Коррупция в нашей стране является одним из основных факторов, препятствующих не только реформированию системы государственного управления, но и нормальному функционированию и развитию всего российского общества в целом. Она затронула как экономику, политику, культуру, так и сознание человека, что не может не остаться без внимания. Нельзя не согласиться с Томасом Гоббсом, который в своем известном «Левиафане» пишет о том, что коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» [6, с.234]. Данный вывод, сделанный английским философом в середине 17 века, остается актуальным и на сегодняшний день.
Будучи ещё кандидатом на пост президента Д.А. Медведев, в ходе предвыборной кампании, чётко обозначил своё намерение противодействовать коррупции, для чего после избрания своим указом сформировал Совет при Президенте по противодействию коррупции, основной задачей которого является разработка эффективной антикоррупционной политики [3]. В июле 2008 года Д.А. Медведевым был подписан Национальный план противодействия коррупции [8]. Данный нормативный акт зафиксировал основные направления совершенствования системы государственного управления, а в приложении к нему содержится перечень законопроектов, принятие которых необходимо для плановой его реализации.
До декабря 2008 года в российском законодательстве не существовало не только нормативной базы по противодействию коррупции, но и легального определения «коррупция». Это осложняло ситуацию, ведь без понимания того, с чем следует бороться, чему противостоять, невозможно представить положительных результатов в искоренении данного недуга, присущего развивающемуся российскому обществу. Эту проблему решил принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции», в котором была закреплена соответствующая дефиниция [4]. Данный закон, конечно же, стал своеобразным свидетельством того, что Национальный план в какой-то мере начал воплощаться в жизнь, что не могло не придать оптимизма и надежд на лучшее будущее у российских граждан. Кроме того был разработан и принят пакет антикоррупционных законов, но принятые законы не всегда выполняются на практике.
Положительным является тот факт, что система государственной службы также не осталась без внимания, что не может не радовать. В марте 2009 года была разработана и подписана пятилетняя федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 гг.)» [2]. О действенности данного документа говорить пока рано, но сам факт его принятия говорит о том, что к вопросу реформирования системы государственного управления будет осуществлен качественно новый подход, основанный на уже имеющейся базе антикоррупционных законов.
Уже 20 мая 2009 года появилась запись в видеоблоге Дмитрия Медведева, где он, обозначил, что коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное [10]. В этих словах президента звучит осознание того, что путь по преодолению коррумпированности нашего общества долог и тернист. Ведь можно разработать и принять нормативную базу для работы, но настрой и отношение граждан к своему государству простым изданием законов не изменить.
За прошедший 2009 год для улучшения обстановки в обществе было сделано немало, рассмотрим лишь наиболее важные моменты. В соответствии, с Национальным планом по борьбе с коррупцией была введена отчетность госслужащих о своих доходах и доходах их семей. Дмитрий Медведев не остался в стороне и решил своим примером формировать правительственную антикоррупционную модель поведения, пообещав ежегодно отчитываться в своих доходах и имуществе [5]. В апреле 2009 года впервые декларации о своих доходах на обозрение всей общественности предоставили министры российского правительства. Данное событие не могло остаться без внимания, о чем свидетельствует появление различного рода обсуждений по этому поводу. По мнению руководителя Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилла Кабанова, предусмотренный указами президента механизм хорош только для первичной проверки. Глупо ожидать, что коррупционера выведут на чистую воду сотрудники того же ведомства, где он работает, подчеркнул Кабанов. Он считает, что нужно предусмотреть дополнительный общественный контроль, например, депутатские проверки сведений о доходах чиновников [12]. По результатам опроса Всероссийского Центра исследования Общественного мнения (ВЦИОМ), данным, которые чиновники обнародовали в декларациях о доходах и имуществе, не доверяют 70 % респондентов [14]. Этот показатель свидетельствуют о том, что декларирование доходов и имущества госслужащих и членов их семей хотя и сделало данные сведения прозрачнее, но на доверие граждан властным структурам не оказало никакого влияния, люди по-прежнему предпочитают думать, что их обманывают.
Ещё одним новшеством, связанным с реализацией Национального плана по противодействию коррупции, стал принятый в июле 2009 года Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [9]. По словам первого заместителя министра юстиции РФ Александра Федорова, для проведения антикоррупционной экспертизы Минюст России намерен привлечь 700 независимых специалистов [13]. Однако участие независимых экспертов в процессе нормотворчества носит лишь формальный характер, а их замечания и предложения имеют рекомендательное значение.
