С точки зрения аксиологического (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. А. Соловцова, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург) и антропологического подходов (Ш. А. Амонашвили, В. Б. Куликов, В. И. Маскакова) базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность.
О. А. Воронова рассмотрев основные подходы в научной литературе к дефиниции «духовность», отмечает широту взглядов, что позволяет «духовность» рассматривать как качество личности (добродетельность, благонравие, порядочность, терпимость, чуткость, внимательность); как состояние души, внутренний мир человека, состояние его «Я» (высокий дух, душевность, волнения души, душевные болезни); как движение души, устремленность человека к возвышенным целям (А. Адлер), к свободе; как «творческий акт» (Н. Бердяев); как направление мировоззрения; как приверженность к религиозному (стихи, музыка, учебные заведения): как вид деятельности (М. С. Каган); как динамическое личностное образование, в структуру которого входит внутренние качества личности — ценностные и смысложизненные ориентации, и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми — эмпатия, стремление к самоактуаизации, положительное отношение к другому (О. Е. Шматько). [4]
Мы считаем, что «духовность» — это интегральная характеристика личности человека, которая характеризуется активным стремлением к оптимизации условий сосуществования и совместного бытия с Другими людьми, связанную со становлением и накоплением духовного опыта личности.
Духовное воспитание может рассматриваться как феномен, определяющий становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности, и имеющий в связи с этим специфические содержательные характеристики. Духовное воспитание является базой для воспитания качеств, составляющих принадлежность человека как психофизического и социального существа, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса. [9]
Нам близка точка зрения В. Т. Чепикова, который утверждает, что нравственность — это целостная интегративная совокупность нравственных качеств как психологических образований моральной сферы личности, определяющий характер нравственных отношений, направленность поведения и деятельности [11]
С этой точки зрения, поведение выступает как внешний обобщенный показатель уровня сформированности нравственности, т. е. в поведении отражаются сформированные нравственные качества, которые проявляются ценностном отношении к общению, деятельности, Другим людям.
Нравственное воспитание включает в себя выработку нравственного сознания, чувств, поведения. Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются личностью в процессе деятельности и общения (О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, И. Ф. Марьенко, И.Ф, Харламов и др.). Ассимиляция нравственных понятий и представлений ведет к возникновению нравственных чувств, которые со своей стороны способствуют более глубокому усвоению нравственных знаний (Л. И. Божович, М. Т. Яновская и др.). Сознание личности становится эмоционально отзывчивым, а понятие — персонально принятым. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации (О. С. Богданова, И. С. Марьенко и др.) [3]
Важно отметить, что мораль и нравственность — понятия различные. Мораль является внешним регулятором поведения, предъявляемые социальными стратами, а нравственность — индивидуальным регулятором.
Соглашаясь с выводами исследований О. А. Вороновой, И. А. Соловцовой, отметим, что духовность содержит в себе культурологическую составляющую определенной социальной группы (семья, коллектив, общество, нация), характерные особенности которой влияют на становление и развитие конкретного члена данной группы. Духовные убеждения, взгляды и мировоззрение становятся прочным базисом для становления нравственной сферы личности человека, которая проявляется в нравственных чувствах, облике и поведении. Такое предположение позволяет судить об определенном уровне сформированности внутренней позиции личности, выражающееся в совокупности отношений человека к конкретным объектам, явлениям, Другим людям, их деятельности, а также к своим поступкам и результатам деятельности.
Важным считаем отметить, что младших школьный возраст характеризуется учебной деятельностью, повышенной регламентацией действий со стороны педагогов и родителей, более организованной и самостоятельной активностью в коллективе. Данные особенности жизнедеятельности младшего школьного возраста предполагают ситуативный и диалогический характер воспитательного процесса. В данной связи основными новообразованиями в духовно-нравственной сфере личности младшего школьника становятся:
1. Взаимодействие с Другими, принятие правил коллектива, принятие факта существования иного мнения и отношения к объектам, явлениям и событиям;
2. Способность проявлять собственное отношение к Другим людям, явлениям и событиям, собственной личности и деятельности, а также различать внешние признаки и действия и подлинное отношение Другого человека к объектам, деятельности и Другим людям.
3. Самостоятельность младших школьников, которая проявляется в умении контролировать свои действия, нести за них отвественность, оценивать результаты в данных действиях в конкретных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Л. А. Серикова утверждает, что современные исследователи считают духовность и нравственность категориями одного смыслового поля и видят различный характер взаимосвязи, основанный на признании:
- Духовности характеристикой ценностно-смысловой сферы сознания, нравственности — регулятором социальных отношений;
- Духовности — характеристикой сознания, гармонизирующий внутренний мир человека, нравственности — внутренним законом человека, индивидуальной формой морали;
- Духовности как показателя ценностной структуры личности, нравственности как совпадения внутренних мотивов с общечеловеческими и социальными ценностями;
- Нравственности как продукта духовного развития;
- Соотнесенности нравственности и духовности с различными уровнями осознания жизни и мироотношения. [8]
Н. М. Борытко, анализируя различные подходы к определению категории «воспитание», подчеркивает, что большинство авторов одновременно рассматривают его в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. В этических учениях этим трем аспектам соответствует мораль, нравственность и духовность. [2]
Наиболее важным следует отметить, что воспитание и развитие нравственности в младшем школьном возрасте является ведущим аспектом воспитания, т. к. в данный период происходит активное усвоение и присвоение этических норм, правил поведения на фоне регламентации действий со стороны педагогов и родителей.
