалиста, как важное условие его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Демократизация высшего образования проявляется в увеличении свобод студентов: в современных условиях они могут выбирать не только факультет и специализацию, но и направления или специальности образования, т. е. его уровень. Также у студентов появляется некоторая возможность выбора содержания образования, достигаемая за счёт введения элективных курсов [5,6]. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы многоуровневого образования и учёт региональных особенностей в содержании образования, создание на базе физкультурных вузов новых специальностей, разработка и внедрение элективных курсов, создание моделей специалистов различного профиля [5,6]. Главной же проблемой остаётся поиск путей повышения познавательной активности студентов и качества подготовки физкультурно-педагогических кадров.

Установлено, что на эффективность физкультурного образования влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К внешним относятся: развитие спортивной науки, уровень интеграции науки и практики, уровень квалификации преподавательских кадров, наличие высококачественного оборудования и инвентаря, прочная материально-техническая база [22,23].

К внутренним факторам относится наличие потребности будущего специалиста в качественном профессиональном образовании и профессиональном росте, наличие ориентации на ценности образования и моримы, побуждающие заниматься самовоспитанием и самообразованием [4]. Другие особенности содержания высшего физкультурного образования связаны с учебными программами [14]. Главной чертой физкультурного образования является его гуманитарный характер, то есть подавляющее число изучаемых дисциплин в физкультурном вузе — это науки о человеке. Проблема состоит в том, что различные циклы дисциплин рассматривают человека в разных аспектах. Блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин раскрывает сущность деятельности человека в обществе. Блок медико-биологических дисциплин рассматривает строение человека. Психолого-педагогические дисциплины раскрывают перед студентом возможности понимания другого человека, а также пути влияния на него. Блок дисциплин предметной практической подготовки носит прикладной характер формирования определённых навыков с целью дальнейшей их передачи в своей профессиональной деятельности.

Г. С. Туманян [25], рассматривая совершенствование системы физкультурного образования, говорит о разделении научных школ в зависимости от блоков дисциплин. До 60-х годов он отмечает расцвет наук медико-биологического профиля. В середине 60-х годов на первый план выходят теория физического воспитания и психология спорта. В 80-е годы интенсивно начинают развиваться педагогические научные школы, особенно в сфере частных методик.

В. И. Маслов, изучая динамику процесса развития содержания высшего физкультурного образования на всём протяжении его становления, отмечает постепенное обрастание его новыми дисциплинами, ведущее к дифференциации [22]. В связи с этим многие авторы выступают за интеграцию дисциплин [11,18], одни посредством создания элективных курсов [4,16], другие [1] выступают за создание междисциплинарных связей. Е. П. Ильин предлагает более радикальное изменение: отказ от преподавания отдельных дисциплин [17].

На содержание физкультурного образования влияет также развитие сферы физической культуры и спорта в целом. Так, появление большого числа новых видов физических упражнений как самостоятельных видов спорта, развитие адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов, дальнейший прогресс в области спорта высших достижений естественным образом, сказались на содержании отдельных блоков дисциплин и открытии новых специальностей и специализаций.

Характерной чертой современного физкультурного образования является появление в учебных планах вузов новых дисциплин: «Валеология», «Менеджмент в физической культуре», «Основы научно-методической деятельности», «Основы акмеологии», «Технология обучения» и другие [5,14].

Это обусловлено вхождением страны в новые экономические отношения и интеграцией высшей школы в международное образовательное пространство [5,16]. Вслед за введением новых дисциплин появляются и новые специализации, в рамках которых объём двигательной активности, реализуемый в рамках физкультурно-спортивного совершенства, уходит на второй план, и, если раньше деление студентов физкультурного вуза по спортивным специализациям было вполне правомерно, то в современных условиях назрела необходимость создания новой классификации студентов физкультурного вуза с учётом рода их будущей деятельности.

Следующая особенность высшего физкультурного образования связана с делением теоретических дисциплин на две большие части: общепедагогические и специальные слабо взаимосвязаны [17]. В результате студент не может создать целостной картины о предметах и воспринимает их как разные дисциплины [16,17].

Другие особенности высшей физкультурной школы связаны с планированием бюджета времени студентов-спортсменов оптимальным соотношением между умственной и физической деятельностью. Вместе с тем, в настоящее время вопросы изучения структуры бюджета времени студентов-спортсменов практически не встречаются на страницах периодической печати и в материалах научных конференций. С другой стороны, определено оптимальное соотношение в недельном режиме умственной и физической нагрузки, которое составляет 8–10 часов. В то же время объёмы физической нагрузки спортсменов высокой квалификации порой в два раза превышают оптимальные нормы [9].

