О необходимости формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 08.12.2014

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Скворцова, С. О. О необходимости формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой / С. О. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 726-730. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14150/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: физическая культура, студенты, формирование компетентности, профилактика компьютерного синдрома.

 

В условиях совершенствования процессов информатизации образования, особенно в связи с необходимостью создания единого образовательного пространства, высокую актуальность приобретает проблема создания и эффективного использования информационных образовательных ресурсов. Несомненный плюс компьютеризации — это осуществление множества развивающих программ, ускорение процесса перехода знаний из одной сферы в другую, но другой стороной (неблагоприятной) является воздействие самого компьютера на организм пользователя [6, 12].

В то же время распространенность возникающего компьютерного синдрома — зрительного, запястного канала, а также длительной статической нагрузки на позвоночник становится предметом внимания различных специалистов: медицинских работников, педагогов, психологов, эргономистов, специалистов физической культуры [8, 17]. При этом большую озабоченность вызывает «омоложение» контингента пользователей компьютера: дошкольники, школьники, студенты.

Однако рекомендации по профилактике компьютерного синдрома сводятся к эргономическим мерам, использование средств физической культуры с этой целью — недостаточно. По нашему мнению, это связано с отсутствием в методико-практическом подразделе программы дисциплины «Физическая культура» рекомендаций по профилактике неблагоприятного влияния компьютера на организм. Таким образом, необходимость интеграции усилий ученых, преподавателей, врачей и специалистов по физической культуре очевидна [1,4].

Анализ ситуации по предупреждению компьютерного синдрома средствами физической культуры показал, что студентам сложно самостоятельно организовать работу в этом направлении. Причиной является не только недостаточная двигательная активность в связи с большой умственной загруженностью, но и физкультурно-образовательная некомпетентность в рассматриваемом вопросе. При этом, по мнению А. В. Хуторского, компетентность, при всем многообразии ее видов всегда «окрашена» качествами конкретного лица: от смысловых и мировоззренческих: «зачем мне это необходимо» до рефлексивно-оценочных: «насколько успешно я применяю ее в жизни» [16].

В связи с этим возникает необходимость совершенствования учебной программы по физическому воспитанию для осуществления профилактики компьютерного синдрома в группах студентов путём формирования образовательной компетентности, подразумевающей расширение знаний о снижении вероятности развития проявлений неблагоприятного воздействия на организм самого компьютера средствами физической культуры.

Для разработки стратегии формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома на первом этапе нам были необходимы данные о частоте и длительности работы за компьютером и признаки неблагоприятного влияния этой деятельности на здоровье и работоспособность.

Так было проведено анкетирование 163-студентов (1–5 курса) по разработанным нами анкетам. Результаты данного исследования (табл.1) позволили выявить значительное количество факторов, способствующих неблагоприятному воздействию компьютера. При этом отмечено, что ежедневно работают за компьютером от 72 % студенток 1 курса до 88 % — 5 курса. Это связано с тем, что больше половины всех студентов уже работают по специальности [15].

Данные показатели увеличивают вероятность формирования компьютерного синдрома у студентов, что соответствует аналогичным данным [3].

Настораживает проявление усталости глаз (77 %); усталости в области шеи и спины и скованности в плечах у всех анкетируемых и снижение работоспособности у студентов. Однако такой показатель, как сонливость, более всего выражен у студентов 1 курса. На наш взгляд, это связано с большой загруженностью «рабочего» дня студента и недостаточной адаптированностью к учебному процессу в этот период.

Данные факты свидетельствуют о вероятности снижения морфофункциональных показателей организма, что может отрицательно сказаться на общей и профессиональной трудоспособности пользователей компьютера, и согласуются с мнением А. О. Егорычева [9].

Таблица 1

Динамика факторов, предрасполагающих к формированию компьютерного синдрома у студентов

Вопросы

1 курс

(n=69)

3 курс

(n=57)

5 курс

(n=37)

Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

 

 

 

а) 1- 2 часа

33 %

32 %

6 %

б) более 2 часов

42 %

51 %

75 %

Сколько дней в неделю пользуетесь компьютером?

 

 

 

а) 2–4 дня

14 %

18 %

6 %

б) каждый день

72 %

74 %

88 %

Какие признаки утомления возникают у Вас после работы на компьютере? Можно отметить несколько вариантов.

 

 

 

а) усталость глаз

77 %

72 %

88 %

б) двоение, жжение в глазах

10 %

2 %

6 %

в) ощущение зуда и засоренности в глазах

13 %

4 %

13 %

г) усталость в области шеи и поясницы

58 %

53 %

81 %

д) боли в поясничном отделе позвоночника

16 %

16 %

37 %

е) тяжесть и скованность в плечах

17 %

7 %

31 %

ж) онемение и усталость в области запястья и пальцах рук

7 %

5 %

25 %

Как длительная работа на компьютере влияет на Вашу работоспособность?

