В последнее время в крупных городах страны не находя возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные группировки».
Неформальные молодежные объединения — очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами», из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. Также стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные.
Для того чтобы понять юношей и подростков из неформальных молодежных объединений, надо знать историю и причины возникновения их, а также ее развитие. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и средства воспитательного воздействия.
Неформальные молодежные объединения — это самодеятельные молодежные объединения, инициативы. Они образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами [1.C.43.].
Появление их связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усилился в период общественных переломов и кризисов. В конце 40-х-начале 50-х гг в западных странах стали появляться в значительном количестве группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего мира и противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию в политической жизни.
Неформальные молодежные объединения классифицируют следующим образом:
- собственно неформальные объединения молодежи, которые имеют четкую структуру, атрибуты, отличающие от других объединений, определяющих программу и идеологию;
- «псевдоформальные объединения» — группы несовершеннолетних и молодежи, которые только относят себя к «неформалам». Подростки данной группы подражают различным видам неформальных объединений молодежи, следуя при этом моде или искренне желая быть неформалами.
- «досуговые» объединения (уличные). Они в настоящее время все время доминируют. Это нестабильные группы подростков и молодежи формирующиеся по территориальному признаку и значительно реже по учебно-производственному принципу и имеющие своей целью обеспечение общения, досуга, защиты «своей» территории и выяснение отношений с «чужими». Данные объединения требуют особого внимания и контроль, так как очень часто трансформируются в антиобщественные, противоправные и даже преступные формирования.
В таких объединениях нарушивших правила поведения, ждет суровое наказание: с ними могут не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могут создать нетерпимую обстановку, к ним могут применить физическое насилие. Такого рода групповые привычки получили название неформальных групповых норм. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением [2.C.553].
По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные объединения молодежи подразделяются на:
- просоциальные (положительной направленности) способствуют повышению позитивной, социально-активной молодежи. К ним относятся клубы самодеятельной песни, коллекционеры, творческие ассоциации, движения за охрану природы и т. д.;
- асоциальные (нейтрального типа) с развлекательной направленностью, создаваемые для проведения досуга. Данные группы балансируют на грани дозволенного и в ряде случаев частично или полностью переходят в разряд «антисоциальных»: «панки», «фанаты» и др.;
- антиобщественные (отрицательной направленности). Представители данных групп находят альтернативу фактам нарушения социальной справедливости, недостаткам в обществе, актам вандализма, хулиганства, то есть в вызове обществу, например, «скинхэды», «чистильщики» и другие.
Немалую роль в решении социальных проблем молодежи может сыграть учет специфики неформальных групп, члены которых находятся между собой в особых социально-психологических, неофициальных отношениях: дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатии и т. д. Учет вхождения человека в неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению сложных жизненных ситуаций, в которых нередко оказываются дети, подростки, юноши, девушки и другие группы населения [3.C.164].
Битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.
В середине 50-х гг. появились «сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей, многие из них потеряли в войну отцов и не имели работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возникло схожее движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи.
В конце 50-х и в 60-х гг начало эры рок-н-ролла. Отражали спектр молодежных проблем, стремились сделать свою музыку — протест популярной.
Хиппи протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подавления индивидуальности. Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные объединения. Они использовали ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности.
В 70-е гг возникают и более мирные целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии защиты прав женщин, безработных и т. д. Изложенное показывает, что нельзя по-обывательски сводить сущность неформальных движений к причудам и странностям «бесящийся от жира», «неизвестно чего хотящей молодежи». В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные объединения под влиянием слепой ненависти встают на путь преступлений. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно.
Определенная часть студентов не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат (семья, школа, группа в институте и т. п.). Тем не менее, они разделяют нормы и ценности тех общностей, которые для них становятся образцом, примером для подражания [4.C.121]. В середине 80-х годов в Вашингтоне, в США, возникло направление эмо. В начале 2000-х годов и по наши дни «эмо» стало популярным явлением, выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образе жизни. Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный») — молодежная субкультура образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей называют эмо-киды (англ. kid — молодой человек, ребенок) или, в зависимости от пола эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-герл (англ. girl — девочка, девушка).
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов, это не проявление слабости, а обычное состояние. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о возвышенной любви.
Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Их внимание чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные переживания.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что вызывает яростный протест, как у готов, так и эмо. Ученые доказали, что эмо подвергаются большему риску самоубийства, чем готы. Эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех. Готы активно используют кладбищенскую эстетику, носят серебряные украшения, что для эмо не характерно. А сходства заключаются в следующем: романтизация смерти, депрессивность, любовь к черному цвету, презрение к мачизму.
Традиционной прической эмо считается косая ровная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически — два маленьких хвостика, яркие заколочки, сердечки по бокам, бантики. Часто прокалывают уши, делают пирсинг, глаза густо подводят карандашом, ногти покрывают черным лаком.
Многие специалисты видят одной из причин возникновения неформальных объединений в резких изменениях связанных с НТП, урбанизацией населения. В этих условиях затрудняется и искажается процесс социализации, семья, утрачивает свои механизмы воздействия на подростка и отдельные виды неформальных объединений, клубы притягивают к себе тех несовершеннолетних, кто не смог вписаться в структуру окружающего сообщества. Также существенную роль играют и такие факторы, как влияние зарубежной культуры, моды.
Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, то индивид покидает ее [5.C.167].
Ученые проанализировали причины участия подростков в неформальных группах. Это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность; равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.
Первостепенная причина ухода подростков в неформалы это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в «неформалы» тот, «кто не знал, как жить дальше». Когда дети и подростки предоставлены сами себе и не знают, чем заполнить свое свободное время, опасность дезадаптивного поведения возрастает [6.C.559].
Подростков, молодежь надо вовлекать в деятельность «отвлекающую» от бесцельного времяпрепровождения, организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности.
Литература:
1. Исаев Б. А. Социология. — С-П.: Питер Пресс, 2007. — 224 с.
2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 624 с.
3. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и Кº, 2005. — 476 с.
4. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2002. — 304 с.
5. Кравченко А. И. Общая социология. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –479 с.
6. Холостова Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. — М.: Дашков и Кº, 2007. — 668 с.