Следует рассмотреть следующие понятия, составляющие категорию «духовно-нравственное воспитание»: ценностные ориентации, ценностное отношение, ценности.
Если говорить о понятии «ценностное отношение», то оно может рассматриваться как взаимосвязь субъекта с объектом, осуществляемая на субъективно-эмоциональном уровне; как ценностная позиция личности, проявляемая в ситуации свободного выбора. Эмоциональность природы ценностного отношения определяет его динамичность, подвижность и возможность воспитания. Выделенные характеристики позволяют полагать, что механизмом формирования ценностного отношения является воздействие на эмоциональную сферу ребенка через обогащение опыта моральных переживаний, включение младшего школьника в позитивную социальную практику. [10]
Система ценностных отношений, по мнению Л. П. Разбегаевой, является ядром ценностного сознания. Необходимость формирования ценностных отношений определяется их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных человеческих достоинств в процессе становления и развития личности. [7]
Говоря об определении понятия «ценность» обратимся к исследованию Д. А. Леонтьева, который верно отмечает, что понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них. Систематизировать эти различия можно, выделив 6 развилок в построении понятия ценности:
- ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность;
- ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический, или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом;
- ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга);
- признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онтологизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей;
- признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации. Эта дихотомия проявляется, в частности, в терминологическом разведении ценностей и ценностных ориентаций;
- социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).
Д. А. Леонтьев отмечает, что рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия): общественные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности. [6]
Ценностные ориентации, по сути, являются конкретизацией ценностей, воплощаясь в достаточно четкие показатели, и представляют собой сложное образование, несут в себе регулирующую функцию поведения Они представляют собой форму свободного выбора включения общечеловеческих и социальных ценностей в собственную деятельность личности.
Духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания и направлено на усвоение и присвоение высших духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения и руководство ими в действиях, поступках и поведениях. Воспитание является сложной и многоуровневой системой и существует как иерархия воспитательных систем. Духовно-нравственное воспитание является одним из видов воспитательных систем и относится к частичным воспитательным системам, которые обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности. Такая система не может быть организована вне целостных педагогических систем. В качестве целостных педагогических систем могут выступать коллектив учащихся, образовательное учреждение и семья. Так как воспитательный процесс многогранен, то духовно-нравственное воспитание как одна из его граней находиться в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, также функционирующие как частичные системы. [1]
М. А. Дьячкова подчеркивает, что духовно-нравственное воспитание как феномен имеет все признаки системы. Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания. [5]
В качестве основного понятия мы понимаем следующее определение духовно-нравственного воспитания младших школьников — это процесс приобщения, усвоения и присвоение детьми младшего школьного возраста к приоритетным ценностям современного культурного общества России с целью выработки ценностного отношения к объектам, явлениям, событиям, Другим людям и их деятельности, которому присуще диалогичность и ситуативность.
Итак, сущностными характеристиками духовно-нравственного воспитания являются следующее. Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях в связи с чем использование этих ситуаций способствует формированию ценностных отношений к окружающему миру, его объектам и явлениям. Духовный опыт младшего школьника — это совокупность личностно-смысловых образований, в которых отражены пережитые, осознанные личностью знания, представленные в форме отношений и эмоциональных состояний. Приоритетной системой ценностей является та, которая соответствует определенному социальному страту, но не противоречит системе общечеловеческих ценностей. С этой точки зрения, духовно-нравственное воспитание не должно быть подменено на религиозное. Приобщение к ценностям происходит через введение младшего школьника в культуру через диалог. Этот процесс подразумевает проживание и осознания младшими школьниками бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей. Не только диалог и дискуссии, но и проблемные ситуации ценностного выбора должны быть использованы в духовно-нравственном воспитании как основные методы данного процесса, с целью создания условий для рефлексии эмоциональных (внутренних) переживаний. Воспитательный процесс, направленные на присвоение, усвоение и освоения системы ценностей, отражающей целостную картину мира. Духовность присущая человеку должна регулироваться нравственным сознанием. Духовно-нравственное воспитание не является самостоятельным направлением воспитательной работы и не является самостоятельной воспитательной системой, оно является частью воспитательной деятельности и воспитательной подсистемой.
Литература:
1. Адамова, А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования — 2008.-№ 1. — С.26–27
2. Борытко, Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход [Текст]/ Н. М. Борытко// Известия ВГПУ — 2012 — С.19–23
3. Воронина Е. А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами русской музыки — Вологда: Издательский центр ВИРО — 2006–200 с.
4. Воронова, О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст]/ О. А. Воронова // Автореф….кан.пед.наук. 13.00.01 — Иркутск — 2006- 21 с.
5. Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Текст]/ М. А. Дьячкова// педагогическое образование — 2008 — № 2-С.12–17
6. Леонтьев Д. А. Ценности общества и ценности личности http://iph.ras.ru/page52169422.htm
7. Разбегаева Л. П. Ценностный подход к проектированию содержания исторического образования — Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург — 2014 — с.14–20
8. Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности — Историческая и социально-образовательная мысль — 2012 — № 6 — с. 136–141
9. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике [Текст]/ И. А. Соловцова// Дисс… доктора пед.наук 13.00.01 — Волгоград — 2006–330 с.
10. Холодкова, О. Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте/ О. Г. Холодкова// Вестник ЮУрГУ — 2012 — № 6 — С. 53–58
11. Чепиков В. Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств младших школьников: Дии…д-ра пед.наук.:13.00.01 — М. — 1992–386 с.