В статье рассмотрено содержание понятия «готовность к самообразовательнойдеятельности» как ключевое качество личности ученика вечерней школы в современном мире общественных, социальных и технологических изменений. Автор обосновывает содержание понятия «готовность» как «своеобразное состояние» личности ученика, которое должно обеспечить начало включения в полноценную деятельность. На основании результатов материалов апробации своего научного исследования, автор доказывает, что лишь при условиии быть «готовым действовать» и «действовать самостоятельно», возможно построение индивидуальной образовательной траектории ученика вечерней школы и ее успешное прохождение.
Ключевые слова: вечерняя школа, личность ученика вечерней школы, самообразовательнаядеятельность (СД), готовность, готовность к самообразовательнойдеятельности, умения и навыкисамообразовательнойдеятельности (УНСД).
Сегодня не существует единственной точки зрения относительно времени возникновения идеи самообразования человека. Появление идеи самообразования относят в далекое прошлое, а сам феномен — в наше время (Владиславлев.О.П., Онушкин В. Г.). Прогрессивные мыслители и педагоги ХІХ в. (Белинский В. Г., Герцен О.І., Добролюбов М. О., Писарев Д. І., Чернышевский М. Г.) выражали мнение о том, что самообразование — необходимая фаза человеческого развития. Так Писарев Д.І. отмечал, что «настоящее образование — это только самообразование». Зарубежные исследователи, в частности немецкий педагог Schneider Rolf Arnold, отмечают, что «самообразование является старой темой для размышлений об образовании и воспитании в європейской истории» [13].
Впоследствии формирование техносреды выдвигает новые требования к деятельности личности: своевременное усвоение передовых технологий, привлечения к информационному пространству и тому подобное. Появление в социальной сфере приоритета социокультурных факторов (образовательных, творческих, интеллектуальных), преодоления технократизма в решении социальных проблем коренным образом изменяют содержание, видовые и функциональные характеристики самообразования [10]. Самообразовательные процессы приобретают более осознанные и организованные формы. По мнению современного немецкого педагога Armbrust Joachim: «Люди сегодня должны воспринимать образование как сознательную форму самообразования» [14].
Американский педагог, преподаватель с мировым именем Каку Митио, отмечает, что «общество постепенно переходит к интеллектуально-творческой экономике, освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения» [15]. В современном глобализованном мире, по мнению Каку Митио «меняется сама среда, в которой люди живут, и интерфейсы, которые с ними взаимодействуют» [15]. Исследования современных педагогов доказывают, что современное информационное общество основывается на самообразовании, которое является источником не только технологических, но и социальных инноваций. В связи с этим, технологии образования этого общества также изменяются: постепенно смещается соотношение «образование — самообразование» в сторону последней, самообразовательные процессы приобретают более осознанные и организованные формы.
Анализ процесса самообразования значительно углубился и приобретает новые черты в пределах концепций современного информационного общества, которое формирует новую систему ценностей, которая предусматривает овладение знаниями, умениями и навыками как необходимым, но не конечным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, овладевать новыми технологиями, самообучаться, искать и использовать отсутствующие знания, приобретать такие качества, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
В современных условиях быстрого развития и обновления информационно-коммуникационных технологий, интеграции и осложнения социальной деятельности мы все больше убеждаемся на собственном опыте, что молодой человек может самореализоваться лишь в том случае, если он будет владеть определенными современными ценностными ориентациями, качествами и способностями, которые обеспечат ему постоянное развитие (а в дальнейшем — саморазвитие), собственную творческую личностную позицию, социальную мобильность и гибкую адаптацию к разному роду трансформаций. Как отмечает немецкий педагог Wolf Stefan «жизнь и производственная деятельность быстро изменяются. Вчерашние знания сегодня мало чего стоят. Поэтому мы должны давать нашим детям в дорогу не установленные (твердые) каноны навыков и знаний. Мы должны дать им компетенции, которые помогут им самостоятельно усваивать (овладевать) новыми предметами, объектами, делами» [16].
