Роль государственной поддержки в обновлении материально-технической базы сельского хозяйства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матвеев, Д. М. Роль государственной поддержки в обновлении материально-технической базы сельского хозяйства / Д. М. Матвеев, Ю. Ю. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 236-240. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5774/ (дата обращения: 17.12.2024).

Важное условие организации эффективного сельскохозяйственного производства – оптимальное формирование и рациональное использование материально – технической базы сельского хозяйства. Она многогранна и имеет натурально – и стоимостный состав. По своему натурально – составу материально – техническая база включает средства и предметы труда (машины, оборудование и другие технические средства, производственные сооружения, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, и т.д.). В процессе её функционирования используются естественные ресурсы. Все элементы материально – технической базы объединяются в те или иные технологические процессы посредством определенных форм организации производства.

Экономическое обоснование форм, методов и механизмов улучшения технического состояния сельского хозяйства является важнейшей народнохозяйственной проблемой. В системе производственных сил техническая база является составной частью для производства материальных жизнеобеспечивающих благ. Поэтому от уровня состояния, размера, структуры, морального и физического состояния технических ресурсов зависит возможность государства в обеспечении населения промышленными товарами и продуктами питания собственного производства.

Вопросы бюджетной поддержки сельского хозяйства России её регионов после вступления в ВТО приобрели особую актуальность, как с позиции ограничения общего объема, так и с позиции изменения направлений субсидирования. С вступлением России в ВТО выстраивать систему государственной поддержки аграрного сектора необходимо с учетом международных требований. Дальнейший рост государственной поддержки сельского хозяйства с вступлением России в ВТО связан с изменением её структуры, появлением новых направлений субсидирования.

Материально-техническая база сельскохозяйственных предприятий России по состоянию на 1 октября 2011 года в сельском хозяйстве России включала в себя 495,6 тыс. тракторов, 137,4 тыс. зерноуборочных и 28,3 тыс. коромоуборочных комбайнов, 4,4 тыс. свеклоуборочных машин, 223,4 тыс. сеялок, 179,2 тыс. культиваторов.

По данным региональных органов АПК, за первое полугодие 2011 г. В целом по Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 10,5 тыс. тракторов, 2,4 тыс. зерноуборочных и 0,8 тыс. кормоуборочных комбайнов, что соответственно на 37,22 и 18% больше, чем за аналогичный период 2010г. Приобретено также 4,2 тыс.ед. почвоперерабатывающей техники, 3,6 тыс. сеялок и посевных комплексов. При этом обновление парка устаревшей техники происходит за счёт приобретения более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов [1].

В Новосибирской области существенное воздействие на процесс обновления материально-технической базы сельского хозяйства оказывает ведомственная программа "Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008-2012 гг." в рамках которой хозяйствам компенсируют от 20 до 50% затрат на приобретение современной техники и оборудования с привязкой к развитию мясного и молочного скотоводства. С 2006 г. объемы приобретения сельскохозяйственными организациями новой техники ежегодно увеличиваются. Это позволило существенно улучшить качественную составляющую технической оснащённости хозяйств (табл. 1).

Таблица 1

Поступление основных видов техники в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области

Показатель

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Поступило тракторов, шт.

1166

914

741

1632

1550

1281

970

581

641

628

в том числе новых, шт.

189

103

78

37

53

187

232

115

147

286

Поступило зерноуборочных комбайнов, шт.

539

402

279

583

497

550

457

278

280

277

в том числе новых, шт.

197

137

62

68

41

157

193

133

95

132

Поступило кормоуборочных комбайнов, шт.

133

95

75

143

118

138

113

61

75

103

в том числе новых, шт.

28

18

21

21

16

48

55

26

29

58

Поступило жаток рядковых и валковых, шт.

129

121

185

249

166

177

151

113

85

74

в том числе новых, шт.

31

22

50

31

22

73

80

42

26

46


Покупка высокопроизводительной техники в совокупности с совершенствованием технологии возделывания сельскохозяйственных культур позволяет делать продукцию менее энергоемкой и выполнять технологические операции меньшим количеством техники. Объем производства продукции сельского хозяйства в Новосибирской области в расчете на 100 л.с. с 2001 по 2011 г. возрос почти в 4,6 раза (табл. 2) [2].

Таблица 2

Эффективность использования сельскохозяйственной техники
в Новосибирской области

Показатель

Год

2011 г. к 2001 г., %

2001

2007

2008

2009

2010

2011

Трактористы-машинисты, чел

18547

9944

9424

9202

7537

6972

37,6

Среднегодовое число основных видов сельхозтехники (тракторы, зерно- и кормоуборочные комбайны) в расчете на одного тракториста-машиниста, шт.

