Душа каждого человека — зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство — важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Общество способно ставить и решать масштабные общенациональные задачи только при наличии единой системы моральных ориентиров, благодаря которым они сохраняют уважение к родному языку, самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей национальной истории.
Личные ценности, конечно, в основном формируются в семье. Но наиболее планомерное, последовательное и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Образовательным учреждениям отводится ключевая роль в формировании духовно- нравственных норм будущего поколения.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с использованием определенных методов и форм организации деятельности детей.
Методы духовно-нравственного воспитания — это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
К основным методам выполнения работы по духовно-нравственному воспитанию относятся:
— метод убеждения,
— положительный пример,
— поощрение и наказание,
— привычка, упражнения,
— представление и воспроизведение учебных ситуаций,
— внушение,
— этический разговор.
Классификация методов, которую предложила В. И. Логинова, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой и объединена в три группы:
— методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
— методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
— методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие формы:
— участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности («Три желания», «Магия театра», «Веселый калейдоскоп», «За окошком Рождество», «Для милой мамочки», «Маленький архитектор», «Мелодия Рождества», конкурсы библиотеки, выставки);
— подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, театральных представлений (кукольные спектакли, инсценировка сказки «Репка», «Теремок», «Мешок яблок»);
— организацию культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий развивающих и здоровье укрепляющих (масленица, День отца, соревнования по плаванию «Дельфинёнок», День семьи, «Веселые старты» на базе «Лесная»);
— участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
— организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в библиотеку, организация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание (экскурсии в библиотеку, посещение приюта для животных, рисунки для бойцов, сбор посылки с медикаментами на передовую, возложение цветов к памятнику павших героев, встречи с юнармейцами нашей школы);
— организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие любви к природе (посадка деревьев выпускниками сада, образовательные прогулки, квесты на экологической тропе, организация огородных грядок, создание видовой точки Экологической тропы «Птичий городок», проект «От жёлудя до дуба» и др.).
Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке.
В повседневной жизни могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
— игры-путешествия;
— виртуальные экскурсии по достопримечательным местам;
— театральная деятельность;
— праздничные развлечения;
— познавательные викторины;
— сюжетно-ролевые игры;
— разыгрывания нравственно — этических ситуаций;
— тематические и ситуативные беседы — рассуждения;
— просмотр социальных видеороликов;
— художественно-продуктивная деятельность и др.
Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» ...
Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы». Фундамент исторических знаний о достоверной истории своей страны мы закладываем уже сегодня в нашем саду, что значительно облегчит изучение истории в школе.
К 350-летию Петра I мы провели познавательный квест, во время прохождения которого ребята подготовительных к школе групп с удовольствием отгадывали загадки, решали ребусы и кроссворды. Предварительно воспитанники посмотрели видеоролик о жизни и деятельности российского императора. Ребятам стало любопытно, какой он, город Санкт-Петербург, который построил Пётр I. И как можно его посмотреть, оставаясь в группе?
Развитие общества диктует свои особенности. В нашу жизнь прочно вошли информационные и коммуникационные технологии. Учителя стали использовать их в своей работе: презентации, фильмы, мультфильмы по рисункам своих учеников, аудиозаписи и т. д.
Хочется немного остановиться на новой форме, которая стала доступна благодаря развитию информационных технологий — это виртуальная экскурсия, которая успешно реализуется в нашем саду. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д.
Преимущества виртуальных экскурсий:
1. не требуют денежных затрат; 2. нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада; 3. погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме; 4. не влияют ограничения по передвижению во время пандемий; 5. дает возможность остановить экскурсию при необходимости обдумать что-то или обсудить; 6. наглядность — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; 7. наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Результат проведения такой виртуальной экскурсии по Санкт- Петербургу — это желание многих ребят познакомиться с городом Петра I. Вместе с родителями этим летом многие ребята посетили этот чудесный город.
Также наши дети заинтересовались и стали участниками олимпиады «Музеи, парки и усадьбы». С апреля 2020 года входит в перечень городских мероприятий Департамента образования и науки города Москвы. Основная форма работы с дошкольниками и основное занятие — это игра. В олимпиаде «Музеи, парки и усадьбы» дети выполняют задания в игровой форме — в виде квестов, которые способствуют лучшему закреплению знаний.
Все мы знаем, что воспитание ребенка это сложный процесс, в котором задействовано государство, детский сад и семья.
Самым важным инструментом работы воспитателя в любом направлении является семья. Существует множество форм работы с родителями:
- 1. коллективные (общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителей, тематические консультации, групповые собрания, открытые занятия с детьми в саду для родителей, «Дни самоуправления», «Дни дегустации», дни добрых дел, оформление группы и участка);
- 2. индивидуальные (педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации, портфолио ребенка, гость группы);
- досуговые («Осенний праздник», «Новогодний праздник», «День защитника Отечества», «День Российского флага», «День семьи», «День дошкольного работника» (праздник для ветеранов педагогического труда), мероприятия и выставки работ родителей и детей, благотворительные акции, кружки и секции, выпуск стенгазеты в группах, домашние гостиные, музыкальный фестиваль «Мама, папа, я — музыкальная семья»);
- наглядно-информационные и информационно-аналитические (анкетирование, пособия, доска объявлений, ящик для предложений, уголок для родителей, выставки, вернисажи детских работ, медиастудия Zoom-Zoom «Новости дошколят», школьная газета).
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную, достойную жизнь.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй говорил:
«Судьба России, ее будущее — в руках педагогов, воспитателей и учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее — безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Литература:
- Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. С. 36–46.
- Анисимов С. Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 2013.
- Губанова Е. В., Пушнова Ю. Б. Духовно — нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2014. № 5. С. 8–14.
- Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — С. 151–169.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — С. 4–5.
- Виноградова И. А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. С. 27-
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Даннлюк, А. М. Кондаков, В. А. Тншков. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.
- Золотарева Е. К. Педагогическая система духовно-нравственного развития и развития личности. — Пермь: ПГПИ, 1993. С.64–87.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Городской методический центр URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 12.12.2016).
- Маркова В. духовно-нравственное развитие в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2016. № 12. — С.104–110.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С., Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Петрова В. И. духовно-нравственное развитие в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. И. Петрова. — М.: Мозаика Синтез, 2009. — 72 с.
- Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2014 — № 6. — с.6–13
- Феоктистова, Т. О программе духовно-нравственного развития дошкольников / Т. Феоктистова, Н. Шитякова //Дошкольное воспитание. - 2009. — № 6. — С. 7–10.