Учетно-аналитические аспекты в аудите готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.12.2014

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Морозова, Т. В. Учетно-аналитические аспекты в аудите готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи в современных условиях / Т. В. Морозова, В. С. Юрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.2 (80.2). — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14463/ (дата обращения: 16.12.2024).

Реализация выпущенной готовой продукции – это конечная цель деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.

Финансовые результаты организаций, особенно таких крупных, как ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ТЗТО" (г. Тольятти) влияют на развитие не только самого предприятия, но, что не мало важно для каждого из нас, – на развитие всего региона в целом. Устойчивое развитие экономики региона предполагает создание эффективного механизма и инструментов, через гибкую систему налогов, финансово-кредитной политики, использования системы способов государственного регулирования и поддержки, которые призваны обеспечить активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, уровни доходов населения [4,124].

Развитие и функционирование территории является решающим фактором обеспечения нормальных условий жизнедеятельности и благосостояния населения. Экономическое развитие региона предполагает качественное изменение основных характеристик процессов жизнедеятельности населения, воспроизводство отдельных или целого ряда свойств, многообразие процессов, взаимосвязей и отношений на более высоком уровне. Целями экономического роста и экономического развития являются качество и высокий уровень жизни населения соответствующего региона. В Приволжском Федеральном округе Самарский регион занимает одно из лидирующих мест по ряду показателей [5,135].

Для любого производственного предприятия средства, полученные от реализации готовой продукции, - основной источник дохода, поэтому учет, анализ и аудит готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи занимает основное место в системе организации бухгалтерского учета.

Выпуск готовой продукции - это ключевой этап производственной деятельности предприятия, без которого невыполнима главная его цель - извлечение прибыли. Грамотная постановка бухгалтерского и налогового учета готовой продукции имеет немаловажное значение для формирования финансовых результатов, а следовательно, размера прибыли, которая остается в распоряжении организации.

Нормативное регулирование по учету и аудиту готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи составляет четырехуровневая система законодательных актов бухгалтерского учета. Первый уровень нормативного регулирования составляют:

- Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в редакции от 28.12.2013 №425-ФЗ [1];

- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности N 307-ФЗ от 30.12.2008 г., в редакции от 04.03.2014 N 23-ФЗ;

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) от 01.01.95г., в редакции от 01.07.2014;

- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть 2) от 05.08.2000г. N 117-ФЗ, в редакции от 21.07.2014.

К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.

 Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, различного рода методические рекомендации, указания в основном Министерства финансов РФ, учитывающие в том числе отраслевую специфику, а также иные акты правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.

К четвертому уровню относятся внутренние рабочие документы по учету готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи самой организации.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция – это конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Элементами учетной политики по готовой и отгруженной продукции являются:

- выбор учетной цены на готовую продукцию;

- способ учета готовой продукции;

- порядок формирования резервов под снижение стоимости готовой продукции.

Аналогично учету материалов готовая продукция на складе учитывается в карточках или в книгах количественно-сортового учета. Карточки складского учета открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) готовой продукции. Записи в карточках производятся по каждому приходному и расходному документу с выведением остатка после каждой записи.

Готовая продукция отражается в учете по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Сдача готовых изделий из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными. В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут ведомости выпуска готовой продукции за месяц.

Для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции предназначен активный синтетический счет 43 "Готовая продукция".

Ежемесячно и ежегодно перед составлением годового баланса и в сроки, предусмотренные учетной политикой, предприятие проводит инвентаризацию готовой продукции. Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат. Учет затрат в основном производстве организуется путем сбора всех затрат в разрезе производственных структурных подразделений, за определенный временной период, раздельно по каждому виду продукции на счете 20 «Основное производство». Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

Для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации предназначен Счет 25 "Общепроизводственные расходы. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.

Аналитический учет по счету 25 "Общепроизводственные расходы" ведется по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.

Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом предназначен счет 26 "Общехозяйственные расходы" . В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Указанные расходы в качестве условно-постоянных списываются в дебет счета 90 "Продажи".

На основании данных о затратах на производство продукции составляются калькуляции фактической себестоимости продукции, данные сводного учета используются для контроля за выполнением плана по себестоимости всей товарной продукции и ее отдельных видов. Формирование фактической себестоимости готовой продукции определяется по каждому виду выпускаемой продукции в калькуляции. В результате фактическая себестоимость готовой продукции равна: общая сумма произведенных в отчетном периоде затрат и стоимости незавершенного производства на начало отчетного периода минус стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода.

Продажа продукции (работ, услуг) – это завершающая стадия оборота средств любой организации. Продажа продукции (работ, услуг) относится к обычным видам деятельности, а выручка от продажи представляет собой доходы (выручку) от обычных видов деятельности.