Актуальность данной темы особенно растет в контексте сегодняшних общественных реалий, в частности и украинского общества. Так, в контексте Соглашения об ассоциации, Глава 23. Образование, учеба и молодежь, «умения учиться» определены как одни из ключевых компетентностей в ЕС. Дать ученикам не только знания и не столько знания, а прежде всего сформировать у них умение и навыки самообразовательной деятельности, умения самостоятельно действовать: добывать и пополнять знания, совершенствовать свои умения и навыки, оперативно ориентироваться в стремительном информационном потоке, — такой социальный заказ ставит перед современной школой украинское общество. Это значит, что школа перестает быть конечным звеном самообразования, она становится стартом для непрерывного и постоянного самообразования человека. «Лишь готовя личность, способную к самообразованию, современная школа может реализовать модель выпускника, способного самостоятельно решать собственные и глобальные проблемы, способного к творчеству, саморазвитию и самореализации» [9].
Важной для решения современных проблем самообразования является выработка стойкой привычки к постоянному самостоятельному умственному труду, на что обращали внимание еще педагоги прошлого О. Дейнгарт, Л. Оболенський, М. Рубакин и другие. Они отмечали необходимость учитывать в формировании вышеупомянутой привычки каждой личностью своих специфических свойств, способностей и определенных условий, которые определяют выбор оптимального режима работы, а также влияют на ход (процесс) собственно самообразовательной деятельности. Как подчеркивает современный немецкий педагог Armbrust Joachim: «сейчас такое время, когда люди должны серьезно приобретать в школе навыки и компетентностей. Они просто должны иметь готовность к учебе» [14].
В таких условиях ценностные ориентации становятся первичными, именно они выстраивают мотивы, которые порождают действия. Мотив и цель выступают в качестве движущей силы «действий» («деятельности») личности, тогда как «готовность действовать», «готовность к деятельности» мы понимаем как «состояние» личности (качество личности), которое должно обеспечить своего рода старт для включения в полноценную деятельность, и тем более к такому особенному виду деятельности как самообразование («образование себя»!).
Особенное внимание, как педагогов-практиков так и педагогов-ученых, в данном контексте привлекает образовательная деятельность современной вечерней школы. Интерес к организации образовательной деятельности современной вечерней школы характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм учебной деятельности учеников в соответствии со спецификой ее ученического контингента. Научно-практические исследования последних лет показывают, что именно вечерняя школа, где проблема разнородности ученического контингента стоит так остро [2] нуждается в особенной организации учебной деятельности учеников, где самообразование должно стать системообразующим фактором учебы и воспитания.
Исследователи отмечают, что в наше быстротекущее время общественных, социальных и технологических изменений, состоялась диверсификация вечерней школы [5]. Резкое изменение контингента учеников современной вечерней школы, его омоложение и уменьшение числа работающих, за последние годы привели к противоречиям с социальным назначением вечерней школы, организацией и содержанием ее деятельности. Практика образовательной деятельности вечерней школы показывает, что образовательное пространство вечерней школы в современном обществе стало наиболее соответствующим принципам открытого образования. В последние десятилетия для специфического контингента учеников вечерней школы, учитывая их возрастной состав и социальный статус, состояние здоровья, общественные требования и другие личностные запросы, создаются смелые, по сути инновационные, условия. Главные среди них — это реальный выбор учениками организационных форм обучения (очное, заочное, экстернат, дистанционное, индивидуальное), выбор удобного времени учебы (дневная смена, вечерняя смена), переход с одной смены на другую (при мотивированных причинах), выбор темпа учебной деятельности, выбор содержания обучения, выбор уровня изучения конкретного предмета, сочетания общего и профессионального образования. Все это создает реальные предпосылки для формирования индивидуальной образовательной траектории ученика, обеспечивает возможность адаптации образовательной среды к личности ученика, учитывая его личностные качества и особенности его собственного социального опыта [6].
