Роль PR в маркетинге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.12.2014

Статья просмотрена: 751 раз

Библиографическое описание:

Кандаурова И. Р., Евдокимова К. В. Роль PR в маркетинге // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 326-328. — URL https://moluch.ru/archive/80/14287/ (дата обращения: 22.09.2018).

В современном мире организации и предприятия все больше сознают свою непосредственную зависимость от общества и потребность в построении доброжелательных отношений с представителями широкой общественности. Переход экономики на «рыночные рельсы» поставил новые задачи и потребовал от предпринимателей нового подхода к принципам ведения бизнеса в целом. По этой причине, на первом плане у многих организаций возникла задача профессиональной организации маркетинга с учетом взаимодействия с общественностью [2, c. 45].

Маркетинг (market — рынок) можно перевести как “стратегия поведения на рынке” или, более личностно, “осуществление себя в рынке” [3, c. 16]. Это понятие весомое и включает в себя все то, что, так или иначе, имеет непосредственное отношение к рынку.

PR- важнейший инструмент в сфере всеобъемлющего маркетинга. Public Relations (Паблик Рилейшнз — PR, переводится как отношения с общественностью) применяется с целью формирования долгосрочного облика фирмы, поддерживает позитивный корпоративный образ, создавая определенные тенденции общественного мнения [1, c. 4–5].

Исследователи насчитывают более 500 различных определений PR. Наиболее распространенные из них следующие:

PR — это продуманные, спланированные и постоянные усилия, имеющие цель установить и поддерживать взаимопонимание между организацией и ее общественностью.

PR — функция менеджмента, которая оценивает отношение общественности, приводит политику и действия человека или организации в соответствие с интересами общественности, планирует и претворяет в жизнь программу действий для того, чтобы завоевать понимание общественности и быть ею принятым.

PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

PR — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью; способствует решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства компании — служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.

Практика Public Relations — это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций, и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности.

PR — искусство создавать благоприятный климат, благоприятное отношение к фирме — продавцу (производителю товара) не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики, причем на самых разных уровнях, вплоть до правительственного (чиновники внешнеторговых ведомств, таможенных служб и т. п.).

PR — это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и ее общественностью, от которой зависит ее успех или неудача.

PR — это специальная система управления информацией, если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.

Непосредственная связь маркетинга и public relations заключается в том, что именно механизмы PR представляют собой двигатель процесса продвижения продукта или услуги на рынок, обеспечивая успех фирмы и высокую репутацию в условиях жесткой конкуренции.

И хотя целью современной фирмы является увеличение объема продаж, это не исключает необходимости использования инструментов PR по учету интересов потребителей и их поведению [4, c. 302]. Потребительское поведение изучается совместно маркетологами и PR-специалистами.

Для них важно своевременно определить сценарии будущего потребительского поведения, найти образ фирмы через пять — десять лет, ее будущую рыночную «нишу», учитывая при этом факторы социального, а также культурного порядка с выделением набора ценностей и предпочтений потребителя. Основная обязанность PR-службы, как генератора целей производства — изучать запросы потребителя, выяснять, какие именно товары его привлекают.

Основными функциями маркетинговых служб по связям с общественностью (МСО) в компании являются:

-        оценка общественного мнения;

-        иллюстрация ньюс-релизов о поступлении на рынок новых продуктов [5, c. 154–155];

-        организация мотивационных программ по связям с институтами потребителей;

-        разработка форм и методов стимулирования продвижения корпоративных продуктов и услуг;

-        освещение в СМИ специальных PR-акций, торговых мероприятий, выставок, ярмарок;

-        подготовка публичных выступлений специалистов компании;

-        создание благоприятного имиджа.

Современная PR-деятельность переросла рамки маркетинга и оформилась в самостоятельную крупномасштабную функцию управления, способствующую установлению гармонии в отношениях с обществом. Следовательно, PR представляет собой совокупную деятельность за гранью бизнеса и социально-этических технологий, способствующую получению коммерческого успеха с учетом социальных потребностей общества.

Итак, public relations — это инструмент маркетинговых коммуникаций, наряду с рекламой, стимулированием сбыта, прямым маркетингом, личной продажей, упаковкой и спонсорством.

Любая маркетинговая стратегия реализуется посредством коммуникаций. Комплекс маркетинговых коммуникаций (marketing communication mix) включает следующие направления современной маркетинговой деятельности: рекламу в СМИ, сейлз промоушн, паблик рилейшнз и директ-маркетинг.

Определим сущность и особенности каждого элемента комплекса маркетинговой коммуникации.

Реклама — это вид деятельности, либо произведенная в ее результате информационная продукция, реализующая сбытовые или иные цели промышленных и сервисных предприятий, общественных организаций или отдельных лиц путем распространения оплаченной ими и идентифицирующей их информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное направленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание с целью вызвать определенную реакцию выбранной аудитории». Как правило, организуется и осуществляется рекламным агентством. В качестве канала коммуникации использует рекламную часть средств распространения массовой информации. Создает и поддерживает образ (image) производителя или его товара, имеет целью достижение осведомленности, интереса и желания купить товар. Оплачивается в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в СМИ.

