Проблемы воспитания профессионалов в современном вузе: ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ), филиал в г. Кисловодске — концептуальная модель воспитания студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 1755 раз

Библиографическое описание:

Файсканова, А. Б. Проблемы воспитания профессионалов в современном вузе: ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ), филиал в г. Кисловодске — концептуальная модель воспитания студентов / А. Б. Файсканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14197/ (дата обращения: 18.11.2024).

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества. Студенческая молодежь отличается высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями. Без большого преувеличения можно утверждать, что студенчество представляет собой лучшую часть российской молодежи и в недалеком будущем выступит определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России.

Жизнь современных студентов зависит от множества факторов и является совсем не простой. Учеба сопряжена с преодолением различных организационных, психологических, моральных и других трудностей. Часть молодежи приходит в высшие учебные заведения с неверными представлениями о вузовской жизни. При этом некоторые приходят с иллюзиями, некоторые с большим самомнением, некоторые, чтобы «продлить детство» и «отсидеться от армии». Воспитательная работа начинается в вузе со студентами первого курса дневного отделения, большинство которых приходит в вузы со школьной скамьи, из семьи, которая как социальный институт пережила за последние годы тяжелые испытания. О современном студенчестве многие судят по отрывочным, внешним фактам. Между тем к началу XXI в. в жизнь вступило первое поколение несоветской или постсоветской молодежи, которое формировалось в последнее десятилетие XX в.

В последние годы в вузы пришли молодые люди, выросшие в новых исторических условиях, в обстановке сложной исторической эволюции российского общества. Профессорско-преподавательский состав, который в своей основной массе начал научно-педагогическую деятельность еще в советский период, сталкивается с поистине новой молодежью, «племенем младым, незнакомым». Некоторые старые подходы к воспитанию современных студентов не могут быть применены. На наших глазах формируется качественно новая концептуальная модель воспитания студентов, новая парадигма взаимоотношений между поколениями.

Преподаватель вуза должен быть не только источником профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой, способным оказывать позитивное влияние на становление и формирование учащихся не только как специалистов, но и как будущей российской интеллигенции. Профессиональный, гражданский и патриотический долг преподавателей университета — быть в равной мере специалистами, воспитателями и наставниками. Поэтому повышение профессионального уровня преподавателей в области педагогики и психологии высшего образования является одной из важнейших задач руководства университета, факультетов, заведующих кафедрами.

Наряду с воспитательным воздействием содержания образования при наличии благоприятных психолого-педагогических условий для организации воспитательной работы по-прежнему первостепенное значение имеет личный пример преподавателя. Не будет большим преувеличением утверждать, что вузовские педагоги должны являть собой образец для подражания. Точность, вежливость, аккуратный внешний вид, культура речи, требовательность, последовательность, справедливость в оценивании, объективность, — этот перечень безусловных требований к вузовскому преподавателю можно было бы продолжать.

В вопросах духовного и нравственного становления студенческой молодежи преподаватели не должны занимать позицию академической беспристрастности или полного самоустранения.

Каждый преподаватель должен изучать индивидуальные особенности каждого члена учебной группы: характер, способности, интересы, здоровье. Элементарное внимание к студентам, учет их разумных просьб, претензий, поддержка инициатив способствуют поддержанию спокойной, рабочей атмосферы на занятиях. Каждый преподаватель в соответствии с решениями кафедры, инструктивными документами администрации университета и факультета должен неустанно разъяснять особенности и порядок обучения в вузе, знакомить студентов с традициями факультета, университета, отрасли. Студентам необходимо разъяснять специфику изучения той или иной дисциплины, последовательность и содержание форм контроля учебной деятельности студента по предмету. Должны объясняться требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практик.

Действующая Российская Конституция устанавливает, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», а также то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.13). Многие исходят из того, что в официальных государственных документах не оговорено, каким именно образом должен быть воспитан российский гражданин, особенно подрастающая молодежь. Из этого следует, что граждане могут быть достаточно разными, включая приверженность разным идеологиям. При этом возникает естественный вопрос: могут ли при таких условиях миллионы жителей Российской Федерации образовывать какое-то единство, объединяться вокруг каких-то общих ценностей, составлять единый российский социум, обладать какими-то общими чертами, позволяющими им вместе двигаться к каким-то общим целям, ставить перед собой какие-то общие задачи?

