Базисные составляющие педагогической деятельности офицера ВС РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 09.11.2014

Статья просмотрена: 825 раз

Библиографическое описание:

Горбацевич, О. А. Базисные составляющие педагогической деятельности офицера ВС РФ / О. А. Горбацевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 596-598. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13531/ (дата обращения: 26.04.2024).

Важнейшим компонентом было и остается обучение и воспитание офицерами ВС РФ личного состава. Предмет военной педагогики составляют закономерности обучения, воспитания и самообразования военнослужащих. Русский офицер — это одновременно военный специалист, руководитель, преподаватель и воспитатель своих подчиненных. Данная статья характеризует военно-педагогическую деятельность офицера и специфику повседневного общения военнослужащих от возникновения военной педагогики до сегодняшнего дня.

Ключевые слова:военная педагогика, военно-педагогическая деятельность, обучение, воспитание, самообразование, М. В. Фрунзе, А. В. Суворов.

 

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. По мере усложнения военного дела, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. В конце XIX — начале XX в. Военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная дисциплина.

Предмет военной педагогики составляют закономерности процесса образования, обучения, воспитания, развития, самовоспитания и самообразования военнослужащих, обусловливающие выполнение ими своего воинского долга. Объектом являются военнослужащие и воинские коллективы.

Решение задач военной педагогики связано, прежде всего, с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации, формирования у командиров современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей.

Российский офицер — это не только военный специалист, но и прежде всего руководитель, преподаватель, воспитатель своих подчиненных. Как в военное, так и в мирное время жизнь ежечасно испытывает его на прочность, ставит в самые неожиданные ситуации, проверяя его нравственную стойкость, волю, принципиальность и чуткость к людям. Офицеру недостаточно иметь только теоретические знания. Он должен быть политическим руководителем нового типа, вдумчивым философом и социологом, психологом и педагогом, умеющим на практике применять теоретические знания, глубоко осмысливать жизненные процессы и самостоятельно делать правильные выводы.

Глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Сегодня, как никогда, офицерам необходимо умение глубоко видеть человека со всеми его достоинствами и недостатками, понимать его радости и горести, поддержать в нужный момент, помочь подняться ступенькой выше.

Особенно высокой степени военно-педагогическая мысль в России достигла в системе воспитания и обучения войск, созданной и многократно проверенной в боях А. В. Суворовым (1730–1800). Выдающий военачальник впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными чертами которой было осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обоснование необходимости психологической подготовки; разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий.

Основываясь на суждениях А. В. Суворова, офицеру требовалось и требуется сейчас организовывать систематическое изучение истории нашей страны. Идейно-педагогические взгляды А. В. Суворова нашли отражение в современной педагогической деятельности офицера XXI века. Незаменимыми помощниками молодому офицеру служат его крылатые выражения: «Дисциплина — мать победы, а послушание — мать дисциплины». [Военная педагогика./Под ред. О. Ю. Ефремова.С.79].

Не следует забывать, что в деятельности военнослужащих важное место отводилось и отводится Уставу ВС РФ. Через призму современности часто просматривается история. Суворов широко использовал в процессе обучения элементы внезапности, резкие изменения обстановки, задавал неожиданные вопросы. С целью приближения учения к боевой обстановке и воспитания национального духа он ввел в боевую подготовку двухсторонние учения, заканчивавшиеся сквозной атакой. Так полководец внес в жизнь принцип, который актуален и сегодня в военной среде: «Тяжело в учении — легко в походе, легко в учении — тяжело в походе». Накануне боя полководец лично посещал полки, чтобы напомнить солдатам и офицерам о славных боевых традициях, о прошлых победах русских войск, тем самым подбадривал войско. В критические минуты он лично бросался в бой, воодушевляя войска. Суворов всегда служил примером для подчиненных, ведя спартанский образ жизни, неутомимо трудясь как в мирное время, так и в боевой обстановке. Для офицеров являл пример высокой образованности, непрерывного совершенствования своих знаний.

Без образования, без знания не может быть офицера. Одной храбрости мало. Образованный офицер будет авторитетом для своих подчиненных и это облегчит ему овладение коллективной душой своей части. «Совершенно понятно, — писал А. С. Макаренко, — что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».

Одна из форм культуры личности — педагогическая культура. Она возникает под влиянием педагогической деятельности. Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности. Педагогическая культура имеет сложную структуру. Она включает высокий уровень психолого-педагогических знаний, особенности педагогического мышления; педагогическое мастерство; интеллигентность; самообразование.

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

Непосредственное педагогическое воздействие офицер осуществляет при помощи многих навыков и умений, которые в совокупности составляют педагогическую технику. К ней относятся навыки в организации и проведении учебных занятий, учений, умения осуществлять служебную деятельность с учетом воспитательного аспекта. По мере овладения педагогической техникой в работе появляются легкость, естественность, уверенность, являющиеся характерными признаками педагогического мастерства. Речь офицера должна обладать такими качествами: правильность, краткость, ясность, уместность, эмоциональность.

Содержание профессионализма военнослужащего определяется целями, задачами и характером воинского труда. Он составляет основу военной службы в Российских Вооруженных Силах.

