Упрощение государственной регистрации субъектов малого бизнеса в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.12.2014

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Кудратов, З. Г. Упрощение государственной регистрации субъектов малого бизнеса в Узбекистане / З. Г. Кудратов, Б. Б. Тошбоев, Ж. Б. Саитмуротов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14411/ (дата обращения: 17.12.2024).

В Узбекистане с первых дней независимости особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, предоставления льгот для ведения бизнеса, ограничению вмешательства государственных, в том числе надзорных и контролирующих органов, в деятельность предпринимательских структур.

Развитие сферы предпринимательства и малого бизнеса в Узбекистане строится на сформированной мощной законодательной и правовой базе, постоянном ее совершенствовании, системной государственной помощи в вопросах предоставления бизнесу льгот и преференций, техническом и технологическом переоснащении и модернизации производства [1].

Озвученная Президентом страны И. Каримовым на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране стала очередным этапом развития предпринимательства. Президент отдельно указал на то, что многие существующие законы с учетом практики их применения и новых реалий развития рыночных отношений нуждаются в серьезном пересмотре.

В статье 53 Конституции Республики Узбекистан указывается, что государством гарантируется свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, правовая защита всех форм собственности, в том числе частной [2]. В развитие этой конституционной нормы, заложившей правовую основу для осуществления предпринимательской деятельности, приняты соответствующие законы, решения Президента страны и Правительства, в том числе Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции. Принятие данного закона обусловлено необходимостью дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставления большей свободы для их деятельности, упрощения механизмов создания хозяйствующих субъектов, а также стимулирование финансирования субъектов предпринимательства финансовыми организациями.

Отдельно следует отметить Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 года № 357 «О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности» [3], которым предусмотрено резкое сокращение количества согласующих инстанций при оформлении и государственной регистрации субъектов предпринимательства, а также осуществление всех согласований в рамках одной инстанции. Данным постановлением была образована Инспекция по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов), и установлен порядок по государственной регистрации субъектов предпринимательства в органах юстиции и вышеуказанной инспекции при хокимиятах.

Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2006 года № ПП-357 «О внедрении уведомительного порядка государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» с 2006 года в республике осуществлен переход от разрешительной к уведомительной системе государственной регистрации субъектов предпринимательства, которая представляет собой ускоренную процедуру прохождения регистрации и рассмотрения представленных документов [3].

В свою очередь, Постановлением Президентом Республики Узбекистан от 12 мая 2011 года № ПП-1529 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации и государственной регистрации субъектов предпринимательства» установлен минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемых обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью не менее сорокакратного размера минимальной заработной платы; осуществление государственной регистрации субъектов предпринимательства по их заявлению на основе типовых учредительных документов; ставка государственной пошлины за регистрацию в размере одной минимальной заработной платы; при регистрации субъектов предпринимательства отменено требование о предоставлении нотариально заверенных учредительных документов, за исключением предприятий с иностранными инвестициями и иных предприятий с участием иностранного капитала [3].

Указом Президента РУз от 18 июля 2012 года № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» дана критическая оценка современному состоянию деловой среды и принят целый комплекс мер, для сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны [3].

Следует отметить, что за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, создаваемых в труднодоступных и горных районах, регистрационный сбор взимается в размере 20 % от установленного размера. Число вновь создаваемых субъектов предпринимательства в таких местностях традиционно меньше по сравнению с другими районами.

Немаловажным для совершенствования порядка регистрации субъектов предпринимательства является изучение зарубежного опыта в данной сфере.

В развитых и некоторых развивающихся странах имеется успешный опыт обеспечения государственной регистрации юридических лиц органами юстиции. В данных странах государственная функция по регистрации юридических лиц рассматривается как значимый этап, предваряющий вступление нового субъекта в различные правоотношения, в том числе налоговые, трудовые, гражданско-правовые, административные и т. д. Поэтому институт государственной регистрации признан в качестве имеющего правовой характер: при государственной регистрации осуществляется экспертиза представленных документов на предмет их соответствия законодательству, признаются права собственности и иные права на недвижимое имущество, возникают имущественные права и обязанности. Тем самым возложение на органы юстиции функций по совершению таких регистрационных процедур позволяет контролировать законность образования юридического лица, соответствие его учредительных документов требованиям правовых актов и вести учет юридических лиц как для целей налогообложения, так и в других установленных законом целях.

Так, органы юстиции Японии, Израиля, Казахстана и ряда других стран ответственны за государственную регистрацию юридических лиц. Например, в Казахстане органы юстиции осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств. Министерство юстиции Израиля обеспечивает регистрацию компаний, товариществ и фирменных наименований, для чего в структуре министерства и в его подразделениях на местах имеются специальные отделы. Таким же образом государственная регистрация субъектов предпринимательства в Японии осуществляется со стороны Министерства юстиции и его территориальных органов.

