В статье рассматриваются методическая организация обучения профессионально- ориентированному аудированию с использованием обучающей платформы, анализируются условия, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения данному виду речевой деятельности.
Ключевые слова:методическая организация, профессионально-ориентированное аудирование, обучающая платформа, эффективность обучения
В современном высшем образовании профессиональный иностранный язык становится важным инструментом повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов и успешного включения студентов в сферу международной научной деятельности.
В данной работе рассматривается вопросы о важности методической организации обучения профессионально-ориентированному аудированию, как виду рецептивной речевой деятельности, отличающейся наибольшей сложностью для обучающихся.
Процесс совершенствования обучения профессионально-ориентированному аудированию, прежде всего, связан с более широким использованием потенциала информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе современных обучающих платформ, к которым относится модульная объектно-ориентированная развиваемая обучающая среда (Modular Object Oriented Developmental Learning Environment (Moodle)) на основе которой был разработан сетевой электронный учебно-методический комплекс (СЭУМК). Использование платформы Moodle обуславливает постановку задач по разработке специального методического обеспечения процесса обучения профессионально ориентированному аудированию, которое включает отбор и организацию языкового материала, с одной стороны, и предусматривает специальное сопровождение учебного процесса, с другой стороны.
Главным содержательным структурным компонентом СЭУМК, предназначенным для обучения ПОА, является информационный профессионально-ориентированный блок, состоящий из систематизированного комплекса аудиовизуальных материалов (лекции, видеоролики, видеофрагменты и т. д.), представленного в СЭУМК в разделе «Видео коллекция» (Viedeo Сollection) и комплекса упражнений, разработанных с использованием ИКТ на платформе Moodle.
Отбор аудиовизуальных материалов для СЭУМК происходил с учетом модульной организации процесса обучения, с одной стороны, и важности и актуальности содержательной информации, позволяющей учитывать логику и последовательность изложения дисциплины, с другой стороны. Отобранный материал, предназначенный для обучения профессионально-ориентированному аудированию, содержит необходимый фактический минимум по модулям дисциплины, основными из которых являются, «Общая энергетика», «Промышленное электроснабжение», «Материаловедение», «Электрические машины и привод». Освоение предметно-понятийного содержания профильно-ориентированной информации способствует формированию основ терминологической грамотности, которая является важной составляющей профессиональной и языковой компетентности будущего специалиста-инженера, становится средством приобретения знаний не только по иностранному языку, но и внеязыковых специальностей. Знание наиболее частотных речевых моделей и терминологии, обслуживающих конкретные ситуации профессионального и делового общения способствует существенному облегчению понимания речи на слух. Комплекс упражнений для обучения ПОА, создавался с учетом проведенной репрезентативной выборки основных типов лексических единиц, характерных для электротехники и электроэнергетики и грамматических явлений и структур, типичных для текстов профессиональной направленности.
Одна из задач при организации обучения профессионально-ориентированному аудированию — выявление трудностей и разработка методики, нацеленной на преодоление и снятие выявленных групп сложностей.
Основными неязыковыми трудностями являются: 1) однократность предъявления информации при живом общении; 2) сложности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи (тембр, особенности дикции и артикуляции, темп) [1, c. 394]; 3) условия, в которых происходит аудирование (помехи, плохая акустика, внешние шумы); 4) индивидуально-психологические особенности студентов: доминирующий тип восприятия информации, эмоциональное состояние, степень самоорганизации, уровень развития интеллектуальных и когнитивных способностей, познавательная активность [3, c 1142].
Вторую группу трудностей составляют, так называемые, языковые трудности. Профессионально-ориентированное аудирование усложняется «… специфическим профессиональным контекстом, обусловленным языковыми особенностями воспринимаемого материала» [5, c. 105]. К специфическим особенностям, характерным для профессионально ориентированных текстов в области электротехники и электроэнергетики можно отнести: наличие большого числа терминологических единиц, высокая частота использования специальной лексики, презентация фактического материала с большим количеством цифровых данных, использование сокращений (acronyms), трудность распознавания омофонов, присутствие непривычных сочетаний. Как отмечает О. В. Михайлова, вокабуляр является наиболее объемным и трудно поддающимся систематизации компонентом и предлагает использовать различные подготовительные дотекстовые задания [4, c. 653].
К основным грамматическим трудностям, характерным для ПОА следует отнести большую частотность употребления страдательного залога, безличных, повествовательных, сложноподчиненных и сложносочиненных структурных типов предложений.