Ни для кого не секрет, что стратегию развития общества, ее важнейшие составные части, включая концепцию воспитания молодежи, обычно определяет политическая и идеологическая элита страны. Отсутствие единой и единственной, обязательной государственной идеологии вовсе не означает того, что у конкретных людей, составляющих руководство страны, не может быть вообще никаких собственных идей, убеждений, ценностных подходов. Наоборот, в Федеральном Собрании Российской Федерации представлены различные политические партии с разными концептуальными подходами, с серьезными интеллектуальными ресурсами.

За последние годы совместными усилиями руководителей всех уровней, ученых, специалистов, практиков предприняты серьезные шаги по восстановлению некогда утраченной системы воспитания в вузе. Министерство образования и науки Российской Федерации обратило внимание на следующие моменты:

1.         Проведен анализ реального состояния уровня организации внеучебной деятельности в вузах в современных условиях.

2.         Заложена основа создания условий для развития воспитания в образовательных учреждениях через обновление нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения, подготовки педагогических и руководящих кадров к решению задач воспитания.

3.         Разработаны конкретные программы и модели развития воспитательных систем на региональном, муниципальном уровнях, в конкретных образовательных учреждениях.

4.         Изучен и активно пропагандируется опыт работы по развитию воспитания на всех уровнях образования.

5.         Разработаны Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Между тем на фоне явного усиления внимания руководящих органов системы образования к проблемам воспитательной работы в вузах заметно нарастающее игнорирование проблем, жизненно важных для студенческого бытия.

Студенческие проблемы, студенческие интересы достаточно хорошо известны и четко обозначены в решениях Всероссийского студенческого форума, Студенческого координационного совета, других студенческих форумов.

1.         Увеличение размера и уточнение порядка назначения студенческих стипендий.

2.         Поддержка студенческих поликлиник, санаториев-профилакториев, организация диетического питания, санаторно-курортного лечения студентов с целью недопущения дальнейшего роста уровня заболеваемости и ухудшения здоровья студенческой молодежи.

3.         Выделение средств на компенсации в связи с удорожанием питания и проезда на транспорте.

4.         Сохранение созданной системы трудоустройства студентов, в том числе Центров содействия занятости и трудоустройства, созданных во многих вузах.

5.         Улучшение содержания и финансирования студенческих общежитий, многие из которых находятся в катастрофическом состоянии.

6.         Восстановление нормальной организации прохождения студентами производственной практики по специальности в период обучения в соответствии с принципом связи обучения с производством.

Основой организации воспитательной деятельности профессорско-преподавательского коллектива РГЭУ (РИНХ) филиал в г. Кисловодске концепции воспитания. В соответствии с целями и задачами воспитания студенческой молодежи, обозначенными в официальных нормативно-правовых актах, РГЭУ (РИНХ) филиал в г. Кисловодске сосредотачивает свои усилия на следующих наиболее важных направлениях:

-                   формирование у студентов уважительного отношения к требованиям Устава и внутреннего распорядка, а также уважения к законам Российской Федерации и нормативным актам руководства города;

-                   формирование ответственного подхода к учебе, научного мировоззрения, культа науки, научных знаний;

-                   воспитание патриотизма, культуры поведения, профилактика правонарушений и негативных социальных проявлений в студенческой среде (наркомания, пьянство, табакокурение);

-                   создание условий для усвоения учащейся молодежью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством и российским обществом;

-                   помощь молодым людям в раскрытии их внутренних потенций; содействие тем усилиям, которые сами студенты предпринимают для самоопределения, самоутверждения, самореализации;

-                   стимулирование процесса познания молодым человеком самого себя, выработки каждым индивидуального образа жизни и стиля поведения.

Главная цель воспитательной работы в вузе — воспитание студента как гражданина и патриота России. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание.

В процессе воспитательной работы весьма важно развивать социальную память — способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Ключевое место в формировании социальной памяти у студентов принадлежит курсу отечественной истории, а также различным дополнительным курсам, связанным с исторической проблематикой. В курсе культурологии важное место занимают вопросы истории отечественной и мировой культуры.

Образы, воссоздаваемые при изучении истории Отечества, должны помогать воплощать те идеи, которые университет стремится донести до основной массы студентов. Изучение истории позволяет использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков на материале жизни и деятельности национальных героев — созидателей и защитников России.

