Сельское хозяйство — это основа продовольственной и социально-экономической безопасности любого государства. Однако, именно аграриям требуется значительная поддержка со стороны государства. Особую актуальность вопросы господдержки приобрели в связи со вступлением России в ВТО. При этом такое положение характерно как для малого бизнеса, так и для крупнотоварного производства. Только в случае достаточногоуровнягосподдержкионисмогутвыдержатьконкуренциюсиностраннымисельхозпроизводителями, получающими широкую поддержку своих государств [7].
В основе современной нормативной базы, регулирующей государственную поддержку АПК, лежит Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 [3].
Все ее положения основываются на нормах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в которой определены основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе.
Стоит отметить, что одним из основополагающих нормативных документов аграрного законодательства является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ [1], где определено, что финансирование выделенных направлений производится в виде субсидий. Правительство Российской Федерации определило условия, по которым предоставляются субсидии. Однако в нормативном документе отсутствует четкое указание каких-либо критериев или методик распределения субсидий, а лишь сказано, что по некоторым направлениям, как условие предоставления субсидий, может быть установлено наличие договоров, отвечающих требованиям Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования».
В свою очередь, Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ [2] определяет правовое регулирование в сфере сельскохозяйственного страхования, с целью защиты интересов аграриев. Согласно этому документу, порядок предоставления государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается субъектами Российской Федерации, а сам порядок предоставления, рассмотрения и распределения субсидий, методику их расчета устанавливает Правительство Российской Федерации.
С целью реализации положений ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Правительством Российской Федерации была разработана и принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», которая утверждена Правительством Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717. [4]
Цели программы: рис. 1.
Однако, в апреле 2014 года Постановлением Правительства «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» от15.04.2014г. № 315 [5] были внесены изменения в данную программу. В большей степени эти изменения коснулись объемов финансирования, которые ежегодно сокращаются примерно на 1 млрд. руб. Для реализации целей и задач Программы в ней выделены 6 подпрограмм и 2 федеральные целевые программы, на основании которых субъекты Российской Федерации должны разработать региональные Программы развития АПК.
Рис. 1. Цели программы
Рассмотрев действующие нормативно-правовые документы, целесообразно отметить, что многие из них претерпели значительные изменения. Изменившиеся условия хозяйствования, в связи со вступлением России в ВТО, требуют пересмотра и нормативных документов.
Поэтому, на сегодняшний день разработан проект Федерального закона № 280439–4 «О развитии сельского хозяйства», [9] который вынесен на обсуждение в Государственную Думу, но еще пока не принят. В части регулирования государственной поддержки в нем определены следующие ее направления:
- Предоставление инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на развитие сельского хозяйства.
- Средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, производства сельскохозяйственной продукции, включая продукцию товарного рыбоводства, предоставляются в виде инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций в порядке, установлено Правительством Российской Федерации.
- Субъекты Российской Федерации предоставляют информацию о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, отдельных отраслей сельского хозяйства по формам в сроки, которые определяются федеральным органом исполнительной власти. [6]
Основным направлением реформ в части субсидий является упрощение их классификации. Если до 2017 г. использовалось 54 вида субсидий для АПК, то с 2017 г. предполагается их сокращение до 7 видов. При этом средства, предоставляемые регионам на поддержку аграриев в рамках этих субсидий, будут объединены в единую субсидию, расходование которой по направлениям будет осуществляться по усмотрению регионов.
Кроме того, с января 2017 г. Минсельхоз запустил программу льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, в рамках которой процентная ставка для заемщика составит не более 5 % годовых, при этом банки-участники программы получат субсидии в размере ключевой ставки Банка России.
Следует отметить, что по условиям программы субсидия будет перечисляться непосредственно банкам, что не потребует от заемщика отвлечения дополнительных собственных средств на оплату кредита.
Вместе с тем, на данный момент не определены лимиты на предоставление субсидий банкам по данной программе, а также не определен механизм отбора проектов банками. Судя по заявлению заместителя главы Минсельхоза И. Р. Кузина, на данное направление кредитования может быть выделено около 5 млрд. руб., что значительно отстает от потребностей сельхозтоваропроизводителей в таких кредитах.
При этом отдельные мероприятия программы пока остаются под вопросом. Это касается, в частности, программы возмещения части капитальных затрат инвесторам в сельском хозяйстве (в размере 20–30 % расходов в зависимости от направления — строительства молочных комплексов, селекционных, логистических центров, тепличных комплексов и т. д.).
