Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 20.02.2016

Статья просмотрена: 1160 раз

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 795-797. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26152/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул также и аспекты модернизации военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров.

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.

Подготовка офицерских кадров в вузах представляет собой сложный социальный, идеологический, политический процесс.Она имеет ярко выраженный военно-педагогический аспект. Суть этого аспекта составляют механизмы взаимодействия преподавателя и обучаемого, выражающие субъективную сторону педагогической деятельности в целом.Например, на лекции ставятся цели темы, которые достигаются решением воспитательных задач, излагается учебный материал, а слушатель сосредоточивает свое внимание на его усвоении, воспринимает, осмысливает, запоминает материал, усваивая также необходимые ценностные установки.В этом состоит содержание военно-педагогической деятельности, и чтобы добиться высокого воспитательного результата, преподавательпринимает в расчет не только общие военно-педагогические установки, но и личность курсанта (слушателя), а также суммарное взаимодействие встречной активности участников педагогического процесса [1, с. 68].

Все это составляет необходимые аспекты военно-педагогической деятельности практических методов перестройки на научной основе всего дела подготовки офицерских кадров.

Личность многогранна. Имеются соответственно и разные стороны ее изучения. Педагога в большой степени интересует ценностная сторона личности обучаемого, воспитуемого, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в педагогическом процессе. В этом плане особенности личности связаны с особенностями индивидуальности человека, то есть его внутреннего мира, который складывается из психических процессов, свойств, состояний и образований. Все они, будучи достоянием и военного педагога, и курсанта (слушателя), проявляются и влияют на ход педагогического процесса в высшей военной школе.

В современном педагогическом процессе выделяют в качестве важнейшего фактора информационный обмен [2, с.107]. Он обеспечивается в значительной мере функционированием процессов взаимодействия преподавателя, курсанта и слушателя. К составляющим этого процесса относятся моменты познавательного и идейно-воспитательного характера.

Люди различаются по качественным характеристикам этих процессов. У одного человека более развито ценностное восприятие, у другого — чувственные ощущения; каждому присуще мышление, но у одного оно отличается быстротой обобщающих операций, у другого — аналитической способностью. Все это весьма существенно для целесообразного подбора методов и средств сообщения учебного материала на занятиях, использования технических средств обучения. Умение преподавателя подбирать наиболее эффективные методики для военно-педагогического воздействия на курсанта (слушателя) и использование технологий морально-нравственного совершенствования личности военнослужащего в учебно-воспитательной работе способствует повышению ее результативности [3, с. 39].

Мотивационный компонент педагогического процесса, обеспечивающий активность взаимодействия военного педагога и курсанта (слушателя), в значительной степени составляет их психические свойства: направленность, характер, способности, темперамент.В них выражается внутреннее содержание личности, а значит, и ее социальная значимость. Люди отличаются друг от друга по особенностям этих свойств личности. Ведь что ни человек, то свой характер, способности, темперамент, свои мотивы, определяющие содержание его поступков и обусловливающие успех в тех или иных областях деятельности. Поэтому изучение преподавателем психических свойств курсантов (слушателей) является предпосылкой определения эффективной программы и методики военно-воспитательной работы с каждым из них.

На коммуникационные характеристики военно-педагогического процесса оказывают заметное влияние психические состояния военного педагога и курсанта (слушателя). Они выражаются в том, насколько быстро или медленно происходят у человека психические реакции и процессы, как проявляются присущие личности свойства. От психического состояния преподавателя на занятиях во многом зависит их ход и результаты [1, с. 70]. Подобное состояние курсанта (слушателя), в свою очередь, определяет его успех в изучении военного дела, в выполнении повседневных служебных обязанностей, поведение и взаимоотношения с командирами и товарищами. Понятно поэтому, что в обучении, воспитании курсантов (слушателей) командиры, преподаватели постоянно учитывают психические состояния и стремятся соответственно на них воздействовать.