Хорошая правовая подготовка в условиях современного рынка труда является необходимой характеристикой для специалиста, выпускника вуза. Организация производственной практики, помощь студентам для временного трудоустройства в период обучения или в каникулярный период, привлечение студентов к выполнению хозяйственных договоров и т. п. дают хороший повод для ознакомления студентов с основами гражданского, трудового и других отраслей права.

РГЭУ (РИНХ) филиал в г. Кисловодске располагает для правового просвещения особыми возможностями, так как в его структуре функционирует кафедра правовых и гуманитарных дисциплин.

В обобщенном виде основные направления гражданско-правового воспитания студентов складываются из следующих элементов:

-                   ознакомление студентов с законодательством Российской Федерации о высшей школе, о правах и обязанностях студентов, с Уставом высшего учебного заведения; систематическое консультирование студентов по данным вопросам, особенно в связи с новациями в данной сфере;

-                   правовое просвещение студентов по широкому кругу вопросов;

-                   стимулирование самостоятельности и самодеятельности студенческой молодежи;

-                   развитие и совершенствование деятельности студенческих общественных организаций, поддержка и обучение лидеров студенческих организаций и объединений;

-                   организация деятельности студенческих советов, включение по возможности всех студентов в деятельность студенческих общественных организаций и объединений;

-                   организация конкурса на лучшую студенческую группу, лучшую организацию студенческого самоуправления по разработанным критериям;

-                   освоение диалогового общения, продуктивного сотрудничества и личного взаимодействия в учебной группе, на курсе, факультете, в ВУЗ-е в целом, изучение психологии, проведение психологических тренингов;

-                   формирование гражданской позиции, содействие проявлениям гражданской активности студентов;

-                   информирование студентов о мероприятиях, проводимых в муниципалитете, районе, городе, организованное участие студентов в таких мероприятиях;

-                   разъяснение студентам важности их участия в выборах органов власти различного уровня, от муниципалитетом до выборов Президента; формирование у студентов высокой электоральной культуры;

-                   воспитание патриотических чувств;

-                   приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора через различные формы конкретной деятельности.

В последние годы во многих высших учебных заведениях началось возрождение органов студенческого самоуправления. Этот процесс «снизу» получил поддержку «сверху», со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации. В последние годы студенческое самоуправление получило значительный импульс. Министерство образования и науки РФ провело два конкурса моделей студенческого самоуправления. Во многих вузах накоплен интересный и в то же время довольно противоречивый опыт.

Серьезной проблемой остается пассивность и общая инфантильность большей части современной студенческой молодежи. Многие студенты не готовы тратить свое свободное время не на себя лично, а на то, чтобы сделать что-то для своих товарищей. Позиция, существовавшая еще в советское время — «Что, мне больше всех надо?» — в современных условиях выглядит вполне объяснимой. Для любой деятельности требуются финансовые средства, а самостоятельными источниками доходов студенческие советы не располагают. Большинство студентов, особенно на старших курсах, уже умеет зарабатывать деньги. Но для собственного выживания, а не в копилку общественной организации. Если органы студенческого самоуправления возникнут в качестве придатка административных органов, вследствие инициативы «сверху», то вряд ли они будут отличаться от других «карманных» организаций и вряд ли смогут завоевать авторитет в студенческой среде.

К сожалению, есть еще одна проблема — явное нежелание части «взрослых», должностных лиц, профессоров и преподавателей считаться с мнением «детей», даже высказанным в коллективной форме. В современных условиях, когда значительная часть населения страны, включая молодежь, начисто утратила какие бы то ни было навыки самоорганизации, «взрослым» не хватает терпения «играть в демократию» со студентами. Самыми молчаливыми членами Ученых советов факультетов и университетов являются обычно представители студенческих организаций. Их мнением интересуются в последнюю очередь, часто игнорируют без каких-либо объяснений. А «дети» все видят, понимают и предпочитают говорить и делать только то, что нужно начальству и на что оно может выделить деньги. На этом самоуправление заканчивается. Решающее условие успешной реализации Основных направлений и Программы воспитательной работы в университете — совершенствование управления процессом воспитания (определение цели, анализ, планирование, организация исполнения, контроль и оценка фактических результатов).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, воспитательная работа, студент, студенческая молодежь, студенческое самоуправление, вуз, производственная практика, российское общество, социальная память, студенческая среда.


Похожие статьи

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Институт экономики, управления и права (г. Казань) как кузница кадров для региональной биоэкономики

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Похожие статьи

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Институт экономики, управления и права (г. Казань) как кузница кадров для региональной биоэкономики

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Задать вопрос