Интерес вызывает и реализация законопроекта «О применении полиграфа». Однако законопроект разрабатывается и дорабатывается уже почти десятилетие - с 2002 года, хотя его согласовали эксперты 11 заинтересованных министерств и ведомств. Теперь текст законопроекта окончательно отредактирован и обнародован. Однако есть опасения, что его принятие будет весьма непростым делом [7]. Узаконение обязательного периодического применения данного инструмента противодействия коррупции во властных структурах сразу даст видимые результаты.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1]. Целью принятия данного закона является предоставление заинтересованным гражданам, организациям и общественным объединениям необходимых сведений о деятельности властных структур. В данный момент достоверное и своевременное информирование общества затруднено, несмотря на наличие у некоторых властных структур официальных собственных сайтов. Вступивший в силу новый закон должен исправить положение, но нужен постоянный контроль. Свободный доступ граждан к такого рода информации залог - прозрачности власти, и как следствие этого эффективной её деятельности в работе на благо общества. В России чиновники, пользуясь неосведомленностью граждан о сроках подачи документов, подготовки справок, рассмотрения обращений и т. п., могут недобросовестно выполнять свои служебные обязанности. В нашей стране очень большой массив законодательства, перед которым простой гражданин чувствует себя бессильным, а получить разъяснение у властвующих структур не всегда представляется возможным. Предоставляемая бесплатная юридическая помощь частично решила ситуацию, однако ею могут воспользоваться лишь отдельные категории граждан и не во всех регионах нашей огромной страны она осуществляется. Для того чтобы россияне стали осведомленнее в рамках программы «Информационное общество» 15 декабря 2009 года начал, хоть и в текстовом режиме, действовать Единый портал государственных услуг [16]. Предоставление данного рода услуг в электронном виде не только сделает их прозрачнее и доступнее, но и минимализирует личный контакт граждан с властными структурами, а как следствие этого уменьшится вероятность факта взятничества. В целом активности в процессе создания «электронного правительства» в нашей стране не наблюдается. Такое развитие событий связано, прежде всего, с нежеланием правящей элиты осознавать всей тяжести последствий коррумпированности российского общества. Как результат неутешительная статистика, свидетельствующая о пессимистическом настроении, охватившем наших граждан. По данным ВЦИОМ: «…россияне чаще склоняются к мнению о том, что коррупция в принципе непобедима (58 %)…За год наши сограждане ещё больше укрепились во мнении, что причина коррупции - в жадности, аморальности чиновников (44% против 39% в 2008 году)…» [17].
В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на скептическое отношение населения к проводимым антикоррупционным мероприятиям, они дают положительный эффект.
«Динамика показателей коррупции в России (2000 – 2009 гг.)»
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Показатели |
||||||||||
Рейтинг России |
82 |
79 |
71 |
86 |
90 |
126 |
121 |
143 |
147 |
146 |
Общее число стран |
99 |
91 |
102 |
133 |
145 |
158 |
163 |
179 |
180 |
180 |
Балл ИВК |
2.4 |
2.3 |
2.7 |
2.7 |
2.8 |
2.4 |
2.5 |
2.3 |
2.1 |
2.2 |
Балл Индекса восприятия коррупции (ИВК) страны отражает восприятие уровня коррумпированности государственного сектора предпринимателями и экспертами по данной стране и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень восприятия коррупции) [15].
В своей беседе с руководителем дирекции информационных программ «Первого канала» Кириллом Клеймёновым, Дмитрий Медведев отметил, что коррупция начинается снизу и завершается на самом верху, и нужно отрубать ей корни, потому что, когда люди видят, что эти вещи происходят повсеместно, у них руки опускаются [11]. Следует стимулировать желание и заинтересованность россиян в улучшении сложившейся ситуации, а главное предоставить возможность эффективного воздействия на властные структуры с целью качественного изменения показателей коррупции в нашей стране. Некомпетентность и коррумпированность власти тормозит развитие Российского государства. Борьба с этим недугом должна стать основной задачей стоящей как перед всем обществом в целом, так и перед каждым гражданином в отдельности.
Литература
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: ФЗ-№ 8 от 9 февраля 2009 г. / «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4849 от 13 февраля 2009 г.
2. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): Указ Президента Российской Федерации №261 от 11 марта 2009 г. / «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4867 от 13 марта 2009 г.
3. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации № 815 от 19 мая 2008 г. / «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4665 от 22 мая 2008 г.
4. О противодействии коррупции: ФЗ-243 от 25 декабря 2008 г. / «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4823 от 30 декабря 2008 г.
5. Кузьмин В. Антикоррупционный тон / «Российская газета» - Центральный выпуск № 4864 от 11 марта 2009 г.
6. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 234
7. Фалалеев М. Чиновник на просвет / «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5070 (246) от 22 декабря 2009 г.
8. Национальный план противодействия коррупции: 31 июля 2008 г. / сайт Администрации Президента РФ [электронный ресурс] // http://news.kremlin.ru/acts/996
9. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: ФЗ-№ 172 от 17.07.2009 г. // www. consultant.ru
10. Запись в видеоблога Президента: 20 мая 2009 г. / сайт Администрации Президента РФ [электронный ресурс] // http://news.kremlin.ru/news/4150
11. Беседа Дмитрия Медведева с руководителем дирекции информационных программ «Первого канала» Кириллом Клеймёновым [электронный ресурс] // http://archive.kremlin.ru/appears/2009/03/15/1159_type
12. Арсеньев А. Чиновники проверяют доходы своих жен и детей / Балтийское информационное агентство [электронный ресурс] 21 сентября 2009 г. // www.baltinfo.ru
13. Об участии независимых экспертов в экспертизе законов от 14 декабря 2009 г. / Информационно – аналитический журнал «Политическое образование» [электронный ресурс] // http://www.lawinrussia.ru/novosti/2009-12-14/ob-uchastii-nezavisimih-ekspertov-v-ekspertize-zakonov.html
14. Всероссийский центр изучения общественного мнения [электронный ресурс] // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-
15. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Транспэренси-Интернешнл» [электронный ресурс] // www.transparency.org.ru
16. Интернет - портал «Государственные услуги» [электронный ресурс] // www.gosuslugi.ru
17. Всероссийский центр изучения общественного мнения [электронный ресурс] / Пресс – выпуск № 1210 от 27 апреля 2009 г. // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11788.html?no_cache=1&cHash=b5e94dca9f