Несмотря на то, что за истекший период 2016 г. Минсельхоз уже получил 120 заявок на общую сумму 50,5 млрд. руб., в октябре прием и отбор заявок по данной программе был приостановлен в связи с отсутствием бюджетных средств.
В целом объем финансирования госпрограммы поддержки АПК также четко не определен. Так, по заявлениям руководства Минсельхоза, программа составляется исходя из бюджета 215 млрд. руб. При этом Минфин в проекте бюджета на 2017 г. установил объем этой программы на уровне 204 млрд. руб., с последующим понижением до 194 млрд. руб. в 2019 г.
Сохраняется также ряд сложностей с осуществлением совместного финансирования мер поддержки сельского хозяйства со стороны федерального и региональных бюджетов. Нехватка средств в региональных бюджетах приводит к тому, что сельхозтоваропроизводители не могут получить субсидию, несмотря на то, что соответствующие суммы были выделены в федеральном бюджете (поскольку для получения субсидии необходимо выделение как федеральных, так и региональных средств).
В результате среди регионов Российской Федерации сохраняются значительные отличия в уровне исполнения расходов на поддержку сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза, по состоянию на 27 октября 2016 г. расходы региональных бюджетов на поддержку сельхозтоваропроизводителей исполнены на 76,4 % годовых назначений, однако в ряде регионов — менее чем на 30 % (Сахалинская область, Республика Ингушетия и др.). В целом, наихудшие показатели исполнения таких расходов наблюдаются в регионах Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО (рис. 2).
Рис. 2. Уровень исполнения расходов региональных бюджетов на субсидирование сельхозтоваропроизводителей, % годовых начислений в 2016г.
В 2016 г. около четверти субсидий приходилось на 5 субъектов РФ — Республику Татарстан, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую области и Краснодарский край. Среди федеральных округов наибольший объем субсидий получает Центральный ФО — 31 % субсидий в 2016 г. (рис. 3).
Рис. 3. Распределение субсидий сельхозтоваропроизводителям по федеральным округам РФ в 2016 г.
Наименьший объем субсидий в сфере сельского хозяйства приходится на регионы Дальневосточного ФО (4 %). [8]
В целом, топ-менеджмент компаний из регионов, которые являются основным «локомотивом» сельскохозяйственной отрасли России, не вполне довольны поддержкой и развитием АПК в РФ:
– Более 50 % респондентов оценивают ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 20 % оценивают как негативную, 30 % — как нейтральную.
– Из 20 %, которые оценили ситуацию как негативную, подавляющее большинство (более 85 %), связали свою оценку с ухудшающимися условиями кредитования и несоответствием номинальных условий получения кредитов реальным.
– Из 50 % респондентов, оценивших ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 60 % связали свою оценку с поддержкой государства курса на импортозамещение, который освободил российский рынок от импортной продукции. 40 % связывают свою оценку с возможным улучшением условий кредитования в ближайшие 2–3 года, а также ростом рентабельности.
– 70 % из тех, кто оценил ситуацию как нейтральную, считают, что ближайший год станет определяющим основной тренд на российском рынке сельского хозяйства: продолжится ли его оживление или же начнется стагнация, переходящая в рецессию вслед за сжатием потребительских расходов.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование государственной поддержки АПК представлено как на федеральном уровне, так и на региональном. При этом во многие документы внесены изменения, связанные в основном со вступлением Росси в ВТО.
Литература:
- О развитии сельского хозяйства: федеральный закон РФ от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ
- О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования: федеральный закон от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010г № 120.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: Правительство РФ от 14.07.2012г. № 717
- О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: Постановление правительства от 15.04.2014 г. № 315
- Кретова И. Н. Нормативно-правовая база государственной поддержки АПК России. // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях. — Ч.2./ Отв. редактор Уварина Н. В. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLDPRESSs.r.o., 2015. — С. 151–154.
- Нежельченко Е. В., Селиверстова А. Е. Улучшение макроэкономических условий развития крестьянских хозяйство // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r. o., 2014. — С. 214–215.
- Государственная поддержка АПК в 2016–2017 гг. — http://icss.ru/otrasli-i-ryinki/agropromyishlennyij-sektor/gosudarstvennaya-podderzhka-apk-v-2016–2017-gg
- Проект федерального закона № 280439–4 «О развитии сельского хозяйства» — http: www.msх.ru.