Для облегчения восприятия аудио- или видеоматериалов на слух в качестве предтекстовых и предсмотровых упражнений мы предлагаем использовать упражнения, предполагающие смысловое прогнозирование и развитие контекстуальной догадки.
В связи с тем, что содержательной основой обучения студентов электротехнических специальностей языку профессионально-ориентированного аудирования являются информация об определенных механизмах, инструментах, машинах, установках, считаем методически оправданным предъявление материала, сопровождая его наглядностью, с использование различных форматов (анимация, графики, схемы, таблицы, подкасты и т. д.). Такой способ презентации информации не только позволит облегчить понимание услышанного или увиденного за счет реалистичности, динамичности, экспрессивности, емкости ее предъявления, но и сделать сам процесс более занимательным и интересным, способствуя творчески креативному обобщению материала и более глубокому изучению специальных теоретических дисциплин.
Для формирования навыков общения при обучении ПОА, используя систему языковых и речевых норм с выбором коммуникативного поведения адекватного ситуации общения, на занятиях выполняются различные виды упражнений на речевое преломление услышанного или увиденного. Эти упражнения нацелены на моделирование ситуации, позволяя студентам использовать и актуализировать новые слова и выражения в своей речи, моделируя соответствующий функциональный стиль поведения.
Наряду с формированием коммуникативной компетенции при обучении профессионально ориентированному аудированию в рамках дисциплины «Профессиональный английский язык», особую значимость приобретает формирование информационной компетенции. Информационная компетенция определяется нами как способность осуществления различных действий с большими объемами иноязычной профессионально-значимой информации (поиска, оперирования, усвоения, трансформации, генерирования, переработки), позволяющей решать личностно значимые и профессиональные задачи с использованием компьютера и Интернета. Обладая определенным уровнем информационной грамотности, обучающиеся могут принимать участие в пополнении банка видео- и аудиоматериалов, что, с одной стороны, способствует повышение интереса к дисциплине ПАЯ и, с другой стороны, способствует развитию интеллектуальной активности, создавая условия для включенности в процесс обучения и потребности к рефлексии и критическому мышлению [2, c.39].
Обобщая выше сказанное, мы пришли к выводу, что обучение ПОА будет эффективным при соблюдении ряда условий:
- наличие разработанного и экспериментально-апробированного учебно-методического комплекса, с тщательно отобранным учебным материалом, предназначенным для формирования навыков профессионально ориентированного аудирования и методическими указаниями, содержащими инструкции и алгоритмы действий по выполнению разработанных упражнений и заданий;
- учета личностных характеристик обучающихся: уровня знаний по профильному предмету, запросов, наличие навыков по организации самостоятельной работы;
- поэтапности формирования навыков профессионально-ориентированного аудирования;
- отбор аудио- и видеоматериалов производить с учетом модульной организации дисциплины, коммуникативной и предметно-содержательной значимости, на основе принципа научности, наглядности, функциональности, аутентичности и интерактивности, позволяющие по максимуму использовать технологические возможности платформы Moodle, на основе которой был разработан СЭУМК. Сервисы и ресурсы Moodle обеспечивают полноценное синхронное общение с носителями языка (Web — конференции по Skype) и асинхронное общение (форум и чаты);
- необходимость рационального сочетания практической работы на занятиях с внеаудиторной самостоятельной работой студентов, поскольку полноценное обучение ПОА в условиях ограниченности аудиторных часов, насыщенности программы и возрастающими требованиями к качеству языковой подготовки студентов технических вузов не представляется возможным без самостоятельной работы обучающихся.
Следует отметить, что разработанная методика обеспечивает системный подход к организации процесса обучения профессионально-ориентированному аудированию на основе СЭУМК и имеет интегративный характер, который позволяет использовать предложенный алгоритм обучения как в условиях ИКТ, так и в сочетании с традиционными формами обучения. Методологический базис методики обучения ПОА представляет собой системный комплекс актуализированных общедидактических, методических принципов обучения и методов использования информационных и коммуникационных технологий.
Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПб: «Златоуст», 1999. — 472 с.
2. Баластов А. В. Практический подход в организации самостоятельной работы по иностранному языку с использованием информационных технологий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. № 5 (120). С. 37–40.
3. Зюбанов В. Ю. Создание условий активной самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка сообразно психологическим особенностям будущего специалиста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 14 № 2(5) 2012. С. 1141–1144.
4. Михайлова О. В. Обучение профессионально ориентированному аудированию специалистов технических вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 9(137) 2013. С. 104–107.
5. Соколова Э. Я. Использование аудиовизуальных средств для формирования навыков профессионально-ориентированного аудирования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15 — №. 2 (3) 2013. C. 651–655.