 

 

 

а) появление усталости и раздраженности

26 %

53 %

44 %

б) увеличение количества ошибок в работе

17 %

12 %

13 %

в) сонливость

43 %

26 %

25 %

г) снижение памяти и внимания

12 %

9 %

19 %

 

По заключению медицинской комиссии у студентов 1-го и 3-го курса (основного отделения) была выявлена распространенность возможных «предшественников» развития компьютерного синдрома в будущей трудовой деятельности. Выявленные нарушения подтверждают необходимость внедрения в учебный процесс профилактических мероприятий, начиная со студенческого возраста (рис.1).

Рис.1/ Характеристика предрасполагающих факторов проявлений компьютерного синдрома студентов, (%)

 

В связи с этим особый интерес представлял вопрос об информированности студентов различных курсов о составляющих понятия «здоровый образ жизни», уровне физической активности, готовности к участию в профилактических мероприятиях, источниках получения информации и доверия к ним, выраженной приоритетности информации и самооценке своего образа жизни (табл. 2).

В целом следует отметить, что у студентов как на 1, так и 5 курсе недостаточно выражена мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой.

Выяснилось, что, по мнению респондентов, на первое место в здоровом образе жизни выносится двигательная активность: у студентов 1курса (36 %) с дальнейшим повышением её до (52 %) на 5 курсе, что свидетельствует о понимании значимости этого показателя в жизнедеятельности современного человека. При этом готовность анкетируемых к профилактическим мероприятиям достигает (75 %), что так же подтверждает понимание необходимости их внедрения в режим труда и отдыха. Приоритет в информации был отдан: контролю над состоянием здоровья (от 30 % на 1 курсе, до 57 % на 5 курсе).

Таблица 2

Результаты анкетирования по самооценке здорового образа жизни

Вопросы

1 курс (n=69)

3 курс (n=57)

5 курс (n=37)

Составляющие «здорового образа жизни»,(ваше мнение)?

 

 

 

а) двигательная активность

36 %

33 %

52 %

б) вредные привычки

23 %

16 %

19 %

в) правильное питание

12 %

18 %

13 %

Ваша физическая нагрузка в течение дня?

 

 

 

а) в основном сидя

13 %

12 %

44 %

б) сижу и хожу

87 %

88 %

56 %

Готовность к участию в профилактических мероприятиях

 

 

 

а) да

73 %

61 %

75 %

б) нет

25 %

39 %

25 %

Приоритет информации:

 

 

 

а) о рациональном питании

28 %

23 %

31 %

б) о физической активности

32 %

25 %

18 %

в) о стрессе

14 %

11 %

6 %

г) о контроле над состояние здоровья

30 %

42 %

57 %

Источник получения информации о влиянии компьютера на здоровье

 

 

 

а) от преподавателя информатики

6 %

5 %

-

б) от преподавателя физической культуры

13 %

11 %

12 %

в) от врача

43 %

35 %

50 %

г) СМИ

14 %

11 %

6 %

Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым?

 

 

 

а) да

12 %

9 %

19 %

б) в какой-то степени

59 %

38 %

50 %

в) нет

23 %

16 %

19 %

г) затрудняюсь ответить

6 %

4 %

13 %

 

Однако наибольшее предпочтение к получению информации студентами отдано врачам. К сожалению, процент доверия к преподавателю физической культуры невысок и составляет всего лишь 10–13 % с дальнейшим снижением у студентов 5курса. Видимо, специалисты этой сферы мало уделяют внимания возможности использования средств физической культуры не только в формировании здорового образа жизни, но и немедикаментозной профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе снижению формирования компьютерного синдрома.

Аналогичное мнение высказано многочисленными учеными как в области медицины и биологии, так и теоретиками общего и профессионального педагогического образования [2, 5].

Физическая подготовленность зависит от двигательной активности и при снижении последней оказывает неблагоприятное воздействие в целом на общую работоспособность [7]. При явной низкой двигательной активности всех респондентов, соответственно анкетному опросу, динамика показателей физической подготовленности свидетельствует о достоверном снижении общей выносливости к третьему курсу с дальнейшим снижением к пятому курсу.

Одной из причин недостаточной активности учащихся на современном этапе развития образования, по мнению Л. Б. Ивановой, является несоответствие традиционных форм и методов обучения и воспитания новым тенденциям. Во главу угла ставится формирование личности, способной к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности и саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели [11,14].