Сейлз промоушн — это деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи товаров или услуг рекламодателя. Осуществляется с помощью упаковки товаров, когда материалы сейлз промоушн помещаются на упаковке или внутри нее, а также путем специальных мероприятий на местах продажи (скидки, купоны, соревнования и т. д.). Краткосрочной целью является побуждение к совершению покупок за счет создания дополнительной стоимости (ценности) товара (added value), а долгосрочная цель — создание большей ценности семейства товаров (brand) в восприятии потребителя.

Директ-маркетинг — это постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с отдельными потребителями или фирмами, имеющими очевидное намерение покупать определенные товары.

Индивидуальное выделение отдельных перспективных покупателей из общей массы осуществляется созданием персонализированной базы данных. Деятельность в области директ-маркетинга осуществляется путем прямой почтовой или факсовой рассылки (direct mail) либо через узкоспециализированные средства распространения рекламы.

Паблик рилейшнз имеет своей целью достижение высокой общественной репутации и лояльности. Предполагает использование редакционной части средств распространения массовой информации для осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения к товарным семействам или же выпускающим их фирмам. Широко использует личные формы коммуникации: выступления руководителей фирмы на конференциях, семинарах, презентациях, а также участие представителей фирмы в общественно значимых событиях.

Выделив различия между элементами комплекса маркетинговых коммуникаций, подчеркнем, что было бы неверно проводить фиксированную грань, разделяя рекламу, паблик рилейшнз, сейлз промоушн и директ-маркетинг. Очевидно, что все элементы в той или иной степени формируют образ товара и фирмы-изготовителя. Очевидно также, что все акции, направленные на формирование спроса и стимулирование сбыта, способствуют созданию общественного мнения.

Поэтому дробление функции и дифференцированный подход к различным средствам маркетинговых коммуникаций может свести на нет все мероприятия.

Только комплексный подход к разработке стратегии и тактики маркетинговых коммуникаций и обязательный мониторинг рынка силами службы PR с внесением оперативных корректив, работающих на обеспечение позитивного восприятия фирмы в целом, способны обеспечить выполнение поставленных задач по эффективному сбыту ее товаров и услуг.

Неразрывность взаимосвязи маркетинга и PR выражается в том, что именно PR служит результативным механизмом и действенным помощником в преодолении проблем сложного продвижения товаров от изготовителя к конечному потребителю.

 

Литература:

 

1.      Поченцов Г. Г. Паблик рирейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук, 2008. — 276 с.

2.      Рева В. Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. — М.: Инфра-М, 2009. — 358 с.

3.      Управление: цели и ценности: Материалы междисциплинарного научного семинара / Под ред. О. Я. Гелиха. — СПб.: Книжный Дом, 2009. — 240 с.

4.      Управление и человеческие ресурсы / Под ред. О. Я. Гелиха, В. Н. Мининой, В. П. Соломина. — СПб.: Книжный Дом, 2005. — 352 с.

5.      Чумиков А. Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». — М.: Инфра-М, 2006. — 460 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, коммуникация, массовая информация, общественность, программа действий, рынок, стимулирование сбыта, товар, элемент комплекса.


Похожие статьи

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

Стимулирование сбыта является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций или, как его еще называют, комплекса стимулирования, к

 выявить методы контроля и оценки результатов комплексной программы стимулирования сбыта.

Современные направления интегрированных маркетинговых...

...каналов коммуникации - рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого

Стимулирование сбыта включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на активизацию действий покупателя...

Состав и структура комплекса современных интегрированных...

Реклама и PR определяют массовый характер коммуникации, а стимулирование сбыта и директ-маркетинг — индивидуальный.

Существуют различные подходы к формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, расширяющие состав классических элементов.

Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций

Коммуникация (общение) — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

8. Сформировать у других фирм мнение, что они могут иметь в вашем лице надежного

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации компании на рынке недвижимости

Стимулирование сбыта — разнообразные краткосрочные побудительные приемы, призванные ускорить или увеличить приобретение товаров или услуг

В целом, дробление элементов комплекса маркетинговых коммуникаций зависит от подходов к типизации, а его расширение...

Особенности построения комплекса маркетинговых...

Программа маркетинговой коммуникации предприятия, представляет собой грамотное сочетание рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта, связей с общественностью и инструментов прямого маркетинга.

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

реализация комплекса маркетинговых коммуникаций; ‒ сбор информации

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Стратегия маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гостиница...

Основными составляющими элементами коммуникации являются: реклама – распространение информации о товарах и услугах с

стимулирование сбыта – формирование системы побудительных мер и приемов с целью поощрения продаж товаров и услуг [1, 2].

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

IMC, реклама, маркетинг, маркетинговая деятельность, синергетический эффект, система коммуникаций, стимулирование сбыта, товар, маркетинговое воздействие, конечный итог.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

Стимулирование сбыта является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций или, как его еще называют, комплекса стимулирования, к

 выявить методы контроля и оценки результатов комплексной программы стимулирования сбыта.

