Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Коокуева, В. В. Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия / В. В. Коокуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/8/473/ (дата обращения: 17.12.2024).

На территории Южного федерального округа (ЮФО) проживает 16% численности населения России. Неравномерное размещение производительных сил, различная площадь и численность населения по регионам объясняют неоднородность вклада субъектов РФ в формирование валового регионального продукта. Почти 84 % валового регионального продукта ЮФО приходится на долю 5 субъектов РФ (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области). Доля Республики Калмыкия в валовом региональном продукте ЮФО составляет 1 %.

Темп роста производства продукции сельского хозяйства в ЮФО имеет положительную динамику и составил в 2006 году 101,7 процента. Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в ЮФО в 2006 году превысил среднероссийский показатель и составил 114,8 процента (по Российской Федерации - 113,7 процента). При этом темпы роста по субъектам Российской Федерации, входящим в ЮФО, значительно отличаются. В Республике Дагестан темп роста составил 123 %, Республике Калмыкия - 116,9 %, Карачаево-Черкесской Республике - 116,7 %. В Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея темп роста инвестиций в основной капитал сократился и составил соответственно 83,3 %, 97,1 % и 98 % уровня 2005 года. В Республике Северная Осетия - Алания этот показатель сохранился на уровне 2005 года (100,4 процента).

По объему инвестиций в основной капитал ЮФО находится на пятом месте среди федеральных округов. Наибольший объем инвестиций в основной капитал среди регионов округа приходится на Краснодарский край.

Республики, входящие в состав ЮФО, обладают низкой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров

Для республик, входящих в состав ЮФО, характерен высокий уровень дотационности бюджетов при низком уровне налоговых поступлений. Обеспеченность собственными доходами в среднем по округу составляет около 48 %. По уровню собственных бюджетных доходов на душу населения 6 республик Северного Кавказа занимают места с 78-го по 87-е.

Высокая дотационность бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, низкий уровень доходов населения, высокая безработица, низкая инвестиционная привлекательность свидетельствуют об отсутствии собственных резервов для привлечения инвестиций и ускорения экономического развития.

В 2006 году на территории Южного федерального округа действовало 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. В ЮФО в 2007 году капитальные вложения осуществлялись по следующим направлениям: транспорт – 27,5 млрд. руб.,  промышленный комплекс, наука - 16 млрд. рублей; социальный комплекс - 16,3 млрд. рублей; жилищно-коммунальный комплекс - 13,1 млрд. рублей; агропромышленный комплекс и водное хозяйство - 3,5 млрд. рублей.

В дополнение к действующим программам постановлением Правительства  РФ от 14 января 2008 г. утверждена Федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012 годы)».  

Основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения республик, входящих в состав Южного федерального округа, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.

Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:

1.        снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;

2.        развитие туристско-рекреационного комплекса;

3.        развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

4.        мероприятия, направленные на решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях;

5.        мероприятия регионального значения по развитию систем жизнеобеспечения населения.

Рассмотрим влияние реализации этой программы на экономику Республики Калмыкия.

Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста является основной задачей Программы, так как они препятствуют притоку частных инвестиций в промышленность. При условии успешной реализации этой программа на 1 рубль средств федерального бюджета будет привлечено 8 рублей частных инвестиций. По этому направлению предусматривается выделение 51,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,6 млрд. рублей, средств бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, - 1,5 млрд. рублей, внебюджетных источников - 44,8 млрд. рублей.

С учетом природных особенностей на территории Республики Калмыкия планируется строительство ветряной электростанции. Для строительства инженерной инфраструктуры предусматривается из федерального бюджета 436 млн. рублей, из бюджета республики - 190 млн. рублей. Создание инфраструктуры обеспечит привлечение инвестиций на сумму около 10 млрд. рублей.

Второе направление программы – развитие туристско-рекреационного комплекса. Оно будет способствовать развитию транспорта, сферы услуг, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. За счет всех источников финансирования предусматривается 57,28 млрд. рублей, из которых 18,07 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 3,57 млрд. рублей - средства бюджетов республик юга России, 35,64 млрд. рублей - внебюджетные средства.

Инвестиции в развитие туристического комплекса Республики Калмыкия составят 1086 млн. рублей из федерального бюджета, 295 млн. рублей из бюджета республики, 1700 млн. рублей из внебюджетных источников.

За счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Калмыкия будет профинансировано строительство инфраструктуры, необходимой для развития туристических комплексов "Джангарленд", "Магой", а также в с. Березовское, проведение берегоукрепительных работ на р. Волге в районе туристического комплекса "Цаган Булг Резорт".

На реализацию  третьего направления предусматривается выделить 8,56 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 5,3 млрд. рублей, средства бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, - 1,6 млрд. рублей, внебюджетные источники - 1,66 млрд. рублей.

Для развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия планируется осуществить мероприятия по реконструкции Приозерного канала и строительству 3 рыбоводных хозяйств. На финансирование указанных мероприятий предусмотрено выделить 655 млн. рублей, в том числе на строительство инженерной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета - 541 млн. рублей, бюджета Республики Калмыкия - 114 млн. рублей.