Доходы и расходы представляют собой важнейшие элементы финансовых результатов от продажи готовой продукции, базовые категории бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В российском бухгалтерском учете они определяются в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99г., в редакции от 27.04.2012 N 55н и ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина РФ № 33н от 06.05.99г., в редакции от 27.04.2012 N 55н. Необходимость закрепления в системе нормативного регулирования самих понятий доходов и расходов, способов их признания и учета обусловлена тем, что правильность их определения влияет на достоверность отражения в учете и отчетности формируемых финансовых результатов.

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными по типовой форме № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону», утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 г. № 71а. Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28.12.2013 №425-ФЗ).

На отгруженную продукцию в обязательном порядке выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее пяти дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями. Учет операций по продаже продукции (работ, услуг) осуществляется на счете 90 «Продажа». К счету 90 «Продажа» на предприятии открыты следующие субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж». Учет затрат на продажу ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу».

Записи по счету 90 «Продажи» должны вестись таким образом, чтобы обеспечить формирование информации, необходимой для составления отчета о финансовых результатах.

В бухгалтерской отчетности в Отчете о финансовых результатах на основании данных субсчетов счета 90 «Продажи», накопленных нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), приводится информация о выручке от продажи продукции (работ, услуг), о фактической производственной (полной или сокращенной) себестоимости проданной продукции (работ, услуг), о величине расходов на продажу, величине управленческих расходов и о прибыли (убытке) от продаж.

Финансовый результат организации представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации. Формирование итогов годового финансового результата осуществляется накопительным путем в течение всего года на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде его «свернутого» остатка, отражающего прибыль – по кредиту счета либо убыток - по дебету счета.

Многие компании по всему миру представляют свою финансовую отчетность пользователям. Финансовая отчетность в различных странах может оказаться схожей, однако существуют различия, обусловленные социальными, экономическими и правовыми условиями; кроме того, при установлении национальных требований в разных странах ориентируются на потребности различных групп пользователей.

Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета применительно к готовой продукции и товарам проявляются в оценке предметов по наименьшему из себестоимости и чистой цены возможной реализации, оценке незавершенного производства и готовой продукции с учетом производственных затрат и использовании различных систем учета себестоимости, а также распределения накладных расходов. [2].

ПБУ 9/99 с некоторой долей условности можно сопоставить с МСФО 18 «Выручка». При этом необходимо отметить, прежде всего, большую схожесть трактовок дохода предприятия. Так, по ПБУ 9/99: «доход - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». МСФО 18 определяет доход как любое поступление, увеличивающее собственный капитал (кроме вкладов акционеров), как в ходе обычной деятельности (выручка), так и прочие поступления. Таким образом, доходы в российских и международных стандартах рассматриваются через определение капитала организации.

Как и в случае с доходами, общее определение расходов в российском ПБУ 10/99 фактически совпадает с общим определением расходов в международных стандартах. И как в случае с доходами, проблема соответствия международной практике возникает при классификации расходов, причем всех, а не только по обычным видам деятельности. Представляется целесообразным просто перегруппировать расходы, упомянутые в российском Положении, в соответствии с международной практикой, то есть на себестоимость реализации и прочие расходы.

Существенным недостатком работы бухгалтерской службы на предприятиях, как правило, является отсутствие системы внутреннего контроля по учету готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи. Программа системы контроля учета готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи должна включать в себя описание этапов проверки, объектов и процедур проверки. Цель контроля готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е. выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Однако, для осуществления поставленных целей деятельности предприятия зачастую необходим не только внутренний контроль учета готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи, но и внешний. Цель аудита готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи - установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции. В ходе аудита учета готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи необходимо проверить: полноту и своевременность отражения себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) и выручки от реализации этой продукции; правильность списания себестоимости реализованной продукции, обоснованность и правильность отнесения коммерческих расходов; точность списания торговой наценки пропорционально стоимости продукции по покупным или продажным ценам (регулируется учетной политикой организации); правильность расчета финансовых результатов от реализации каждого вида продукции или оказанных услуг и выполненных работ.

Целью же анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

- оценки выполнения плана реализации продукции и производственной программы;

- оценки динамики выпуска и реализации продукции;

- оценки выполнения договоров по объему;

- ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;

- установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;

- количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

На сегодняшний день на всех предприятиях на первое место ставится именно результат работы – прибыль или убыток. Выявить причины сложившихся за рассматриваемый период результатов работы, научно подойти к анализу сложившихся показателей, выявить и реализовать резервы улучшения показателей – вот те вопросы, которые в настоящее время волнуют руководство любого предприятия.

Прибыль предприятия является важным элементом валового внутреннего продукта, выступает источником пополнения государственного бюджета, а значит, финансовым ресурсом государства для реализации программы расширенной реструктуризации общественного производства и реализации социальных программ.