Содержательная сторона военно-педагогического процесса реализуется как проявление военным педагогом и формирование у курсантов (слушателей) системы морально-ценностных образований. К ним относятся знания, навыки, умения, привычки, которыми человек обогащается на протяжении всей жизни. Например, в период учебы курсант (слушатель) приобретает и развивает политические и военные знания, навыки и умения в использовании боевой техники и оружия, привычки строго соблюдать уставной порядок и требования воинской дисциплины. Будучи структурными компонентами военной педагогики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека в своем единстве составляют его духовный мир, базу его военно-политической подготовки. И в них он проявляется. Ведь любое высказывание, действие, поступок курсанта (слушателя) обязательно включает в себя те или иные военно-педагогические аспекты, факторы военного образования, свойства и состояния, присущие комплексу военно-педагогических мер в данное время [3, с. 37].

Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей военно-педагогической активности и ответной активности курсанта (слушателя), их взаимодействие. Военно-педагогический аспект образовательной деятельности составляют все сопровождающие ее психические явления, процессы, реакции. Военный педагог и курсант (слушатель) с их индивидуальными ценностными особенностями не единственные реальности педагогического процесса. Педагогический и курсантский (слушательский) коллективы, наделенные определенным групповым сознанием, военно-педагогической и психологической атмосферой, взаимодействие между ними, составляющее механизм военно-педагогического процесса, — это также весьма существенные реальности. Они едины, неразрывны в процессе деятельности военного вуза.

Вместе с тем в интересах научного исследования компоненты указанного единства могут выступать как самостоятельные объекты, но при этом всегда учитывается их органическая целостность и взаимная зависимость. В практике, например,преподавательзадается целью изучить индивидуальные особенности курсанта (слушателя), проявляющего повышенный интерес к данной учебной дисциплине. Проводя такую работу, он, конечно, примет во внимание и сложившееся к ней отношение в коллективе, и характер воспитательных влияний других военных педагогов.

Только тогда преподаватель сможет глубоко понять истоки формирующихся склонностей будущего офицера. Точно такие же отношение и подход педагогики высшей военной школы к своему объекту: изучая важнейшие аспекты военно-педагогического процесса в целом, она вместе с тем подвергает пристальному анализу и его компоненты, учитывая их органическую взаимную обязанность, единство.

Литература:

  1. Алексеев И. С. Модернизация системы высшего военного образования на современном этапе // XVI Лебедевские чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) / под ред. А. В. Комплеева. — Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. — С. 67–71.
  2. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008. — 640 с.
  3. Снуров О. Г. О некоторых проблемах военной педагогики и формировании идейно-политической составляющей личности военнослужащего // Национальная безопасность и государственные интересы России: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 26 февраля 2015 г.) / под ред. А. В. Комплеева. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — С. 36–40
Основные термины (генерируются автоматически): военно-педагогический процесс, педагогический процесс, слушатель, военный педагог, высшая военная школа, курсант, военно-педагогическая деятельность, военно-педагогический аспект, процесс, учебный материал.


Ключевые слова

военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование., ценностно-ориентированное образование

Похожие статьи

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.

Использование андраго-педагогического подхода при обучении...

Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков...

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур...

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

В современных условиях в военно-педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются

В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений.

Экспериментальная проверка педагогических условий...

Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.

Использование андраго-педагогического подхода при обучении...

Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков...

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур...

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

В современных условиях в военно-педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются

В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений.

Экспериментальная проверка педагогических условий...

Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов...

Похожие статьи

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.

Использование андраго-педагогического подхода при обучении...

Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков...

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур...

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

В современных условиях в военно-педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются

В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений.

Экспериментальная проверка педагогических условий...

Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил.

Использование андраго-педагогического подхода при обучении...

Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков...

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя обучение, воспитание, развитие и морально-психологическую подготовку будущих офицеров к предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур...

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

В современных условиях в военно-педагогическом процессе недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся в ВУЗах являются

В нашем случае — в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений.

Экспериментальная проверка педагогических условий...

Информационная (педагогическая) среда обучения курсантов военного вуза представляет собой специально сконструированную область обучения и профессионального становления курсантов на основе средств коммуникации, интересов, познавательных мотивов...

Задать вопрос