Современные направления интегрированных маркетинговых...

...каналов коммуникации - рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого

Стимулирование сбыта включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на активизацию действий покупателя...

Состав и структура комплекса современных интегрированных...

Реклама и PR определяют массовый характер коммуникации, а стимулирование сбыта и директ-маркетинг — индивидуальный.

Существуют различные подходы к формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, расширяющие состав классических элементов.

Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций

Коммуникация (общение) — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

8. Сформировать у других фирм мнение, что они могут иметь в вашем лице надежного

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации компании на рынке недвижимости

Стимулирование сбыта — разнообразные краткосрочные побудительные приемы, призванные ускорить или увеличить приобретение товаров или услуг

В целом, дробление элементов комплекса маркетинговых коммуникаций зависит от подходов к типизации, а его расширение...

Особенности построения комплекса маркетинговых...

Программа маркетинговой коммуникации предприятия, представляет собой грамотное сочетание рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта, связей с общественностью и инструментов прямого маркетинга.

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

реализация комплекса маркетинговых коммуникаций; ‒ сбор информации

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Стратегия маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гостиница...

Основными составляющими элементами коммуникации являются: реклама – распространение информации о товарах и услугах с

стимулирование сбыта – формирование системы побудительных мер и приемов с целью поощрения продаж товаров и услуг [1, 2].

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

IMC, реклама, маркетинг, маркетинговая деятельность, синергетический эффект, система коммуникаций, стимулирование сбыта, товар, маркетинговое воздействие, конечный итог.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

Стимулирование сбыта является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций или, как его еще называют, комплекса стимулирования, к

 выявить методы контроля и оценки результатов комплексной программы стимулирования сбыта.

Современные направления интегрированных маркетинговых...

...каналов коммуникации - рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого

Стимулирование сбыта включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на активизацию действий покупателя...

Состав и структура комплекса современных интегрированных...

Реклама и PR определяют массовый характер коммуникации, а стимулирование сбыта и директ-маркетинг — индивидуальный.

Существуют различные подходы к формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, расширяющие состав классических элементов.

Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций

Коммуникация (общение) — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

8. Сформировать у других фирм мнение, что они могут иметь в вашем лице надежного

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации компании на рынке недвижимости

Стимулирование сбыта — разнообразные краткосрочные побудительные приемы, призванные ускорить или увеличить приобретение товаров или услуг

В целом, дробление элементов комплекса маркетинговых коммуникаций зависит от подходов к типизации, а его расширение...

Особенности построения комплекса маркетинговых...

Программа маркетинговой коммуникации предприятия, представляет собой грамотное сочетание рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта, связей с общественностью и инструментов прямого маркетинга.

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

реализация комплекса маркетинговых коммуникаций; ‒ сбор информации

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Стратегия маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гостиница...

Основными составляющими элементами коммуникации являются: реклама – распространение информации о товарах и услугах с

стимулирование сбыта – формирование системы побудительных мер и приемов с целью поощрения продаж товаров и услуг [1, 2].

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

IMC, реклама, маркетинг, маркетинговая деятельность, синергетический эффект, система коммуникаций, стимулирование сбыта, товар, маркетинговое воздействие, конечный итог.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

Стимулирование сбыта является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций или, как его еще называют, комплекса стимулирования, к

 выявить методы контроля и оценки результатов комплексной программы стимулирования сбыта.

Современные направления интегрированных маркетинговых...

...каналов коммуникации - рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого

Стимулирование сбыта включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на активизацию действий покупателя...

Состав и структура комплекса современных интегрированных...

Реклама и PR определяют массовый характер коммуникации, а стимулирование сбыта и директ-маркетинг — индивидуальный.

Существуют различные подходы к формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, расширяющие состав классических элементов.

Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций

Коммуникация (общение) — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

8. Сформировать у других фирм мнение, что они могут иметь в вашем лице надежного

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации компании на рынке недвижимости

Стимулирование сбыта — разнообразные краткосрочные побудительные приемы, призванные ускорить или увеличить приобретение товаров или услуг

В целом, дробление элементов комплекса маркетинговых коммуникаций зависит от подходов к типизации, а его расширение...

Особенности построения комплекса маркетинговых...

Программа маркетинговой коммуникации предприятия, представляет собой грамотное сочетание рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта, связей с общественностью и инструментов прямого маркетинга.

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

реализация комплекса маркетинговых коммуникаций; ‒ сбор информации

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Стратегия маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гостиница...

Основными составляющими элементами коммуникации являются: реклама – распространение информации о товарах и услугах с

стимулирование сбыта – формирование системы побудительных мер и приемов с целью поощрения продаж товаров и услуг [1, 2].

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

IMC, реклама, маркетинг, маркетинговая деятельность, синергетический эффект, система коммуникаций, стимулирование сбыта, товар, маркетинговое воздействие, конечный итог.

Задать вопрос