 

Литература:

 

1.         Агапова О., Кривошеев А., Ушанов А. Проектно- содержательная модель обучения // Almamater- 1994.-w1-C.18–24.

2.         Андреева В. М. Методика активизации самостоятельной работы студентов ускоренного обучения./ организация самостоятельной работы в процессе изучения общественных наук Межд. Сборник. Выпуск 6 издательство Ленинградского университет, 1989, -С.24–28.

3.         Андронов А. В. Пути активизации самостоятельной работы студентов студентов-первокурсников по общественным наукам //Проблемы технологии обучения в вузе // Тезисы докладов. Научный метод. Понф. Куйбышев, 1990-С. 151–159.

4.         Бабушкин Г. Д. Изучая интерес студентов. //Вестник студентов // Вестник высшей школы -1986-w3-С.28–31

5.         Барабанов А. Г. Высшее физкультурное образовательные проблемы и решения-М. Фон. 1995–486 с.

6.         Барабанов А. Г. Высшее физкультурное образование: авторская диссертация д. п.н. М.1996–42е.

7.         Бершодский А. М., Финогеев А. Т. Информатизация высшего учебного заведения как фактор повышения эффективности систем образования. Новосибирск. 1995-е /43–195.

8.         Волков В. В. Неверкович С. Д. Развитие творческих способностей на основе реализации деятельного подхода в игровом обучении при подготовке специалистов в институтах физической культуры. Метод.реком М: 2 ГЦОЛИФК, 1997–28с.

9.         Виноградов П. А. Душанин А. П., Жалдок В. И., Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие М.: Советский спорт., 1996–592с.

10.     Гашков С. А. Особенности адаптации студентов в процессе обучения // Психологический журнал.-1999 т.15.-w3. с.131–136

11.     Гнитецкая Т. Н. Об индивидуализации процесса обучения в высшей школе. / Современные проблемы ВО не ДВ. / Мат. Конф. Владивосток. 1996. — С. 127–129.

12.     Гуманизация и гуманитаризация высшего образования и их роль в формировании современного специалиста: Метод реализации/ авторы составители К. М. Лениолевский, В. П. Фоменко. К: УМКВОД 1995–50е.

13.     Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика:1986–240 е.

14.     Государственный образовательный состав высшего образования Т.: 2008–384

15.     Дранок О. И. Формирование умений у студентов институтов физической культуры: Автор дис. К. П. Н.- С. П. Б. 1996–24с.

16.     Зволинская Н. Н., Маслов В. И. Путь к идеалу высшего физкультурного образования. // Теория издана физ.культуры.-1994-W8-c. 28–33

17.     Ильин Б. П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки в физической культуре 1996-с.28–33.

18.     Ильин Б. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 288с.

19.     Каргополов В. П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: Автореф.дис… д.п.н.-М.:1992.- 49с.

20.     Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. Педагогика — № 2.-С.14–21

21.     Киличев В. Х. Объективная необходимость. М.: 1995–328с.

22.     Маслов В. И. Динамика процесса развития содержания высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 12. — С. 40–43.

23.     Малиновский Е. Н. Влияние результатов изучения бюджета времени студентов на коррекцию учебного процесса. // Вопросы физкультурного образования. / Cб. Научных трудов. М. 1978. — С. 99–102

24.     Розов Н. Философия Образования в России: опасности становления и перспективы развития. // Almamater- 1993.-w1-C.21–23.

25.     Туманян Г. С. Совершенствование системы физкультурного образования. Метод.реком. Для слушателей факультета повышения квалификации, аспирантов и студентов ГЦОЛИФКА. М. 1987–56 с.

26.     Холодов Ж. К. Технология теоретической, профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. Дис. — д.п.н. — М. 1996–60с.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, высшее физкультурное образование, физкультурное образование, дисциплина, высшая физкультурная школа, рыночная экономика, содержание образования, физкультурный вуз, будущий специалист, кризисное состояние.


Ключевые слова

высшее физкультурное образование., высшее физкультурное образование

Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования

В статье представлены этапы формирования кадрового потенциала организации среднего образования.

Стандартизация качества высшего образования

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность образовательного процесса, приводится их авторская классификация.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя начальной военной подготовки

В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования

В статье представлены этапы формирования кадрового потенциала организации среднего образования.

Стандартизация качества высшего образования

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность образовательного процесса, приводится их авторская классификация.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя начальной военной подготовки

В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Задать вопрос