Структурно-логическая схема проведения стратегического анализа на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 1234 раза

Библиографическое описание:

Щекотихина, Е. А. Структурно-логическая схема проведения стратегического анализа на предприятии / Е. А. Щекотихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14337/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последнее время все больше ученых и практиков обращаются к проблемам развития методологии и методики стратегического учета и анализа как информационного источника принятия стратегических управленческих решений, обоснования разработки и реализации стратегии развития, стратегического выбора в условиях многовариантности решений и альтернатив развития.

Необходимость и актуальность совершенствования теоретических и организационно-методических положений стратегического анализа связаны с развитием стратегического учета, учетно-аналитических аспектов разработки и реализации стратегии, информационного обеспечения поддержки принятия стратегических решений.

Проблемам стратегического анализа в последнее время стало уделяться все больше внимания.

Критический мониторинг трактовок стратегического анализа зарубежными исследователями позволил выделить следующие направления раскрытия сущности стратегического анализа и его места в системе стратегического управления:

-        И. Ансофф: отождествление процессов стратегического анализа и формулирования стратегии;

-        Д. Хасби: стратегический анализ как средство оценки и контроля за реализацией стратегического плана;

-        Д. Хасси: аналитические процедуры при формулировании, оценке и реализации стратегических альтернатив;

-        Ф. Р. Дэвид: аналитические процедуры определения параметров компании и стратегии развития компании;

-        А. Томпсон, А. Стрикленд: аналитическое обоснование стратегического выбора;

-        К. Уорд: средство принятия стратегических управленческих решений и т. п.

Разнообразие формулировок сущности и предметной области стратегического анализа является неизбежным, так как сущность и тем более предмет всегда шире, чем самые подробные их определения, и ни одно их них не может быть исчерпывающим. В свою очередь, обобщая различные точки зрения ученых, можно сделать вывод, что на современном этапе стратегический анализ представляет собой системный и комплексный процесс исследования различных областей функционирования хозяйствующих субъектов с целью оценки их социально-экономической эффективности и выработки надлежащих релевантных стратегических решений, повышающих конкурентоспособность организации. Стратегический анализ является аналитической системой информационного обоснования разработки, реализации и корректировки стратегии, оценки ее эффективности.

Предметом стратегического анализа следует считать стратегические решения, определяющие социально-экономическую эффективность и будущую стоимость организации под воздействием внешних и внутренних факторов, находящих отражение через систему экономической информации.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области стратегии, стратегического учета и анализа показал, в последнее время стратегический учет получил распространение во многих отраслях, сферах и областях экономики: промышленность, дорожное строительство, водный транспорт, связь, потребительская кооперация, сельское хозяйство, ипотечные корпорации и агентства, финансовые и инвестиционные компании и др.

Отправной точкой исследования эффективных вариантов организации и проведения стратегического анализа на предприятиях явилась разработка и теоретическое обоснование структурно-логической схемы проектирования и проведения стратегического анализа.

Обоснование логики проведения стратегического анализа необходимо проводить с учетом основополагающих факторов его постановки в организациях, обеспечивающих практическую реализацию аналитического процесса:

1)                 организационное обоснование — организационное обеспечение стратегического анализа;

2)                 информационное обоснование — информационное обеспечение стратегического анализа;

3)                 методологическое обоснование — методологическое обеспечение стратегического анализа;

4)                 методическое обоснование — методическое обеспечение стратегического анализа;

5)                 программно-техническое обоснование — программно-техническое обеспечение стратегического анализа.

Выделение и реализация главных компонентов в разрезе указанных основополагающих факторов позволит создать основу разработки практических положений процессов стратегического анализа на предприятиях.

Логическое обоснование организации и проведения стратегического анализа ставит вопрос об эффективности проводимых расчетно-аналитических процедур с точки зрения организационного, информационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения стратегического анализа.

Организационное обоснование стратегического анализа предполагает определение роли и места анализа в системе стратегического управления, порядка, сроков, периодичности проведения и представления результатов, исполнителей (субъектов анализа), пользователей результатов.