При таком подходе, с нашей точки зрения, именно акцент на организацию самообразовательной деятельности может стать системообразующим фактором в организации учебного процесса современной вечерней школы. Ведь самообразовательная деятельность, как особенный вид деятельности, имеет собственную специфическую структуру, отличающуюся от структуры учебной деятельности и ее самостоятельных форм тем, что ее основные компоненты — мотивы, цель, предмет деятельности, задачи, способы действия и способы контроля ученик подбирает самостоятельно [8]. Характерными чертами самообразовательной деятельности являются:
1) социальная — определяет способность быть готовыми изменяться и приспосабливаться к новым потребностям рынка труда, оперировать и управлять информацией в новых условиях жизни;
2) личностная — предусматривает самоанализ сильных и слабых сторон своей деятельности;
3) когнитивная — предусматривает формирование на основе знаний понимания общественных процессов, определенного личностного отношения, осознания саморазвития;
4) деятельная — ученик при условии понимания и осознания начинает определенным образом действовать, обнаруживает элементы самоорганизации, саморазвития в своем поведении;
5) эмоционально-волевая — активизирует потенциальные внутренние силы, создает действенный контекст в формировании самообразования личности [7].
Основательный анализ этих характерных черт самообразовательной деятельности, как особенного вида деятельности, относительно учеников вечерней школы очевидно раскрывает аспекты формирования и становления личности ученика через организацию собственно самообразовательной деятельности. С первых шагов включаясь в активную самообразовательную деятельность в сознании учеников почти сразу (сначала не четко сформированы) начинают работать механизмы формирования социально и личностно значимых черт. Этому помогает специфическая структура самообразовательной деятельности, алгоритм осуществления которой предусматривает последовательное выполнение таких этапов: формирования цели, планирование, собственно организацию (конкретные шаги, действия), реализацию (непосредственное выполнение заданий, робота с источниками информации), анализ (выявление успехов и недостатков), коррекцию (осмысление как процесса так результата) [1; 7].
Результаты апробации материалов нашего исследования убедительно показывают, что лишь при условии быть готовым действовать и действовать самостоятельно, то есть быть «готовым к самообразовательной деятельности» возможно построение индивидуальной образовательной траектории ученика, ее успешное прохождение и самореализация и самоутверждение ученика вечерней школы в будущем.
Цель статьи — обосновать «готовность к самообразовательной деятельности» учеников вечерней школы как «ключевое» личностное качество в контексте организации самообразовательной деятельности.
В педагогическом словаре [3] «готовность» к познавательной деятельности (к продолжению образования) трактуется как совокупность двух качеств: стремление к расширению диапазона знаний и развитие умения и навыков к систематической учебной деятельности.
В психолого-педагогической литературе существует два подхода к трактовке понятия «готовность»: личностная и функционально-психологическая.
С точки зрения личностного подхода готовность рассматривается как совокупность качеств человека, адекватных потребностям определенной деятельности.
На функционально-психологическом уровне готовность рассматривается как психическое состояние, которое занимает промежуточное состояние между психическими процессами и свойствами личности. Он образует функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности определенного вида (учебно-познавательной, профессиональной и др.) деятельности.
Готовность к самообразованию определяется как личностное качество, которое выражается в умениях соотносить мир теоретических знаний и мир практических реальных умений и навыков, в способности самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, и которая базируется на умении свободно ориентироваться в разных источниках информации и критически анализировать их. В частности А. К. Громцева определяет готовность к самообразованию как конечный результат, который позволяет человеку заниматься самообразованием [4].
Руководствуясь логикой проведения нашего научного исследования, одним из основных заданий в контексте организации самообразовательной деятельности учеников вечерней школы стало изучение готовности учеников к такому особенному виду деятельности. Качественный анализ полученных результатов и, таким образом, обеспечение образовательного процесса вечерней школы объективной информацией относительно значения и влияния самообразовательной деятельности на качество получения знаний. Использование данных исследования поможет в коррекции содержания, форм и средств организации этой деятельности и созданию эффективного организационного и методического процесса формирования и развития самообразовательных умений и навыков учеников вечерней школы и учебного процесса в целом.
С нашей точки зрения, в организации учебной деятельности учеников вечерней школы первоочередным заданием есть выявление, а при необходимости формирование, усовершенствование и развитие умений и навыков самообразовательной деятельности. Игнорирование этого задания делает невозможным организацию собственно самообразовательной деятельности и формирования умений и навыков ее осуществления.
Движущей силы нашему исследованию в данном контексте прибавило мнение американского писателя Девида Вонга [17], который в статье «6 жестоких истин, которые сделают вас лучше» подчеркивает: «...вы представляете собой сумму ваших полезных навыков, не более того».
