Советская женщина 1920-х-1930-х гг. в Якутии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, А. Г. Советская женщина 1920-х-1930-х гг. в Якутии / А. Г. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14031/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из актуальных проблем отечественной науки является изучение Советской женщины 1920–1930-х гг. В указанный период под влиянием государственной политики происходили существенные изменения в статусе женщин в общественной и частной сферах.

Целью данной работы является: рассмотреть равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах в 20-х — 30-х годах в Якутии. Задачи: 1) Рассмотреть сформирование женских движений в Якутии; 2) изучить единственную организацию женщин (женотдела) и его цели создания, а также делегатских собраний; 3) Рассмотреть Съезды женщин Якутии и женское движение Союз женских организаций Республики Саха (Якутия 4) Пример женщины-активистки 1920-х — 1930-х гг. в Якутии Р. И. Цугель.

В Якутии только в 1917 г. под влиянием февральских событий были созданы первые организации, объединившие женщин в борьбе за равноправие и защиту своих прав. И именно с этого момента женщины Якутии становятся активными участниками политической жизни общества.

Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией, принятой в июле 1918 г. В ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г. было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане».

Новый импульс политической активности в Якутске был дан демократическими процессами, вызванными февральской революцией. Так, либерально настроенные женщины объединились в марте 1917 г. в Союз женского равноправия, а носительницы радикальных взглядов 16 апреля создали Союз работниц. В либеральный Союз женского равноправия вошли представительницы чиновников, буржуазии, учительства и духовенства. Председателем была избрана А. И. Григорович. Активную работу вели эсерка Е. М. Мезенцева, владелица типографии Н. П. Семенова-Угловская.

К радикальной части нарождающегося женского движения относился Союз работниц. В его состав входили поденщицы, домашняя прислуга, швеи. Их лидерами были ссыльные большевички Н. А. Александрова и М. М. Виленская. Большую политическую активность проявляли девушки из марксистского кружка «Юный социал-демократ», руководимый Ем.Ярославским, среди них Д. С. Жиркова, М. Г. Потапова, B. C. Синеглазова и др.

Весна 1917 г. в Якутске была весьма бурной и насыщенной собраниями и митингами, в т. ч. и женскими. Женщины впервые участвовали в политических событиях и получили возможность направить своих представительниц в Якутский комитет общественной безопасности.

В июне 1920 г. по решению губбюро был создан женотдел — центр партийного руководства женским движением. Его возглавила B. C. Синеглазова — одна из первых коммунисток Якутии. Работа партийной организации среди женских масс развернулась по всем направлениям социально-экономической, общественно-политической жизни и рассматривалась как часть общей борьбы за советскую власть и построение социализма в стране.

Официальная политика среди женщин в 1920–30 гг. называлась борьбой за раскрепощение трудящихся женщин.

В июне 1920 г. прибывшая в Якутск группа партийно-советских работников во главе с М. К. Аммосовым начала системную работу по организации в Якутии Советской власти. Первым шагом стало введение в действие советского законодательства, в т. ч. по женскому вопросу — декреты «О расторжении брака», «О гражданском браке, детях и о введении книг актов состояния», создавались органы ЗАГС.

Как вы знаете из истории в России действовала совет женщин как «женотделы», так и в Якутии с 1930 г. «женский вопрос» в Советском Союзе стал считаться решенным и якутский женотдел был реорганизован в женсектор Якутского обкома ВКП(б), который в 1934 г. был упразднен. Конституция СССР 1936 г. провозгласила равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, которое гарантировалось равным правом на труд, его оплату, отдых, образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами в связи с материнством. Так родился миф о решенности «женского вопроса» в Советском Союзе.

Особо эффективной была деятельность делегатских собраний. В течение 1–2 лет делегатки обучались грамоте, расширяли политический кругозор, получали небольшие профессиональные знания; затем проходили практику в организациях и учреждениях города или местах проживания. Делегатки приобретали не только практические навыки и умения, но на них возлагались также наблюдательные и контролирующие функции. Женщины следили за работой дошкольных, школьных и медицинских учреждений, заседали в судах, выступали инициаторами создания пошивочных мастерских, детских приютов, прачечных, столовых.

В целом активистки женотделов выполнили огромной важности работу среди женщин: обучили грамоте (к 1939 г. грамотными стали 59,9 % от их числа)1, повышали социальный и общественный статус, улучшали быт и условия жизни, приобщали к общественно полезному труду. Что касается северных женщин в Якутии, благодаря женским инициативам, 1 апреля 1924 г. ЯЦИК принял постановление «Об отделении хотонов от юрт», а III Всеякутский съезд Советов 22 декабря 1924 г. отменил калым, как вредный пережиток прошлого, как акт купли-продажи женщин, унижавший честь и достоинство женщин.

