В Узбекистане с первых дней независимости особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, предоставления льгот для ведения бизнеса, ограничению вмешательства государственных, в том числе надзорных и контролирующих органов, в деятельность предпринимательских структур.
Развитие сферы предпринимательства и малого бизнеса в Узбекистане строится на сформированной мощной законодательной и правовой базе, постоянном ее совершенствовании, системной государственной помощи в вопросах предоставления бизнесу льгот и преференций, техническом и технологическом переоснащении и модернизации производства [1].
Озвученная Президентом страны И. Каримовым на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране стала очередным этапом развития предпринимательства. Президент отдельно указал на то, что многие существующие законы с учетом практики их применения и новых реалий развития рыночных отношений нуждаются в серьезном пересмотре.
В статье 53 Конституции Республики Узбекистан указывается, что государством гарантируется свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, правовая защита всех форм собственности, в том числе частной [2]. В развитие этой конституционной нормы, заложившей правовую основу для осуществления предпринимательской деятельности, приняты соответствующие законы, решения Президента страны и Правительства, в том числе Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции. Принятие данного закона обусловлено необходимостью дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставления большей свободы для их деятельности, упрощения механизмов создания хозяйствующих субъектов, а также стимулирование финансирования субъектов предпринимательства финансовыми организациями.
Отдельно следует отметить Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 года № 357 «О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности» [3], которым предусмотрено резкое сокращение количества согласующих инстанций при оформлении и государственной регистрации субъектов предпринимательства, а также осуществление всех согласований в рамках одной инстанции. Данным постановлением была образована Инспекция по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов), и установлен порядок по государственной регистрации субъектов предпринимательства в органах юстиции и вышеуказанной инспекции при хокимиятах.
Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2006 года № ПП-357 «О внедрении уведомительного порядка государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» с 2006 года в республике осуществлен переход от разрешительной к уведомительной системе государственной регистрации субъектов предпринимательства, которая представляет собой ускоренную процедуру прохождения регистрации и рассмотрения представленных документов [3].
В свою очередь, Постановлением Президентом Республики Узбекистан от 12 мая 2011 года № ПП-1529 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации и государственной регистрации субъектов предпринимательства» установлен минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемых обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью не менее сорокакратного размера минимальной заработной платы; осуществление государственной регистрации субъектов предпринимательства по их заявлению на основе типовых учредительных документов; ставка государственной пошлины за регистрацию в размере одной минимальной заработной платы; при регистрации субъектов предпринимательства отменено требование о предоставлении нотариально заверенных учредительных документов, за исключением предприятий с иностранными инвестициями и иных предприятий с участием иностранного капитала [3].
Указом Президента РУз от 18 июля 2012 года № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» дана критическая оценка современному состоянию деловой среды и принят целый комплекс мер, для сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны [3].
Следует отметить, что за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, создаваемых в труднодоступных и горных районах, регистрационный сбор взимается в размере 20 % от установленного размера. Число вновь создаваемых субъектов предпринимательства в таких местностях традиционно меньше по сравнению с другими районами.
Немаловажным для совершенствования порядка регистрации субъектов предпринимательства является изучение зарубежного опыта в данной сфере.
В развитых и некоторых развивающихся странах имеется успешный опыт обеспечения государственной регистрации юридических лиц органами юстиции. В данных странах государственная функция по регистрации юридических лиц рассматривается как значимый этап, предваряющий вступление нового субъекта в различные правоотношения, в том числе налоговые, трудовые, гражданско-правовые, административные и т. д. Поэтому институт государственной регистрации признан в качестве имеющего правовой характер: при государственной регистрации осуществляется экспертиза представленных документов на предмет их соответствия законодательству, признаются права собственности и иные права на недвижимое имущество, возникают имущественные права и обязанности. Тем самым возложение на органы юстиции функций по совершению таких регистрационных процедур позволяет контролировать законность образования юридического лица, соответствие его учредительных документов требованиям правовых актов и вести учет юридических лиц как для целей налогообложения, так и в других установленных законом целях.