Анализ педагогической литературы по вопросу формирования умений и навыков самообразовательной деятельности (УНСД) показал, что в дидактике не существует четкого определения «самообразовательные умения», нет их единственной классификации [12]. Ученые рассматривают ряд умений, близких по содержанию к самообразовательным: познавательных, общих, обобщенных, интеллектуальных, когнитивных, гностических. По мнению ученых, если самообразование рассматривать (в широком смысле) как процесс самостоятельного познания, то самообразовательными можно считать познавательные умения, которые сочетают гностические умения, как таковые, что характеризуют процесс получения информации (готовность к познавательной деятельности) и когнитивные умения, которые характеризуют процесс превращения информации в знание. В современном обществе при увеличении объемов информации и скорости ее потоков особенно актуальными становятся умения, которые связаны с восприятием, обработкой и переработкой информации. На основании анализа психолого-педагогической литературы по вопросам определения состава и проблемы формирования самообразовательных умений, приходим к выводу, что умение и навыки самообразовательной деятельности (УНСД) можно охарактеризовать с позиций всех отмеченных категорий рассмотренных умений: возможность использования самообразовательных умений для изучения всех учебных дисциплин позволяет их отнести к общим учебным умениям; их свойство к широкому перенесению, межпредметный характер предают им признаков обобщенности; по характеру выполняемой деятельности они являются познавательными умениями. Гностические и когнитивные умения есть их составляющими и отображают индивидуально-познавательную сущность процесса самообучения. Обязательными компонентами самообразовательных умений, кроме перечисленных выше, есть интеллектуальные, организационные и рефлексивные умения.
Учитывая, что в центре внимания нашего исследования ученики вечерней школы, следует отметить, что особенностью такой категории учеников (как несовершеннолетних так и «взрослых» учеников) является то, что в вечернюю школу они приходят уже имея определенный собственный опыт (как учебно-познавательной так и практической деятельности). Ученик вечерней школы приходит в школу также уже частично внутренне мотивированный (хотя не всегда может четко сформулировать цель), следовательно, он уже частично осознает значимость своей учебно-познавательной деятельности для своего собственного становления и дальнейшего развития. Как показывает практика, для таких учеников категория «деятельность» является базовой в формировании, усовершенствовании и развитии как общеобразовательных, так и специальных умений. Все это доказывает, что ученик вечерней школы не может быть пассивным исполнителем воли учителя, он является активным субъектом собственной учебно-познавательной деятельности.
В рамках апробации рабочих гипотез нашего исследования выявить готовность учеников вечерней школы к самообразовательной деятельности с опорой на выявленные особенности развития и уровень их мотивации к этой деятельности нам помогли следующие методики и вопросники:
- тест «Готовность к самообразованию» (составлен автором на основе анализа ряда тематических материалов);
- анкета «Умеете ли Вы учиться?» (разработана Г. К. Селевком);
- анкета «Умения самоорганизации» (разработана Г. К. Селевком);
- тест «Самоанализ собственных планов и интересов» (составлен автором на основе анализа ряда тематических материалов).
Материалы исследования позволили нам рассмотреть эти вопросы в двух аспектах: общий уровень учеников вечерней школы относительно исследуемых умений; уровень учеников и соответственно уровень их исследуемых умений в учебных группах соответственно 9–10 классов и 11–12 классов.
Целесообразным в контексте экспериментальной проверки рабочих гипотез исследования стало, с нашей точки зрения, прежде всего исследование ключевого умения учеников вечерней школы — «умения учиться». В данном контексте мы разделяем точку зрения известного украинского дидакта О.Савченко [11,С.14]:»если у выпускника не сформировано умение учиться, его учеба не является полноценной, то есть он не хочет и не умеет по-настоящему учиться. В большинстве случаев «не хочет» потому, что не умеет и не чувствует в учебе собственного продвижения».
В контексте организации самообразовательной деятельности учеников не менее важную роль играют умения организации (самоорганизации) учеников вечерней школы. Полученные результаты заслуживают внимания и дальнейшего основательного исследования. Показательной является тенденция общего уровня «умения самоорганизации» учеников вечерней школы, которая приближена к достаточному уровню и в то же время отслеживается тенденция общего уровня «умений учиться» учеников вечерней школы в сторону среднего уровня. Данные результаты убедительно подводят педагогов-вечерников к необходимости учитывать такое состояние столь востребованных в современном мире умений и навыков специфического контингента учеников вечерних школ в контексте организации самообразовательной деятельности и не только и направляющим вектором в своей педагогической работе определить обеспечение методического и дидактического сопровождения таких учеников.