В современном мире интернет всё глубже проникает в самые разные процессы нашей жизни. Удобства Интернета создают большое количество возможностей для усовершенствования и дальнейшего развития предпринимательской деятельности. В этом процессе принятие нормативных актов, позволяющих начать и вести успешный бизнес, не отходя от компьютера имеет важное значение в успехе предпринимателя. Поэтому одним из нововведений Правительства Республики Узбекистан в целях дальнейшего упрощения ведения предпринимательской деятельности является проведение государственной регистрации субъектов предпринимательства через Интернет.

До недавнего времени государственная регистрация предпринимательских субъектов представляла собой сложный и отнимающий много времени, а также сил механизм. Поэтому в целях ее упрощения в Узбекистане была введена государственная регистрация субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства через сеть интернет с использованием электронной цифровой подписи. Основой для нововведения послужило постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 312 от 25 ноября 2013 года «О мерах по внедрению механизма государственной регистрации субъектов предпринимательства через сеть интернет» [3]. В свою очередь это постановление принято в соответствии с Указом Президента страны № УП-4455 от 18 августа 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству». Теперь для государственной регистрации субъектов предпринимательства Узбекистана документы могут представляться не только в явочном порядке или посредством связи, но и по сети Интернет. Также постановлением Президента страны (№ ПП-2066 от 14 ноября 2013 года) данные изменения были внесены в «Положение об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учёт субъектов предпринимательства» [3].

В соответствии с этими нормативными актами в Узбекистане начиная с первого января 2014 года государственная регистрация субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. Новая система открыла ряд возможностей для предпринимателей. В частности, данная система позволяет в режиме реального времени оформить учредительные документы на основе типовых форм, представленных на портале, усовершенствовать механизм взаимодействия отдельных государственных органов при присвоении субъектам предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика и основного кода предприятий и организаций. При этом предусматривается выдача зарегистрированных учредительных документов и свидетельств о регистрации в электронной форме, что значительно упрощает порядок предоставления документов для государственной регистрации частных предпринимателей, который ранее осуществлялся при личном участии заявителя.

Подача заявления на регистрацию с приложением необходимых документов, а также выдача зарегистрированных учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации субъектов предпринимательства осуществляется в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Здесь нужно отметить, что электронная регистрация, регулируемая рассматриваемым документом, не распространяется на кредитные организации. Для обеспечения возможности электронной регистрации, Государственный налоговый комитет и Государственный комитет по статистике до 1 января 2014 года предоставил всем регистрирующим органам возможность присвоения субъектам предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода ОКПО в режиме реального времени с использованием их соответствующих ведомственных сайтов в сети Интернет.

Электронная регистрация позволила усовершенствовать и сократить время взаимодействия и самих регистрирующих органов, налоговых служб и статистики, а также упростить процессы присвоения ОКПО и ИНН. Практически все необходимые учредительные документы, сертификаты, свидетельства можно предоставить и получить в электронном (или отсканированном) виде, а для обеспечения юридической значимости подписания пакета документов используется электронная цифровая подпись. Установлены максимальные сроки оказания данной услуги, которые составляют не более 3 рабочих дней.

Результатом оказания услуги является получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов с отметкой «зарегистрировано», эскизов печати и штампа, заверенные печатью регистрирующего органа. Более того, с использованием современных пластиковых карт, обеспечивается возможность уплаты установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию субъектов предпринимательства через сеть Интернет.

 

Литература:

 

1.         Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на открытии международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане». 12.09.2012 г.

2.         Конституция Республики Узбекистан.

3.         www.lex.uz — Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, государственная регистрация, государственная регистрация субъектов предпринимательства, предпринимательская деятельность, малый бизнес, большая свобода, деловая среда, частное предпринимательство, электронная регистрация, электронная цифровая подпись.


Похожие статьи

Совершенствование налогового учета на предприятиях Республики Казахстан

Совершенствование механизма таможенного декларирования товаров в России

Совершенствование системы бухгалтерского учета и очетности в Республике Казахстан

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих

Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане

Совершенствование государственного регулирования системы оплаты труда

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане

О повышении эффективности государственного управления территориальным планированием в Российской Федерации

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Похожие статьи

Совершенствование налогового учета на предприятиях Республики Казахстан

Совершенствование механизма таможенного декларирования товаров в России

Совершенствование системы бухгалтерского учета и очетности в Республике Казахстан

Международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса

Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих

Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане

Совершенствование государственного регулирования системы оплаты труда

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане

О повышении эффективности государственного управления территориальным планированием в Российской Федерации

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Задать вопрос