Информационное обоснование стратегического анализа реализуется в виде информационного сопровождения и обеспечения расчетно-аналитических процедур как комплекса информационных технологий, функционирующий на базе использования принципов архитектоники, применяемых при создании информационных систем и обеспечивающих:

-        гибкость информационной системы;

-        эффективные способы информационного сопровождения бизнеса;

-        адаптивность архитектуры информационной системы;

-        устранение зависимости от технологии обработки информации;

-        стандартизацию обработки информации;

-        использование программ системной интеграции;

-        отражение изменяющихся условий и требований внешней среды;

-        системное архитектурное построение плана счетов;

-        использование инжиниринговых бухгалтерских и аналитических инструментов;

-        интеграцию объектов стратегического анализа;

-        предметно-ориентированный анализ объектов микро- и макроокружения;

-        функционирование интегрированных информационных систем, в частности, интегрированной системы стратегического учета;

-        интеграцию в план счетов компьютерных программ, адекватно решающих задачи стратегического управления;

-        использование сетевых информационных возможностей и преимуществ;

-        управление изменениями в различных ситуациях;

-        стратегическое управление ресурсным потенциалом;

-        эффективное использование информационных ресурсов;

-        получение релевантной количественной и качественной информации;

-        аккумулирование и группировку информации в условиях риска и неопределенности;

-        принятие решений в условиях риска и неопределенности.

Методологическое обоснование стратегического анализа предполагает выбор основных направлений и способов получения, обработки и интерпретации данных, как общих, так и специфичных с учетом специфичности предметной области исследования функционирования организаций во внешней деловой среде.

Методическое обоснование стратегического анализа предполагает разработку, обоснование и использование соответствующих методик анализа, алгоритмов реализации расчетно-аналитических процедур, процессов стратегического анализа, решения вопросов подготовки и оформления результатов анализа, выбора базовых показателей анализа.

Программно-техническое обоснование стратегического анализа предполагает использование современных информационных систем и технологий: объектно-ориентированного подхода, сетевого характера, стратегических информационных технологий, интегрированных стратегических приложений, инжиниринговых компьютерных программ.

С учетом указанных положений концептуальная модель проектирования и проведения стратегического анализа представлена комплексом определяющих факторов:

-        организационное обеспечение;

-        информационное обеспечение;

-        методологическое обеспечение;

-        методическое обеспечение;

-        программно-техническое обеспечение.

В рамках каждого из представленных факторов выделены главные компоненты обоснования логики организации и проведения стратегического экономического анализа.

Роль и место стратегического анализа в системе стратегического управления определены требованиями информационное обоснование разработки и реализации стратегии, оценки эффективности стратегии, принятия стратегических решений.

Интегрированная информационная система стратегического учета и анализа направлена на качественное информационное обеспечение процесса стратегического управления организацией.

По результатам стратегического анализа принимаются управленческие решения, направленные на:

-        достижение поставленных стратегических целей и задач в деятельности организации;

-        укрепление существующей конкурентной позиции и дальнейшее развитие конкурентных преимуществ организации;

-        достижение высоких финансовых результатов деятельности и максимизацию прибыли;

-        обеспечение прироста собственности и наращивание ресурсного потенциала организации;

-        обеспечение динамичного развития и экономического роста в течение длительного периода.

Стратегический анализ играет решающую роль в разработке и реализации стратегии развития организации, ее корректировке и оценке результатов осуществления.

Определение роли и места стратегического анализа в системе стратегического управления позволило предложить авторское определение стратегического анализа как аналитической системы информационного обоснования разработки, реализации и корректировки стратегии, оценки ее эффективности, функционально направленной на принятие стратегических решений.

Стратегический анализ предусматривает реализацию расчетно-аналитических процедур поиска, оценки и отбора стратегических альтернатив с определением результатов реализации и оценкой эффективности принятой стратегии, и присутствует на всех этапах стратегического управления организацией.

Организационный механизм стратегического анализа включает порядок, сроки, периодичность проведения и представления получаемых результатов. Указанные вопросы решаются каждой организацией самостоятельно исходя из ее особенностей, информационных потребностей, уровня квалификации исполнителей и др.

В качестве базовых принципов стратегического анализа можно выделить: объективность, целостность, структуризация, полнота, всесторонность, целенаправленность, системность, комплексность, своевременность, согласованность, действенность.

В ходе проведения экономического и финансового анализа компании обычно ограничиваются требованиями системности и комплексности подходов к исследованию отдельного объекта. Для стратегического аспекта анализа необходимо расширение уже установленных рамок; в данном случае речь может идти о межсистемном и всеохватном анализе. И это не искусственное расширение границ анализа. Такой подход продиктован исследованием компании в реальном окружении [1].

Исполнителями, т. е. субъектами стратегического анализа, может быть управленческий персонал различного уровня: аналитики, экономисты, менеджеры, специалисты управления развитием бизнеса, маркетологи и т. п.