Рис. 1. Соотношение общих уровней «умения учиться» и «умения самоорганизации» учеников вечерних школ
Наработанный материал в части экспериментальной проверки относительно выявления «готовности к самообразовательной деятельности» учеников вечерней школы предоставил нам существенные основания для основательного анализа определения практической роли самообразования и влияния самообразовательной деятельности на качество получаемых знаний и, собственно, на саму организацию этого вида деятельности и учебно-познавательной деятельности учеников в целом. Подобные исследования дают возможность выявить готовность учеников к самообразовательной деятельности с опорой на выявленные особенности развития и уровень их мотивации к этой деятельности, а следовательно, сделать их учебную деятельность максимально личностно сориентированной. Анализ материалов показал, что понимают суть понятия «самообразование» 56,8 % учеников вечерних школ. Своеобразное понимание понятия «самообразование» показали 29,6 % учеников вечерних школ. Сам факт использования учениками вечерних школ в определении понятия «самообразование» таких терминов как: «приобретение новых умений и знаний»; «умения самостоятельно учиться»; «умения овладевать знаниями»; «уметь самостоятельно выбирать средства»; «умения эффективно использовать»; «умение применять»; «умение совершенствоваться» обращает на себя внимание по существу и уже с первых шагов исследования подтверждает нашу рабочую гипотезу относительно осознанного отношения современных учеников вечерней школы (как несовершеннолетних так и «взрослых» учеников) к самообразованию как к ведущему виду учебной деятельности в условиях нынешнего времени.
Для самообразования, как и для любого другого вида деятельности, значимой является ее процессуальная сторона. Будет осуществляться самообразовательная деятельность или нет, насколько она будет функциональной и результативной — полностью определяется умением ученика самостоятельно овладевать учебным материалом. В ходе нашего исследования ученикам вечерних школ была предложена анкета, содержание которой предусматривало выявление качественного уровня умений учеников вечерней школы в овладении учебным материалом самостоятельно и навыков в осуществлении этого вида учебной деятельности. Анализ полученных результатов в этой части исследования дал показатели, которые заслуживают на дальнейшее основательное изучение и внедрение.
Результаты нашего исследования показывают, что наличие именно таких способностей как:
а) умение формулировать собственную цель (мету),
б) анализировать деятельность (обнаруживать успехи и недостатки своей деятельности);
в) планировать собственную деятельность;
г) непосредственно организовывать собственную деятельность;
д) осознанное отношение как к процессу деятельности, так и к результату собственной деятельности обеспечивает готовность личности к осуществлению любого вида деятельности.
А выявление готовности к самообразовательной деятельности, усовершенствование и развитие (постоянное развитие) данных способностей учеников вечерней школы способствуют обеспечению и осуществлению всего четкого алгоритма организации самообразовательной деятельности ученика как личности.
Проведенные исследования подтверждают: если у учеников умения и навыки самообразовательной деятельности, сформированные с учетом характерных черт этого вида деятельности, находят, в соответствии со структурой самообразовательной деятельности, отражения во всех ее компонентах, то в результате их взаимодействия формируется собственно «готовность к самообразовательной деятельности» («образование себя»!). Наши выводы совпадают с точкой зрения ведущих немецких педагогов, которые отмечают, что «навыкам, умениям и знаниям нельзя научить, они должны быть приобретены детьми в активном диалоге» [18].
Достаточно актуальной и справедливой, на наш взгляд, есть в условиях нынешнего времени мнение немецких педагогов, которые отмечают: «кто во время получения образования отдает преимущество самообразованию, тот сможет обновить свое положение, модернизировать культуру, экономику и общество и принять новые вызовы — «инновации» [18].
Рис. 2. Результаты выявления готовности к самообразованию учеников вечерних школ
Действительно, сегодня в обществе ХХІ века мы являемся свидетелями такого положения вещей: «или вы заморочитесь на задаче «прислушиваться к нуждам людей» и заработаете уникальный набор навыков, или мир выпнет вас под зад» [17].