Важность этих процессов вызывает необходимость совершенствования методологии бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов деятельности с целью определения перечня факторов, которые влияют на их уровень, количественной и качественной оценки последствий этого влияния на прогнозируемые тенденции развития предприятия в перспективе.

Существуют различные способы увеличения эффективности работы предприятия, которые предполагают изменения во всех областях его деятельности: финансовой, управленческой, производственной, маркетинговой.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает методы повышения эффективности своей деятельности, которые оно в состоянии реально осуществить. Одним из основных резервов повышения финансовых результатов является реализация готовой продукции со склада, а также снижение себестоимости продукции. Одним из наиболее простых способов увеличения прибыльности готовой продукции является увеличение объемов производства продукции. Все остальные резервы повышения прибыльности производства готовой продукции сводятся к одному простому решению – внедрение новых, более прогрессивных мощностей, либо модернизация существующих производственных мощностей. Однако, в силу особенностей своего финансового положения многие предприятия не в состоянии осуществить поставленные цели. Для внедрения новых более прогрессивных мощностей, либо модернизации существующих производственных мощностей зачастую привлекают инвестиции. Инвестиционная привлекательность отдельного предприятия зависит экономического потенциала всего региона.

Самарская область относится к числу наиболее инвестиционно-привлекательных регионов России. При прочих равных условиях наш регион получает возможность увеличить приток инвестиций. Используя эту возможность, мы можем повысить свою конкурентоспособность, в первую очередь привлекая инвестиции в развитие производств с высокой добавленной стоимостью [3,93].

Таким образом, экономическую значимость рассмотрения проблемы учета, анализа и аудита готовой продукции и финансовых результатов от ее продажи невозможно переоценить. Устойчивое финансовое состояние предприятий напрямую зависит от экономического потенциала региона и страны.

Российские стандарты за последние годы существенно продвинулись в части гармонизации с международными принципами учета. Однако по-прежнему часть положений РСБУ имеют неустранимые различия с МСФО [2].

 

Литература:

1.                  Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон №402-ФЗ от 06.12.2011г. ( в редакции от 28.12.2013 №425-ФЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_156037/

2.                  Королева И. Как максимально сблизить учет по МСФО и РСБУ / И. Королева, Ю. Батарова // МСФО на практике -М: Актион, сентябрь 2011 - №3 - С. 15-21.

3.                  Юрина В.С. Особенности функционирования, проблемы и перспективы развития региона // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы - М: Поволжский государственный университет сервиса (Тольятти), 2010 - №1. - С. 93-94.

4.                  Юрина В.С. Региональная политика в области устойчивого социально-экономического развития Поволжского федерального округа // Вестник СамГУПС - М: Самарский государственный университет путей сообщения (Самара), 2010. - № 4. - С. 124-127.

5.                  Юрина В.С. Устойчивое региональное развитие как фактор стабильного развития государства (на примере Самарской области) // Школа университетской науки: парадигма развития - М: Поволжский государственный университет сервиса (Тольятти), 2010 - №1. - С. 134-138.

Основные термины (генерируются автоматически): готовая продукция, бухгалтерский учет, расход, продажа, продажа продукции, реализация продукции, Российская Федерация, предприятие, учет, финансовая отчетность.


Похожие статьи

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Казахстана

Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета готовой продукции и ее продажи

Инструменты управленческой отчетности в анализе ресурсообеспечения коммерческих банков

Анализ финансовых результатов от продажи готовой продукции и основные направления увеличения ее производства

Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути повышения рентабельности предприятия

Теоретические аспекты планирования и влияния структуры капитала компании на ее финансовую устойчивость

Специфика деятельности сельскохозяйственных предприятий и ее взаимосвязь с механизмом управления затратами

Оценка и выбор стратегии выведения машиностроительной продукции на зарубежный рынок

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей их покупательского поведения

Особенности анализа себестоимости продукции в условиях хлебопекарного производства

Похожие статьи

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Казахстана

Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета готовой продукции и ее продажи

Инструменты управленческой отчетности в анализе ресурсообеспечения коммерческих банков

Анализ финансовых результатов от продажи готовой продукции и основные направления увеличения ее производства

Анализ реализации продукции и финансовых результатов, пути повышения рентабельности предприятия

Теоретические аспекты планирования и влияния структуры капитала компании на ее финансовую устойчивость

Специфика деятельности сельскохозяйственных предприятий и ее взаимосвязь с механизмом управления затратами

Оценка и выбор стратегии выведения машиностроительной продукции на зарубежный рынок

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей их покупательского поведения

Особенности анализа себестоимости продукции в условиях хлебопекарного производства

Задать вопрос