Заинтересованными пользователями результатов стратегического анализа выступают собственники и руководство организации, менеджмент организации, совет директоров, акционеры, антикризисные управляющие.

Информационное обеспечение стратегического анализа предполагает:

1)      организацию эффективного информационного сопровождения передачи данных от носителя к потребителю, выбор и использование источников получения информации, прежде всего, внешнего характера;

2)      формирование информационной базы анализа.

Развитая система информационного обеспечения стратегического анализа включает в себя различные способы и источники информационного сопровождения, посредством которого необходимая информация передается от носителя к потребителю в целях сокращения информационного голода и создания единого информационного пространства: внедрение информационных технологий для расширения рынков сбыта продукции, привлечения инвестиций, поиска инновационных проектов и направлений стратегической активности и т. п.

Методологическое обеспечение стратегического анализа представлено способами, методами и моделями получения, обработки и интерпретации информации с учетом специфичности предметной стороны стратегического анализа.

Методы стратегического анализа являются формализацией объективных явлений и приемов и представленных в рамках концептуальных подходов в качестве целевых установок [1].

Выбор методов стратегического анализа осуществлялся в соответствии с требованиями внешней среды организаций и информационными потребностями стратегического управления, вследствие чего в качестве базовых предлагаются методы многофакторного и многовариантного анализа, позволяющие смоделировать различные варианты состояния функционирования организации под воздействием внешних факторов, обеспечить обоснованный стратегический выбор из ряда альтернативных вариантов.

Используемый инструментарий стратегического анализа достаточно широк и включает также анализ ключевых факторов успеха, ключевых возможностей и компетенций, анализ организационной культуры, групп интересов, разработку сценариев, кривую опыта и т. п.

Методическое обеспечение стратегического анализа предполагает:

-        алгоритмизацию расчетно-аналитических процедур и процессов как последовательность обработки информации и получения итоговых данных в виде начального оператора, ряда шагов (итераций), конечного оператора;

-        разработку и практическую реализацию методики стратегического анализа как автоматизированного комплекса расчетно-аналитических процедур и процессов по выбранным направлениям и объектам стратегического анализа;

-        подготовку и оформление результатов анализа в виде стратегического отчета;

-        выбор в качестве базовых показателей индикаторов стратегического спеха — показателей собственности — агрегированного показателя чистых активов и дезагрегированного показателя чистых пассивов в адекватных оценках.

Программно-техническое обеспечение стратегического анализа предполагает использование:

-        интегрированных стратегических приложений: информационных систем управления бизнесом, ресурсным потенциалом, экспертных систем, систем поддержки принятия решений;

-        автоматизированных методик по направлениям стратегического анализа;

-        авторских инжиниринговых компьютерных программ, построенных на базе использования инжиниринговых подходов и процедур.

В результате разработана структурно-логическая схема проектирования и проведения стратегического анализа, определяющая базовые компоненты организационного, информационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения данного вида анализа.

 

Литература:

 

1.         Хорин, А. Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с.

2.         Щекотихина Е. А. Стратегический анализ конкурентов организации/ Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 239.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегический анализ, стратегическое управление, стратегический учет, программно-техническое обеспечение, информационное обеспечение, информационное обоснование разработки, методическое обеспечение, методологическое обеспечение, последнее время, процедура.


Похожие статьи

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Современный инструментарий управленческого анализа деятельности строительных организаций

Модель формирования интегративного механизма производственного контроллинга на промышленном предприятии

Методический аппарат оценки результативности управленческого консультирования

Пути совершенствования функций управленческого учета на основе калькуляции себестоимости продукции

Перспективная структурно-информационная модель конструкторской подготовки производства

Методика проведения анализа основных средств организации

Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала строительной организации для рейтинговой оценки

Управление рисками финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием агентного моделирования и системной динамики

Автоматизированная модульная модель индивидуального планирования и организации деятельности сотрудника

Похожие статьи

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Современный инструментарий управленческого анализа деятельности строительных организаций

Модель формирования интегративного механизма производственного контроллинга на промышленном предприятии

Методический аппарат оценки результативности управленческого консультирования

Пути совершенствования функций управленческого учета на основе калькуляции себестоимости продукции

Перспективная структурно-информационная модель конструкторской подготовки производства

Методика проведения анализа основных средств организации

Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала строительной организации для рейтинговой оценки

Управление рисками финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием агентного моделирования и системной динамики

Автоматизированная модульная модель индивидуального планирования и организации деятельности сотрудника

Задать вопрос