Современное развитие и успешное интегрирование Республики Узбекистан в мировую экономику во многом зависит от наличия высокоразвитого и эффективного частного бизнеса и малого предпринимательства. В результате успешно осуществляемых реформ данный сектор сегодня играет ключевую роль в модернизации национальной экономики страны.
Особое внимание в нашей республике уделяется либерализации экономики, внедрению рыночных принципов и механизмов управления, развитию частной собственности и предпринимательства.
В Узбекистане деятельность сектора частного предпринимательства стала основой формирования социального слоя собственников — владельцев малого бизнеса. Несмотря на трудности и препятствия малое предпринимательство развивается, растёт быстрыми темпами, решая при этом экономические, социальные и научно-технические проблемы.
Государство гарантирует свободу экономической деятельности и предпринимательства. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
С целью создания гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышения их деловой активности, а также защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в 2000 году была принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». В нем, в частности, отмечается, что: «Предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность».
Мировой опыт доказывает, что участие женщин в бизнесе благоприятно сказывается на экономике страны в целом. Именно поэтому обеспечение гендерного баланса в малом предпринимательстве является актуальным вопросом для Узбекистана. В частности, принятие в 1995 году Закона «О стимулировании развития малого и частного предпринимательства», а затем, в 2006 году, законов «О микрокредитных организациях» и «О микрофинансировании»; Государственной программы по поддержке женщин, Указа главы государства «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана», создали прочный фундамент для развития женского предпринимательства, широкого использования ими банковских услуг, получения микрокредитов желающими начать свой бизнес.
Осуществлённые действия позволили создать в республике деловую среду, одинаково благоприятную для мужчин и женщин. Об этом свидетельствуют результаты проведённых опросов у субъектов бизнеса «Об удовлетворении отдельными аспектами налогово-финансовой, институциональной и инфраструктурной среды».
В результате предпринятых мер доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 % в 2000 году до 56 % в настоящее время, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 % до 31,1 %. В этой сфере на сегодняшний день трудится более 77 % занятого населения против 49,7 % в 2000 году. К примеру, в 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе.
На прошедшем 19 октября 2015 года заседании Кабинета Министров под председательством премьер-министра Ш. Мирзияева, посвящённом анализу итогов социально-экономического развития республики за 9 месяцев текущего года, было обсуждено обеспечение надёжной защиты частной собственности и предпринимательства. Принятыми мерами были созданы 21,4 тысячи новых субъектов малого бизнеса, что составило рост на 6 % больше, нежели в аналогичном периоде в 2014 году. Этим субъектам были переданы в аренду 17,8 тысячи неиспользуемых объектов госсобственности, выданы банковские кредиты и микрокредиты на общую сумму 9,6 трлн сумов. За последние пять лет объем кредитования малого бизнеса увеличился почти в 5 раз.
В целях кардинального улучшения деловой среды, создания максимально благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства за счет ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения лицензионных и разрешительных процедур, а также коренного совершенствования системы отчетности и порядка ее представления в соответствии с требованиями рыночной экономики и международных норм и стандартов, был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16.07.2012 № УП-4453.
На основании данного указа в установленные сроки сокращается количество государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности за счет их упразднения и объединения дублирующих форм, а также периодичности их представления; отменяется представление на ежемесячной основе налоговой отчетности по всем видам налогов и другим обязательным платежам, за исключением налога на сверхприбыль; микро-фирмы заполняют статистическую отчетность на годичной основе с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности.
Изданный в мае нынешнего года Указ главы государства «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» стал логическим продолжением реализуемых реформ в данном направлении. Определенные в указе задачи нашли свое отражение в принятом Законодательной палатой Олий Мажлиса и внесенном в повестку дня очередного пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития».
Целью данного закона является дальнейшее усиление правовой защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, а также усиление ответственности, в том числе уголовной, сотрудников правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства.
Широкое распространение получает внедрение принципа «одно окно» при регистрации собственности, выделении земельных участков, получении лицензий на занятие отдельными видами деятельности, выдаче разрешений на строительство, подключении к сетям электроснабжения.