Профессиональные навыки и умения представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Физиологическую основу навыка составляет динамический стереотип — система условных рефлексов (связей). Динамическая сторона навыка существенно зависит от тех методов обучения, которые применяются в процессе его формирования. Различают навыки сенсорные, интеллектуальные, двигательные. Сенсорные — это навыки работы органов чувств. Например, определение на слух нормальной работы двигателя. Умственные навыки — это навыки выполнения умственных операций. Например, оценка обстановки. Двигательные навыки — результат овладения движениями. Например, заряжание оружия.

Военно-профессиональная деятельность офицера представляет собой его целенаправленную активность, процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Для успеха необходимы достаточно сформированные знания, навыки, умения, психологические качества и личностные позиции.

Военная педагогика тесно связана с психологией, изучающей закономерности развития психики военнослужащего в условиях военной деятельности.

Офицер Вооруженных Сил РФ должен обладать определенной группой психологических знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности. Сегодня служба в Вооруженных Силах невозможна без психологической подготовки.

Психологические особенности военнослужащего представляют собой совокупность общих психологических свойств личности. Они обусловливают необходимость сформированности, наряду с общими качествами, которые позволяют успешно выполнять офицеру воспитательные, инженерные и другие функции и обязанности. Психологические качества позволяют военнослужащему реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей и задач.

Офицер Вооруженных Сил Российской Федерации очень ответственная профессия. Жизнь требует, чтобы военнослужащий умел мыслить масштабно, творчески, новаторски, обобщать опыт, постоянно совершенствовать навыки работы с людьми, самообразовываться, оперативно действовать.

Подводя итог вышесказанному, хочется вспомнить мысль В. Г. Белинского: «Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал.».. [В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья первая. С. 281]. Для современного офицера постоянная работа по накоплению военно-педагогических знаний, творческое осмысление их особенно важны. В любой отрасли недостаточная подготовленность руководителя вредит делу, а для офицера слабая подготовленность совершенно недопустима, ибо от его деятельности, особенно в боевой обстановке, зависит жизнь других людей, которыми ему надо разумно распорядиться и вместе с тем при любых обстоятельствах выполнить поставленную боевую задачу. Давно известно, война для военного человека — это экзамен, который неизвестно когда состоится, во к которому надо готовиться всю жизнь.

Важнейшей задачей остается совершенствование методики обучения военнослужащих, боевого слаживания военного коллектива, начиная с планирования обучения личного состава, создания исходной обстановки и заканчивая розыгрышем боевых действий. Таким образом, формы и методы воинского обучения и воспитания должны совершенствоваться непрерывно в соответствии с общим процессом развития военного дела.

 

Литература:

 

1.      А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. Педагогическая культура офицера. — М.: Воениздат, 1985. — 159 с.

2.      А. В. Белошицкий и др. Психология и педагогика. Военная психология и педагогика. — Воронеж: ВАИУ, 2012. — 332 с.

3.      Военная психология и педагогика./ Под ред. П. А. Корчемного и др. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.

4.      Военная педагогика./Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПБ.: Питер, 2008. — 640 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): военная педагогика, суворов, офицер, боевая обстановка, знание, личной состав, военная служба, военно-педагогическая мысль, военный специалист, Российская Федерация.


Ключевые слова

обучение, воспитание, самообразование, военная педагогика, военно-педагогическая деятельность, М. В. Фрунзе, А. В. Суворов

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего они различны.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Офицер должен обладать пониманием политической культуры, общегосударственными и военными знаниями, иметь

В современной России офицерские кадры для внутренних войск МВД России воспитываются в ведомственных высших военных учебных заведениях.

Самообразование и самовоспитание военнослужащих.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив, самовоспитание, возможность, задача, качество

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Структурными элементами системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях являются

– качественную военно-профессиональную подготовку преподавательского состава высших военно-учебных заведениях, которая...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил. А две основополагающие идеи этого обучения, имеющие глубокие исторические корни...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего они различны.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Офицер должен обладать пониманием политической культуры, общегосударственными и военными знаниями, иметь

В современной России офицерские кадры для внутренних войск МВД России воспитываются в ведомственных высших военных учебных заведениях.

Самообразование и самовоспитание военнослужащих.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив, самовоспитание, возможность, задача, качество

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Структурными элементами системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях являются

– качественную военно-профессиональную подготовку преподавательского состава высших военно-учебных заведениях, которая...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил. А две основополагающие идеи этого обучения, имеющие глубокие исторические корни...

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего они различны.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Офицер должен обладать пониманием политической культуры, общегосударственными и военными знаниями, иметь

В современной России офицерские кадры для внутренних войск МВД России воспитываются в ведомственных высших военных учебных заведениях.

Самообразование и самовоспитание военнослужащих.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив, самовоспитание, возможность, задача, качество

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Структурными элементами системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях являются

– качественную военно-профессиональную подготовку преподавательского состава высших военно-учебных заведениях, которая...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил. А две основополагающие идеи этого обучения, имеющие глубокие исторические корни...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего они различны.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Офицер должен обладать пониманием политической культуры, общегосударственными и военными знаниями, иметь

В современной России офицерские кадры для внутренних войск МВД России воспитываются в ведомственных высших военных учебных заведениях.

Самообразование и самовоспитание военнослужащих.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив, самовоспитание, возможность, задача, качество

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Структурными элементами системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях являются

– качественную военно-профессиональную подготовку преподавательского состава высших военно-учебных заведениях, которая...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной службе и деятельности военнослужащих.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил. А две основополагающие идеи этого обучения, имеющие глубокие исторические корни...

Задать вопрос