Выявление факторов, влияющих на коррупционное поведение государственных служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего характера [1, с.18].
По инициативе Президента РФ Д. А. Медведева в нашей стране стал осуществляться национальный план противодействия коррупции, принят пакет антикоррупционных законов. Проблема коррупции носит системный характер и требует принятия адекватного системного ответа. А это, в свою очередь, предполагает, что в состав инструментов противодействия коррупционной угрозе национальной безопасности, помимо уголовно-правовых, административных, дисциплинарных и иных традиционных мер — должны быть включены и меры экономического порядка.
В рамках социально-экономических мер по борьбе с коррупцией в системе государственной службы представляется необходимым выполнение следующих действий [2]:
- уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;
- коммерциализация части социальных (в том числе — коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;
- делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);
- введение реальной зависимости системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления;
- приведение к единству реальной и официальной экономики различных секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);
- использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.
Как показывает мировой опыт, экономические методы противодействия способны эффективно противостоять коррупционному поведению в системе государственной и муниципальной службы за счет содержащегося в них мощного потенциала превенции. Вместе с тем экономический подход не освоен отечественными специалистами. В этих условиях важно донести его смысл и значение до той части юридической общественности и представителей официальных правоохранительных структур, которые непосредственно связаны с реализацией Национального плана [3].
Сегодня важно понять, что факт превращения коррупции в одну из ключевых внутренних угроз национальной безопасности требует заново осмыслить место и роль ее изучения как социального явления в рамках криминологии и других отраслей науки, с более широких, социологических, позиций критически оценить эффективность традиционных мер по предупреждению коррупционной преступности и борьбы с ней. Для этого специалистам необходимо попытаться отойти от привычных, но устаревших схем и упрощенных подходов к анализу этого сложного социально деструктивного явления и к определению возможностей противодействия ему [1, с.19].
Особый интерес к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид деятельности [4, с.63].
Рассмотрение проблемы предупреждения коррупции, совершаемой государственными служащими, тесно связано с особенностями рассматриваемых субъектов. В этой связи противостоять этим набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры бесперспективны [4, с.66].
Граждане имеют право рассчитывать на честное исполнение своих обязанностей государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к таким лицам (частные нотариусы), на неподкупность таких лиц. Одной из важнейших гарантий реализации данного права является соблюдение правила, в соответствии с которым указанные лица не вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества помимо предусмотренных законом и вне установленного законом порядка. Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в её разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая стороны, и раскрытие соответствующих преступлений затруднено. Главное в их предупреждении и обнаружении — контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе. Акцент должен делаться на предупреждении коррупции [5, с.102].
Широкая распространённость коррупции и многообразие её проявлений являются основанием для использования системы разнообразных правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности [5, с.103].
Борьба с коррупционной преступностью включает нарушенных законных интересов и прав, возмещение вреда, декриминализацию на основе закона деформированных связей и отношений [6, с.180].
19 мая 2008 г. Президент РФ подписывает Указ «О мерах по противодействию коррупции», которым был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. Государственной программой предусмотрено осуществление четкой правовой регламентации форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения.
Среди конкретных мер по борьбе с коррупцией на государственной службе можно выделить следующие [6, с.182]:
- создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне федерального центра и в регионах;
- проведение непредвиденных проверок деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом;
- создание благоприятных условий для граждан, которые обращаются с жалобой на того или иного чиновника.
Делая вывод, можно сказать, что антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на федеральном и региональном уровнях с наделением их особыми полномочиями. Конкретными мерами должны стать: установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях. Также должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.
Литература:
- Герасимов С. И. Политика предупреждения преступности // Организованная преступность, миграция, политика. М. 2006. С.18.
- Барсукова Р. А. Уголовно-правовые аспекты борьбы со служебным подлогом в сфере государственной службы. М. 2007. С. 41.
- Иванова С. А. Проблемы коррупции в государственных органах: технологии противодействия // Чиновник. 2009. № 6. С. 35.
- Эксанова А. А. Подкуп как криминогенное преступление: правовая природа, квалификация и ответственность. Н. Новгород, 2005. С.63.
- Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2008. № 4. С.102.
- Эминова В. Е. Основы борьбы с организованной преступностью. М., 2009. С. 180.