Так, органы юстиции Японии, Израиля, Казахстана и ряда других стран ответственны за государственную регистрацию юридических лиц. Например, в Казахстане органы юстиции осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств. Министерство юстиции Израиля обеспечивает регистрацию компаний, товариществ и фирменных наименований, для чего в структуре министерства и в его подразделениях на местах имеются специальные отделы. Таким же образом государственная регистрация субъектов предпринимательства в Японии осуществляется со стороны Министерства юстиции и его территориальных органов.
В современном мире интернет всё глубже проникает в самые разные процессы нашей жизни. Удобства Интернета создают большое количество возможностей для усовершенствования и дальнейшего развития предпринимательской деятельности. В этом процессе принятие нормативных актов, позволяющих начать и вести успешный бизнес, не отходя от компьютера имеет важное значение в успехе предпринимателя. Поэтому одним из нововведений Правительства Республики Узбекистан в целях дальнейшего упрощения ведения предпринимательской деятельности является проведение государственной регистрации субъектов предпринимательства через Интернет.
До недавнего времени государственная регистрация предпринимательских субъектов представляла собой сложный и отнимающий много времени, а также сил механизм. Поэтому в целях ее упрощения в Узбекистане была введена государственная регистрация субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства через сеть интернет с использованием электронной цифровой подписи. Основой для нововведения послужило постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 312 от 25 ноября 2013 года «О мерах по внедрению механизма государственной регистрации субъектов предпринимательства через сеть интернет» [3]. В свою очередь это постановление принято в соответствии с Указом Президента страны № УП-4455 от 18 августа 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». Теперь для государственной регистрации субъектов предпринимательства Узбекистана документы могут представляться не только в явочном порядке или посредством связи, но и по сети Интернет. Также постановлением Президента страны (№ ПП-2066 от 14 ноября 2013 года) данные изменения были внесены в «Положение об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учёт субъектов предпринимательства» [3].
В соответствии с этими нормативными актами в Узбекистане начиная с первого января 2014 года государственная регистрация субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. Новая система открыла ряд возможностей для предпринимателей. В частности, данная система позволяет в режиме реального времени оформить учредительные документы на основе типовых форм, представленных на портале, усовершенствовать механизм взаимодействия отдельных государственных органов при присвоении субъектам предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика и основного кода предприятий и организаций. При этом предусматривается выдача зарегистрированных учредительных документов и свидетельств о регистрации в электронной форме, что значительно упрощает порядок предоставления документов для государственной регистрации частных предпринимателей, который ранее осуществлялся при личном участии заявителя.
Подача заявления на регистрацию с приложением необходимых документов, а также выдача зарегистрированных учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации субъектов предпринимательства осуществляется в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Здесь нужно отметить, что электронная регистрация, регулируемая рассматриваемым документом, не распространяется на кредитные организации. Для обеспечения возможности электронной регистрации, Государственный налоговый комитет и Государственный комитет по статистике до 1 января 2014 года предоставил всем регистрирующим органам возможность присвоения субъектам предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода ОКПО в режиме реального времени с использованием их соответствующих ведомственных сайтов в сети Интернет.
Электронная регистрация позволила усовершенствовать и сократить время взаимодействия и самих регистрирующих органов, налоговых служб и статистики, а также упростить процессы присвоения ОКПО и ИНН. Практически все необходимые учредительные документы, сертификаты, свидетельства можно предоставить и получить в электронном (или отсканированном) виде, а для обеспечения юридической значимости подписания пакета документов используется электронная цифровая подпись. Установлены максимальные сроки оказания данной услуги, которые составляют не более 3 рабочих дней.
Результатом оказания услуги является получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов с отметкой «зарегистрировано», эскизов печати и штампа, заверенные печатью регистрирующего органа. Более того, с использованием современных пластиковых карт, обеспечивается возможность уплаты установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию субъектов предпринимательства через сеть Интернет.
Литература:
1. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на открытии международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане». 12.09.2012 г.
2. Конституция Республики Узбекистан.
3. www.lex.uz — Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.