Перспективы освоения нефтегазовых месторождений Арктического шельфа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 09.11.2014

Статья просмотрена: 4715 раз

Библиографическое описание:

Демарчук, Л. Н. Перспективы освоения нефтегазовых месторождений Арктического шельфа / Л. Н. Демарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13529/ (дата обращения: 23.11.2024).

Освоение арктического шельфа является одной из приоритетных стратегических задач экономического развития России. В последние несколько лет страна активизировала усилия по освоению обширных запасов углеводородных ресурсов на своём континентальном шельфе в рамках государственных инициатив, направленных на стимулирование добычи нефти и газа на шельфовых месторождениях. Площадь шельфа и континентального склона РФ достигает 6,2 млн. кв. км, причём значительная доля указанной территории приходится на арктический регион. Этот показатель может оказаться ещё выше, так как в настоящее время Россия трудится над подготовкой заявки о расширении границ своего континентального шельфа в Арктике.

Кроме того, правительство РФ завершило работу над программой разведки арктического континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов на период с 2012 по 2030 г. Интенсификация геологоразведочных работ является одним из основных приоритетов, указанных в рамках программы, и ключевую роль в достижении данных целей должны сыграть инвестиции российских нефтегазовых компаний.

На российском шельфе открыто более двадцати крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, месторождения десяти из которых являются доказанными. Наиболее значительная часть ресурсов российской Арктики (около 94 % общего объёма) сконцентрирована в её западной части, а неразведанные запасы её восточной части (вдоль континентального склона и в глубоководном арктическом бассейне) в основном относятся к категории предполагаемых или условных.

В настоящее время новые лицензии на проведение геологоразведочных работ на континентальном шельфе России могут получить только ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть». Однако в соответствии с программой освоения Арктического шельфа России право на проведение геологоразведочных работ и добычу нефти и газа в прибрежной акватории может предоставляться и другим компаниям, в том числе и некоторым менее крупным, частным компаниям или дочерним компаниям государственных предприятий.

Если сравнивать страны с точки зрения использования возможностей для освоения арктических регионов, то можно сделать следующие выводы (см. табл.) [4]. По условиям налогообложения Россия будет несколько опережать США и Канаду по степени привлекательности. Это обусловлено тем, что в России предполагается имплементировать новую систему налогообложения для проектов, реализуемых в Арктическом регионе. Уровень издержек будет высоким в каждой из стран, но, возможно, чуть ниже он будет в РФ. Проблема отсутствия инфраструктуры также актуальна для всех стран, хотя с точки зрения критерия доступа к существующей инфраструктуре лучше всего обстоят дела в США, так как в этой стране функционирует Трансаляскинский нефтепровод. Вероятно, легче всего будет вывести продукцию на рынки из арктических регионов Норвегии. Наиболее перспективными в плане открытия новых крупных месторождений являются арктические регионы России и США. Однако, по мнению экспертов Deutsche Bank, самые хорошие перспективы в сфере разработки месторождений и выявления их экономического потенциала существуют в Норвегии и Гренландии. В целом можно сказать, что привлекательнее всего с точки зрения перспектив использования возможностей для освоения арктических регионов выглядит Россия, незначительно опережая Норвегию и США.

Таблица1

Оценка привлекательности стран с точки зрения использования возможностей для освоения арктических регионов

Table_1-1_x660

 

Освоение Арктики открывает перед компаниями колоссальные перспективы, однако одновременно деятельность в этом районе связана с высокими рисками. Нефтегазодобывающим компаниям необходимо доказать, что они могут обеспечить безопасность при разработке арктических недр. Добыча углеводородов требует соблюдения усиленных мер безопасности и точных экономических оценок, и любая форс-мажорная ситуация (разлив нефти или несчастный случай) может привести к катастрофическим последствиям. Для обеспечения экономической целесообразности добычи углеводородов в Арктике цены на нефть должны стать выше текущего уровня, но перспектива на ближайшее время остаётся неопределённой. Кроме того, существуют ещё два фактора, влияющие на разработку арктических ресурсов, — геополитический и экономический.

Геополитика играет огромную роль, так как в Арктике сталкиваются интересы многих стран. В регионе идёт борьба за контроль над недрами. В таких политических условиях сложно надеяться на появление крупных инвесторов и рассчитывать на подписание долгосрочных контрактов, которые необходимы для освоения Арктики. Тем не менее, экономическое сотрудничество и конкуренция, базирующиеся преимущественно на использовании передовых технологий и ресурсов таких важных игроков, как ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BP, Statoil, Eni, Total SA, Chevron и ConocoPhillips, российских компаний ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» могут создать предпосылки для эффективного освоения этого региона и вселяют надежды в отношении Арктического шельфа.

Изучение и освоение запасов российского шельфа характеризуется специфическими особенностями, которые существенным образом влияют на рентабельность их разработки. К важнейшим из этих особенностей относятся:

-                   концентрация основного объема морских ресурсов и запасов нефти и газа на шельфах арктических морей, что требует создания особого технического оборудования для разведки и разработки морских месторождений в экстремальных климатических условиях;

-                   практически полное отсутствие в арктических акваториях необходимой береговой инфраструктуры, создание которой требует привлечения масштабных капиталовложений;

-                   необходимость создания комплекса транспортировки сырья для имплементации в хозяйственный оборот разведанных месторождений. В случае трубопроводного транспорта подобная система, учитывая территориальную удаленность арктических бассейнов от потребителей, сможет обеспечивать рентабельность прокачки нефти и газа лишь при их определенных экономически оправданных больших объемах; при этом по мере увеличения протяженности трубопровода увеличиваются и минимально целесообразные объемы прокачки. Формирование комплекса транспортировки продукции при освоении месторождений континентального шельфа является одной из наиболее технически сложных проблем, от решения которой во многом зависят перспективы освоения ресурсов акватории. Перечисленные особенности существенно повышают валовые издержки на освоение ресурсного потенциала и выдвигают жесткие требования к геолого-промысловым характеристикам открываемых месторождений [5].