При этом П. И. Пидкасистый считает главным неусвоение «передаваемых знаний», а совместное открытие их соответственно ситуации, в которой обязательно присутствуют и эмоциональные переживания, чувствование и встреча личностных смыслов педагога и ученика. Только в этом случае может повыситься активность обучаемых — один из важнейших факторов улучшения процесса обучения и показатель его эффективности [13]. В то же время проведение организованной формы (урока) на третьем курсе — один раз в неделю, без целенаправленного профессионально-прикладного изучения специального материала мало способствует формированию физкультурно-образовательной компетентности студенток в вопросах профилактики компьютерного синдрома. Подобные сведения представлены в работах [9, 10].

Предполагаем, что выявление проявлений компьютерного синдрома у каждого индивидуально будет способствовать переосмыслению своей деятельности в работе за компьютером, и нацелит студентов на повышение физической активности для предупреждения дальнейшего развития неблагоприятного воздействия на организм.

При этом хочется отметить, что использование информационно-коммуникационной технологии в обучении профилактике компьютерного синдрома будет способствовать формированию компетентности студентов в этом вопросе.

Мы также основывались на содержании Государственной программы дисциплины «Физическая культура», в которой появилась возможность варьировать некоторые её подразделы, разрабатывать новые формы предоставления научных теоретических и практических положений, исходя из имеющихся материальных условий и кадрового состава кафедры физической культуры [15].

 

Литература:

 

1.                  Айзман Р. И. Физиологические основы здоровья / Р. И. Айзман, А. Я. Тернер. — Новосибирск: Лада, 2002. — 522с.

2.             Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208с.

3.             Белоцерковский О. М. Научно-технический прогресс и проблемы современного образования / О. М. Белоцерковский // Современная высшая школа. — 1996. — № 4. — С. 23–24.

4.             Вакурин А. Н. Использование информационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре и спорту / А. Н. Вакурин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы IХ науч. конф. — Томск, 2006. — С. 60–61.

5.             Виленский М. Я. Физическая культура личности студента как объект и субъект образовательной технологии / М. Я. Виленский // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта: тез. докл. II междунар. науч. конф. — М., 2006. — С. 27–29.

6.             Гунн Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых / Г. Е. Гунн. — СПб.: Нева, 2003. — 128 с.

7.             Гилев Г. А. Физическая культура в вузе — средство социальной защиты студенчества / Г. А. Гилев // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодёжи сибирского региона». — Иркутск, 2006. — С. 31–33.

8.             Демирчоглян Г. Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье / Г. Г. Демирчоглян. — М.: Терра-книга, 2001. — 23 с.

9.             Егорычев А. О. Оценка психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / А. О. Егорычев // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе: материалы II междунар. науч. конф., 14–15 июня 2006 г. — М., 2006. — С. 53–54.

10.         Загайнов С. А. Средства физической культуры в профилактике неблагоприятных влияний при работе на компьютере: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. А. Загайнов. — Омск, 2006. — 23с.

11.         Иванова Л. Б. Развитие познавательного интереса в условиях применения инфокоммуникационных технологий обучения / Л. Б. Иванова // Педагогические науки. — 2006. — № 3. — С. 15–19.

12.         Климовская И. А. Глаза и компьютер / И. А. Климовская // Здоровье. — 2003. — № 3. — С. 62.

13.         Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый; под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2004. — 608 с.

14.         Пономарёв В. С. Некоторые результаты тестирования студентов по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура» / В. С. Пономарёв, В. М. Богданов, А. В. Соловов // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2006. — С. 160–162.

15.         Скворцова С. О. Формирование компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. О. Скворцова. — Москва, 2010.- 24с.

16.         Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

17.         Чечилова С. Человек и компьютер / С. Чечилова // Здоровье. –2003. — № 9. — С. 56–57.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерный синдром, физическая культура, курс, студент, двигательная активность, здоровый образ жизни, неблагоприятное воздействие, физическая активность, дальнейшее снижение, самый компьютер.


Ключевые слова

студенты, физическая культура, формирование компетентности, профилактика компьютерного синдрома

Похожие статьи

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже

Статья посвящена профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа, формированию у них инфекционной безопасности, являющейся одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Профилактика психологического утомления как фактор здоровьесбережения у подростков, занимающихся пулевой стрельбой

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья подростков в процессе занятий пулевой стрельбой. Освещены вопросы по профилактике психологического утомления и применение восстановительных средств и методов в тренировочном процессе стрелков-пулевиков.

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Похожие статьи

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже

Статья посвящена профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа, формированию у них инфекционной безопасности, являющейся одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Профилактика психологического утомления как фактор здоровьесбережения у подростков, занимающихся пулевой стрельбой

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья подростков в процессе занятий пулевой стрельбой. Освещены вопросы по профилактике психологического утомления и применение восстановительных средств и методов в тренировочном процессе стрелков-пулевиков.

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Задать вопрос