Низкий уровень газификации сельской местности, отсутствие источников водоснабжения Республики Калмыкия являются инфраструктурными ограничениями повышения качества жизни населения. На финансирование мероприятий по газификации районов Республики Калмыкия предусматривается выделить за счет средств федерального бюджета 939 млн. рублей, бюджета Республики Калмыкия - 325,3 млн. рублей, внебюджетных источников - 917 млн. рублей, на финансирование строительства и реконструкции объектов водоснабжения - за счет средств федерального бюджета - 568,7 млн. рублей, бюджета Республики Калмыкия - 199,1 млн. рублей, внебюджетных источников - 23,1 млн. рублей.

Четвертое направление - решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях предусматривает выделение 17,92 млрд. рублей, из которых 14,74 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 3,14 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для Республики предусматривается осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, а также строительство интерната для одаренных детей из сельской местности в г. Элиста и районной больницы в пос. Большой Царын (Октябрьский район), реконструкция республиканской больницы и детской больницы, строительство детской поликлиники, реконструкция корпуса Калмыцкого университета, строительство общежития, реконструкция Национальной библиотеки.

Объем финансирования указанных мероприятий составит 2228 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 574,3 млн. рублей - за счет средств бюджета Республики Калмыкия.

Развитие систем жизнеобеспечения населения – пятое направление программы. В Республике Калмыкия для обеспечения населения качественными услугами в сфере жизнеобеспечения предусматривается строительство коммунальной инфраструктуры в гг. Элисте, Городовиковске и Лагани. Для решения проблемы водоснабжения планируется строительство объектов водоснабжения в 7 районах республики. Объем финансирования указанных мероприятий составит за счет средств федерального бюджета 651 млн. рублей, бюджета Республики Калмыкия - 256 млн. рублей.

Реализация данной программы положительно отразится на уровне жизни населения республики, состоянии социально-экономического развития, уровня развития социальной инфраструктуры. 

Так, реализация проекта строительства ветряной электростанции на 150 МВт на территории Республики Калмыкия позволит производить от 420 до 600 млн. кВт.ч в год, что обеспечит в полном объеме потребность населения Республики Калмыкия в электроэнергии. Прирост объемов производства составит около 697 млн. рублей, поступлений в бюджет Республики Калмыкия - 118 млн. рублей.

Строительство и развитие объектов туристско-рекреационного комплекса обеспечит создание более 600 рабочих мест, увеличение объема предоставляемых услуг составит около 518 млн. рублей, платежи в бюджет Республики Калмыкия достигнут 150 млн. рублей.

Реализация проектов по развитию инженерной инфраструктуры позволит обеспечить надежное водоснабжение населения Республики Калмыкия в соответствии с гигиеническими нормативами.

Для газификации населенных пунктов будет построено 715 км газопроводов. Газификация приведет к росту сельскохозяйственного производства, улучшит экологическую обстановку, условия труда и быта сельского населения.

В результате реализации мероприятий Программы в Республике Калмыкия:

уровень денежных доходов на душу населения превысит 7019 рублей, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата достигнет более 16,9 тыс. рублей, доходы консолидированного бюджета на душу населения составят более 37 тыс. рублей;

объем валового регионального продукта увеличится в 1,4 раза и составит более 15,3 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал увеличится в 2,6 раза и составит более 10,1 млрд. рублей;

развитие туристско-рекреационного комплекса, промышленного и сельскохозяйственного производства обеспечит создание более 3590 рабочих мест, прирост налоговых поступлений в бюджет Республики Калмыкия составит более 560 млн. рублей, увеличение объемов производства достигнет более 1870 млн. рублей.

Таким образом, нельзя переоценить положительное влияние реализации федеральной целевой программы «Юг России» для Калмыкии, так как собственных средств для осуществления всех этих мероприятий средств недостаточно. Важным условием успешной реализации проекта является полное и своевременное финансирование, строгий контроль за целевым использованием средств.

Список использованной литературы:

1.                  Федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2012 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2008 г. N 10)

Основные термины (генерируются автоматически): Калмыкия, рубль, федеральный бюджет, бюджет Республики, млрд, счет средств, Южный федеральный округ, основной капитал, валовый региональный продукт, инженерная инфраструктура.


Похожие статьи

Роль государственной поддержки в обновлении материально-технической базы сельского хозяйства

Роль Фонда обязательного медицинского страхования в достижении социальной безопасности в Российской Федерации

Роль гражданского права в обеспечении инновационного развития России

Роль государственного страхового фонда в развитии системы образовательного кредитования

Стратегия продовольственного обеспечения населения в региональной социально-экономической системе

Правовые основы становления и развития малого предпринимательства в республике Таджикистан

Проблемы реализации антикоррупционной программы в Российской Федерации

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Роль коммерческих банков в формировании и развитии региональных финансовых рынков

Условия развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан

Похожие статьи

Роль государственной поддержки в обновлении материально-технической базы сельского хозяйства

Роль Фонда обязательного медицинского страхования в достижении социальной безопасности в Российской Федерации

Роль гражданского права в обеспечении инновационного развития России

Роль государственного страхового фонда в развитии системы образовательного кредитования

Стратегия продовольственного обеспечения населения в региональной социально-экономической системе

Правовые основы становления и развития малого предпринимательства в республике Таджикистан

Проблемы реализации антикоррупционной программы в Российской Федерации

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Роль коммерческих банков в формировании и развитии региональных финансовых рынков

Условия развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан

Задать вопрос