На первый взгляд мысль радикальна, но она отображает суть вещей в современном мире, с которыми просто нельзя не считаться.
Литература:
1. Аналітико-прогностичний супровід формування самоосвітньої компетентності учнів: практико зорієнтований посіб. / [за наук. ред. І. Г. Єрмакова]. — Запоріжжя: Хортицький навч.-реабілітаційний багатопрофільний центр, 2006. — 220с.
2. Богомолова І. В. Організаційно-педагогічні умови особистісноорієнтованого навчання учнів вечірньої загальноосвітньої школи: дис. канд. пед. наук: 13.00.09/ І. В. Богомолова. — Х., 2008. — 210 с.
3. Гончаренко С. Український педагогічний словник. — К.: Либідь, 1997. –376 с.
4. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности самообразованию. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
5. Вершинин В. Н. Педагогический процесс в вечерней школе. Цикл лекций (Электронный вариант): учебное пособ. для самообразования и корпоративного обучения педагогов и руководителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ. — Ульяновск: УИПКПРО, 2009. — 120 с.
6. Лавриненко О. В. Особливості освітньої діяльності сучасної вечірньої школи / О. В. Лавриненко // Освіта дорослих: теорія, досвід, перспективи:зб. наук. пр.; Інститут пед. освіти і освіти дорослих НАПН України. — Ніжин, 2013. — Вип. 6. — С. 115–122.
7. Лавриненко О. В. Самоосвітня діяльність учня вечірньої школи як умова становлення його особистості / О. В. Лавриненко // Проблеми сучасної педагогічної освіти. — Ялта: РВВ КГУ, 2013. — Вип. 41. — Ч. 3. — С. 463–469. — (Сер.: Педагогіка і психологія).
8. Лавриненко О. В. Самоосвітня діяльність — провідний вид навчальної діяльності сучасної вечірньої школи / О. В. Лавриненко // Педагогічний процес: теорія і практика: зб. наук. пр. / Київ. ун-т ім. Б. Грінченка. — К.: Едельвейс, 2013. — Вип. 2. — С. 119–129.
9. Національна доктрина розвитку освіти // Освіта України. — 2002. — № 33.
10. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием [Електр. ресурс] / Н. А. Рубакин. — М.: Сов. Россия, 1962. — С. 116–124. — Режим доступа: http://padaread.com/?book=27716&pg=13]. — Название с экрана.
11. Савченко О. Я. Упровадженння компетентнісного підходу в початкову освіту: здобутки і нерозв’язані проблеми / О. Я. Савченко // Рідна школа. — 2014. — № 4–5(квітень-травень). — С.14
12. Семакова Т. О. Уміння і навички самоосвітньої діяльності: змістовне наповнення дефініцій / Т. О. Семакова // Інформаційні технології в освіті, науці та виробництві. — 2013. — Вип. 3(4)].
13. Schneider Rolf Arnold [Electronic resource]. — Verlag Hohengehren, 2010. — Access mode: http://lbib.de/Selbstbildung-oder-wer-kann-ich-werden-und-wenn-ja-wie-67966]. — The name of the screen
14. Armbrust Joachim [Electronic resource]. — Access mode: http://wissenschaft.pr-gateway.de/schule-von-morgen-fur-die-jugendlichen-von-heute. — The name of the screen.
15. Каку М. Профессор теоретической физики Митио Каку о будущем школ и университетов через 100 лет [Електр. ресурс] / М. Каку. — Режим доступа: http://www.dsnews.ua/society/mitio-kaku-ucheba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii-28082014231600. — Название с экрана.
16. Wolf Stefan [Electronic resource]. — Access mode: http://www.lippeblatt.de/regionales/11132146-abschied-vom-nuernberger-trichter]. — The name of the screen.
17. Вонг Д. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: [http://www.adme.ru/articles/6-zhestokih-istin-kotorye-sdelayut-vas-luchshe-467305/.– Назва з екрану.
18. Handbuch der Bildungsarbeit im Elementarbereich [Electronic resource]. — Access mode. — /http://www.handbuch-kindheit.uni-bremen.de/teil1_4.html. — The name of the screen.