Промышленная значимость морских технически доступных ресурсов определяется посредством их экономической оценки, на величину которой влияют следующие факторы:

-                   геолого-промысловые характеристики и параметры месторождений (объем запасов, глубина продуктивных горизонтов, начальные дебиты скважин, морская глубина);

-                   географико-экономические условия районов, где проводятся работы (ледовая обстановка акваторий, обустроенность региона и др.);

-                   уровень приемлемой для инвесторов нормы прибыли при освоении и разработке месторождений на шельфе (оценивается с учетом геологического и других рисков).

Согласно оценкам российских и зарубежных экспертов экономически эффективное освоение ресурсов континентального шельфа России будет целесообразно и начнется с крупных и гигантских месторождений нефти, газа и конденсата, промышленные запасы которых и их характеристики гарантируют инвестору не только компенсацию в приемлемые сроки значительных затрат на создание и развитие добычной и транспортной инфраструктур, но и получение прибыли.

Экспертные оценки привлекательности нефтегазовых месторождений с учетом определенных издержек и приемлемой для инвестора внутренней нормы рентабельности (15 %) свидетельствуют, что геолого-геофизические работы всех уровней начиная с регионального на рассмотренных акваториях должны быть ориентированы на освоение и разработку масштабных месторождений.

Возможности морской ресурсной базы России по добыче дают возможность организовать новые крупные нефтегазодобывающие центры. Для обеспечения крупных масштабов добычи необходимы создание специализированного технического оборудования, усиление геолого-разведочных работ с целью опережающего прироста запасов нефти и газа в масштабах, которые смогут гарантированно обеспечить полное возмещение затрат на обустройство месторождений, формирование промышленной и транспортной инфраструктур. Таким образом, суммарная величина издержек на реализацию региональных геолого-разведочных работ, которые обеспечат расширенное воспроизводство и аккумуляцию запасов, необходимых для устойчивого развития нефтегазового комплекса страны после 2020 г., достигнут, по приблизительным расчетам, 30,3 млрд. р. (в ценах 2003 г.) или около 1 млрд. долл. [3]

Осуществление поисковых и разведочных работ, промышленное сооружение и освоение месторождений, развитие промышленной и транспортной инфраструктур предполагается осуществлять за счет привлечения капиталовложений инвесторов, однако под неусыпным контролем со стороны государства.

Реализация предлагаемой стратегии изучения и освоения морского нефтегазового потенциала может оказать весьма существенный экономический эффект. Предполагаемый доход в федеральный бюджет от недропользования в виде разовых платежей оценивается величиной приблизительно 5,0 млрд. долл. Таким образом, за период до 2020 г. общий доход государства от реализации предлагаемой стратегии может достигнуть приблизительно 105,0 млрд. долл. [3]. В качестве косвенного дохода страны могут рассматривать инвестиции в развитие нефтегазодобывающей и транспортной инфраструктур, технологическое обеспечение и улучшение в связи с этим социально-экономических условий в приморских арктических и дальневосточных регионах (этому будет способствовать увеличение количества рабочих мест и соответственно уровня занятости населения).

Законодательство, регулирующее правовые отношения в области разведки, добычи и эксплуатации полезных ископаемых на акваториях, находящихся под юрисдикцией РФ, включает в себя как нормы федерального законодательства, так и международно-нормативные акты. Однако существует потребность совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в сфере геологического изучения, разведки и добычи природных ископаемых на континентальном шельфе.

Таким образом, формирование положительного инвестиционного климата в Арктическом регионе предполагает разработку антирисковой стратегии, как на государственном, так и на корпоративном уровне, включающей комплексный аналитический подход к управлению рисками. Реализация комплексных мер позволит использовать нефтегазовый потенциал Арктики для обеспечения перехода региона на путь устойчивого социально-экономического развития.

 

Литература:

 

1.                  Андреев А. Ф., Зубарева В. Д., Саркисов А. С. Анализ рисков нефтегазовых проектов: Учебное пособие. –М.: Нефть и газ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003. — 232 с., ил.

2.                  Зубарева В.Д, Саркисов А. С. Андреев А. Ф. Проектные риски в нефтегазовой промышленности: Учебное пособие. — М.: Нефть и газ, 2005. — 236 с., ил.

3.                  Коноплев Р. В. Анализ и оценка инвестиционных проектов // Вестник МГТУ. — Мурманск: Издательство МГТУ, Том 9, № 4, 2006. 0,33 п.л. (реферируемый журнал по перечню ВАК Минобрнауки России).

4.                  Коноплев Р. В. Топливно-энергетический комплекс: вопросы инвестирования // Материалы Российской конференции аспирантов и студентов «Молодые исследователи — регионам». Вологда: Издательство ВГТУ, 2006. 0,29 п.л.

5.                  Экономика и управление, принципы оценки эффективности инвестиций в разработку нефтяных и газонефтяных месторождений — 2010. — № 2. — С. 29–35.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, континентальный шельф, США, транспортная инфраструктура, Арктический регион, месторождение, освоение, работа, Арктический шельф, российский шельф.


Задать вопрос