Начиная с 1 января 2016 года оказание определенных государственных услуг будет осуществляться исключительно через центры. В связи с этим Постановлением Президента от 28.09.2015 г. № ПП-2412 утверждена типовая структура центров, а также определено, что их содержание будет осуществляться за счет средств, поступающих за госрегистрацию субъектов предпринимательства и иных источников, не запрещенных законодательством, а также утверждён Перечень государственных услуг, оказываемых центрами, а министерствам, госкомитетам, госорганам и организациям запрещено, начиная с указанной выше даты, принимать от субъектов предпринимательства заявления для оказания услуг, включенных в Перечень.
Для выполнения возложенных задач центры до 1 ноября 2015 года будут подключены к сети передачи данных национального сегмента Интернета, а также на безвозмездной основе к системе межведомственного электронного взаимодействия госорганов и иных организаций, в том числе через ЕПИГУ.
Ежегодно составляемый Всемирным банком Международный рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business) сравнивает 189 стран мира по 10 индикаторам благоприятности ведения бизнеса. В данном Рейтинге в этом году Узбекистан занял 141-е место (в 2014 г. — 149-е место). Со времени составления Рейтинга 2015 года дополнены и изменены свыше 40 законодательных актов в сфере предпринимательства.
При оценке специалисты Всемирного банка учитывают не только нормы, закрепленные в законодательстве, но и практическую их реализацию. Несмотря на то, что показатели Узбекистана в Рейтинге улучшились, некоторые индикаторы «потеряли» вес. Так, понижение наблюдается по таким пунктам как: регистрация предприятия, получение разрешения на строительство, получение кредитов и разрешение неплатежеспособности. Это объясняется тем, что принимаемые законы, изменения и дополнения не всегда действуют, потому что не содержат конкретных механизмов реализации имеющихся в них норм. Повлияло и то, что соответствующие подзаконные акты, без которых положения этих законов просто не могут работать издаются несвоевременно или не издаются вообще. Об этом говорилось на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, проведенном 23 января 2015 года. Поэтому очень важно обеспечить исполнение на местах принятых норм законодательства, усовершенствовать правоприменительную практику, включая национальную систему оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность.
Эксперты совместного проекта ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» провели сравнение на основе методологии Всемирного банка, норм национального законодательства с практикой их применения. Они определили количество и продолжительность формальностей, которые проходит обычная компания в Узбекистане в течение одного года. Так, по итогам исследования выявлено, что разница в количестве формальностей (56 документов и процедур) и продолжительности (228 дней) свидетельствует, что, несмотря на все принимаемые меры по кардинальному улучшению деловой среды, практика применения норм еще не на достаточно высоком уровне. Решением данной проблемы стал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391, предусматривающий внесение изменений в законодательство (10 кодексов и 33 закона).
Проект «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» является совместной инициативой ТПП и ПРООН и направлен на улучшение условий для ведения бизнеса путем внедрения онлайн-услуг, совершенствования нормативно-правовой базы, а также развития и продвижения инклюзивных бизнес-моделей.
Проведенные исследования показали: за годы независимости в Узбекистане, приняты и реализуются законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на закрепление приоритета частной собственности как основы рыночной экономики; сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения. При этом, для того, чтобы улучшить позиции в рейтинге «Doing Business», Узбекистану необходимо учесть и проработать все недостатки отмеченные международными экспертами.
Таким образом, можно констатировать неоспоримый факт, что для создания и развития субъектов малого бизнеса в Узбекистане создаются все необходимые нормативно-правовые и организационные условия.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16.07.2012 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2012. − № 29. − С. 327.
- Каримов И. А. Нужно бороться за независимость и безопасность. Т.10. — Ташкент: Узбекистан, 2002. — С. 210.
- Каримов И. А. Все наши устремления и программы — во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. — Ташкент: Узбекистан, 2011. — С.48.
- Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990–2010 гг.) и прогноз на 2011–2015 гг. — Ташкент: Узбекистан, 2013. — С.350.
- Финансы Узбекистана. Статистический сборник. — Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2013. — 136 с.