1,51

1,80

1,78

1,78

2,01

2,1

139,1

Энергетические мощности, тыс.л.с.

5374

3735

3674

3573

3434

3337

62,1

Энерговооруженность, л.с/чел

54,4

67,4

73,2

72,9

75,6

68,7

126,3

Энергетические мощности на 100 га пашни, л.с.

179,2

145,7

146,2

146,4

142.1

137,8

76,9

Произведено продукции на 100 л.с., тыс. руб.

171,6

401,5

541,4

579,8

732,6

792,5

461,8

Прибыль (убыток) на 100 л.с., тыс. руб.

24,8

64,4

102

64,4

88

112,2

452,4


Задача государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, чтобы при нарушении равновесия на рынке помогать отрасли его восстанавливать. Меры господдержки позволяют одновременно решать несколько системных задач, то есть инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство должно обеспечить мультипликативный эффект во всем народнохозяйственном комплексе. Помимо растениеводства и животноводства они стимулируют совершенствование агротехники, увеличение производства удобрений, ветеринарных препаратов, семян, посадочного материала, корма.

Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также бюджетные доходы, главным образом посредством снижения налогового бремени для сельхозтоваропроизводителей.

Расходование бюджетных средств на сельское хозяйство определяется главным образом государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2008-2012 годы". Согласно данным Министерства сельского хозяйства РФ за 4 года реализации Госпрограммы темпы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составили 121,7% (при плане 116,9). При этом эффективность её реализации остаётся низкой. На 01.01.2011 из 9 агрегированных показателей 6 не достигли запланированного уровня, из 49 целевых индикаторов – 22. К примеру, коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники был ниже планового уровня в течение всего периода реализации программы (табл. 3) [3].

Таблица 3

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники
в рамках реализации государственной программой "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

план

факт

Откло-нение, (+/-)

план

факт

Откло-нение, (+/-)

план

факт

Откло-нение, (+/-)

Тракторы

6,6

3,8

-2,8

8

2,3

-5,7

9,2

2,6

-6,6

Комбайны:

- зерноуборочные

- кормоуборочные

8,6

12,8

5,9

7,2

-2,7

-5,6

10,4

12,4

3,5

4,1

-6,9

-8,3

11,5

12,0

5,2

5,3

-6,3

-6,7


В государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы", одним из основных элементов инновационного развития АПК стала подпрограмма "Техническая модернизация, инновационное развитие". Она предусматривает повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации хозяйств, создания благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль.

Основные мероприятия подпрограммы:

  • обновление парка сельскохозяйственной техники;

  • энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

  • модернизация машиностроительных станций;

  • развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

  • создание и развитие инновационных центров [4].

Возможности экономического роста малых предприятий в значительной степени определяются доступом к источникам инвестиционного кредитования. Учитывая специфику малых предприятий как субъектов кредитного рынка и сложившуюся в России экономическую ситуацию, можно утверждать, что для них наиболее перспективная форма кредитования инвестиций – лизинг, особенно в долгосрочной форме.

Основные преимущества лизинга как способа финансирования инвестиций состоят в следующем:

  1. Возможность привлечения больших объемов инвестиций, чем позволяют наличные накопления;

  2. Относительная доступность по сравнению с другими источниками кредитных ресурсов;

  3. Отсутствие необходимости предоставлять дополнительные гарантии (залог, иные формы обеспечения) как при получении кредита;

  4. Приобретение оборудования, предоставляемого на условиях лизинга, по оптимальным рыночным ценам и лучшего качества;

  5. Снижение транзакционных издержек предприятия;

  6. Гибкий график лизинговых платежей;

  7. Арендные платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования;

  8. Ограничивается привлечение заемного капитала;

  9. Лизинговые соглашения могут предусматривать обязательства арендодателя произвести ремонт и технологическое обслуживание оборудования.

Сегодня активно реализуется "Программа обновления парка сельскохозяйственной техники (на период 2012-2014 годы)" в рамках которой выделяются значительные средства из федерального бюджета на обновление парка сельскохозяйственной техники, что способствует ускорению процесса технического переоснащения отрасли.

Только в Новосибирской области по договорам лизинга в 2012 году планируется поставка сельскохозяйственной техники общей стоимостью 254 млн руб. Также, ООО "Сибагролизинг" совместно с Министерством сельского хозяйства Новосибирской области направляло письмо в ОАО "Росагролизинг" с просьбой дать дополнительную квоту ещё на 100 млн руб.

Реализация программы позволит увеличить количество современной техники приобретаемой сельскохозяйственными организациями на более выгодных условиях, нежели использование заёмных средств.

Сравнительный анализ затрат сельскохозяйственной организации при покупке трактора К744 Р3 проводился на примере использования кредитных средств и по договору лизинга.