Новый этап в женском движении обозначил Первый Всеякутский съезд трудящихся женщин, состоявшийся в марте (8–16) 1925 г. Завершился подготовительный период политического просвещения женских масс и началось массовое внедрение женщин во все сферы жизни общества.

Советская власть сделала якутку и работницу равноправной. Революция сбила с нее цепи рабства. Трудящиеся женщины использовали свое равноправие для дальнейшего развития, чтобы ничем не отставать в строительстве новой жизни от своих отцов, мужей и братьев.

Якутская женщина, загнанная в хотон, становится беспомощным существом без мужа и обречена на голод, поэтому самой важной задачей съезд признает работу по оказанию хозяйственной помощи женщине.

Это были годы общественного и профессионального «прорыва» женщин -десятки и сотни якутянок доказали себе и обществу свою интеллектуальную состоятельность, социальную значимость.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) женское движение Союз женских организаций Республики Саха (Якутия) продолжает работу по сохранению стабильности. Женские общественные организации активно применяют новые формы работы, осуществляют социальное партнерство с государственными и коммерческими организациями. В свою очередь, женщины оказывают активное влияние на происходящие процессы, тем самым начинают поиск стратегий достижения реального равенства между мужчинами и женщинами. Сегодня женские общественные организации выступают одной из основных движущих сил гражданского общества.

Пример женщины-активистки 1920-х — 1930-х гг. показывает большую роль в истории Якутии — Раиса Израилевна Цугель. Раиса Израилевна Цугель, супруга, друг, мать троих детей славного сына якутского народа, выдающегося государственного и политического деятеля М. К. Аммосова, одна из организаторов молодежного движения и комсомола Якутии, в 1920–1921 гг. была секретарем губернского бюро комсомола. В самый трудный для города Якутска период, в 1921–1922 гг., в первые годы становления советской власти была избрана секретарем Якутского горкома партии.

Рая Цугель всю жизнь вела активную партийную и общественную деятельность. И то, что она имела медаль «За оборону Москвы» тоже говорит о многом. Из всех живущих в Москве якутян, пожалуй никто не был так тесно связан с Якутией, как Рая. Она вела довольно обширную переписку, была в курсе всех важных общественно-политических событий, следила за газетами и литературой и до самого конца своей жизни жила интересами своей республики. На долю Раисы Израилевны выпала работа с молодежью и с ее именем связано создание Якутского комсомола, Раиса была основным докладчиком и была избрана секретарем обкома комсомола.

В 1931 году Максима Кировича направили работать в Западно-Казахстанский обком ВКП(б), а Раиса Израилевна вскоре после этого стала работать заместителем Председателя Областной Контрольной комиссии при Западно-Казахстанском обкоме партии и заведующей сектором кадров ОБЛЗУ в г.Уральске, где она и работала до 1934 года.

В 1934 году М. К. Аммосов был командирован на работу в Карагандинский обком ВКП(б) — в г.Петропавловск. Там Раиса Израилевна работала заведующей агитационным отделом горкома партии.

Раиса Израилевна работала начальником Управления средней и высшей школы Народного Комиссариата Просвещения Киргизской ССР..

Рая Израилевна не была бойкой, энергичной, дома была тихая, спокойная с детьми. Она была человеком высокого интеллекта.

Она была составителем двух книг, в которых собрано печатное наследие ее мужа, разбросанное в самых разных периодических изданиях СССР 20–30-х гг.

 

Литература:

1.                  Захаренко Н. Н. Первые большевики Якутии: очерки. — 2-е изд., доп. — Якутск: Бичик, 2009. — 192 с.

2.                  Аммосова Л. М. Раиса Израилевна Цугель-Аммосова. — Якутск: Бичик, 2012. — 264 с. — (Ими гордится Якутия)

3.                  Съезды женщин Якутии/ Ком. По делам семьи и детства при Президенте Респ. Саха (Якутия); [сост.: В. И. Кириллина, С. Е. Николаева, Т. П. Карпова и др.]. — 2-е изд., доп. — Якутск: Компания «Дани АлмаС», 2011. — 72 с.

4.                  Винокурова Л. И., Попова А. Г., Боякова С. И., Мярикянова Э. Т. Женщина Севера: Поиск новой социальной идентичности. — Новосибирск: Наука, 2004. — 206 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, женское движение, женщина, советская власть, работа, Якутск, женское равноправие, общественно-политическая жизнь, политическая активность, Советский Союз.


Задать вопрос