Для проведения расчётов использовалась кредитная схема "10/90" предлагаемая ОАО "Россельхозбанк" с периодом погашения 5 лет и отсрочкой основного платежа.

Таблица 4

Затраты сельскохозяйственной организации при покупке трактора К744 Р3
с использованием кредитных средств

Показатель

Руб.

Заводская стоимость техники для ООО "Агроснабтехсервис"

5 650 000

Цена реализации техники с учётом наценки и НДС

6 450 000

Собственные средства организации

645 000

Сумма кредита

5 805 000

Проценты по кредиту, подлежащие оплате в течение 5 лет

2 320 522

Комиссия за выдачу

46 440

Страховка на 5 лет

225 750

Итого затрат на покупку техники

9 042 712

Субсидия 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ

849 311

Всего затрат с учётом субсидирования процентной ставки

8 193 401

Компенсация 50% затрат на покупку затрат в рамках ведомственной программы «Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008-2012 гг.»

2 733 051

Всего затрат с учетом всех компенсации

5 460 350


Покупка техники у компании ООО "Агроснабтехсервис" с привлечением кредитных средств приводит к её удорожанию относительно заводской цены 5650 тыс. руб. на 45%.

Таблица 5

Затраты сельскохозяйственной организации при покупке трактора К744 Р3 в лизинг

Показатель

Руб.

Заводская стоимость техники для ОАО "Росагролизинг"

6 002 000

Лизинговая стоимость техники для сельскохозяйственных организаций (на 7 лет) с НДС

7 121 463

Договор услуг переработка

180 073

Всего затрат на покупку техники

7 301 536

Компенсация 50% затрат на покупку техники в рамках ведомственной программы «Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008-2012 гг.»

3 017 569

Всего затрат с учетом компенсации

4 283 967


Покупка той же техники в лизинг с периодом погашения задолженности 7 лет позволяет сельскохозяйственной организации тратить на 891,9 тыс. руб. меньше, что весьма существенно в условиях ограниченности ресурсов.

С учётом компенсации 50% затрат на покупку техники, предоставляемой сельскохозяйственным организациям Новосибирской области из областного бюджета, общая сумма экономии при использовании лизинга составит 1176,4 тыс. руб.[5]

Инвестиционная проблема актуальна для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу: такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий – высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала. Направление долговременных инвестиций в аграрный сектор должно быть обусловлено рыночной конъюнктурой и учитывать риски, возникающие при принятии решений об инвестировании. При этом, финансово-кредитная система должна иметь адекватный механизм по наиболее эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Одно из главных мест в этом механизме должно занимать государство. Это связано с тем, что финансово-кредитная политика государства в сельском хозяйстве призвана стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддерживать стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства края необходимо формирование реальных источников финансирования, как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет торговых и коммерческих предприятий. Необходимо объединить возможности бюджета с возможностями крупнейших коммерческих структур (инвестиционных фондов и компаний, коммерческих банков, страховых фондов) с целью снижения финансового риска для инвесторов.


Литература:

  1. Ушачев И.Г. Агропромышленный комплекс в январе-сентябре 2011г. (экономический обзор) / АПК: экономика, управление, 2011. – №12. –. 53-59.

  2. Стадник А., Матвеев Д., Крохта М., Холодов П. Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства необходимо / АПК: экономика, управление, 2012. – №5. – с. 68-69.

  3. Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства России / АПК: экономика, управление, 2012. – №6. – с. 45-52.

  4. Санду И.С., Рыженкова Н.Е. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. / АПК: экономика, управление, 2012. – №2. – с. 11-13.

  5. Стадник А.Т., Матвеев Д.М., Крохта М.Г., Холодов П.П. Совершенствование форм взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной техники / Молодой учёный, 2012. – №7 (42). – с. 126-128.

1


Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Новосибирская область, сельскохозяйственная техника, покупка техники, затрата, сельскохозяйственная организация, сельскохозяйственное производство, техническая база, число новых, Техническое переоснащение.


Похожие статьи

Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО

Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Региональные программы развития здравоохранения и его модернизации

Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения

Стратегия продовольственного обеспечения населения в региональной социально-экономической системе

Формирование современной системы материального стимулирования персонала промышленных предприятий

Здоровье нации как доминанта оценки эффективности социальной политики государства

Роль лизинга в техническом перевооружении нефтегазовых предприятий

Похожие статьи

Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО

Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Региональные программы развития здравоохранения и его модернизации

Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения

Стратегия продовольственного обеспечения населения в региональной социально-экономической системе

Формирование современной системы материального стимулирования персонала промышленных предприятий

Здоровье нации как доминанта оценки эффективности социальной политики государства

Роль лизинга в техническом перевооружении нефтегазовых предприятий

Задать вопрос