Локальная сеть (LOCAL AREA NETWORK-LAN) -набор компьютеров (часто называемых рабочими станциями (Workstation)), серверов, сетевых принтеров, коммутаторов (Switch), маршрутизаторов (Router), точек доступа (Access Point), другого оборудования, а также соединяющих их кабелей, обычно расположенных на относительно небольшой территории или в небольшой группе зданий (учебный класс, квартира, офис, университет, дом, фирма, предприятие) [1].
Компьютерные сети сегодня являются привычным инструментом коммуникаций, информационного обмена и выполнения вычислений. Именно поэтому очень важно быть уверенным в защищённости локальной сети и вовремя выявить возможные угрозы. Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для выбора наиболее экономичных средств обеспечения безопасности.
Угрозы безопасности информации локальных вычислительных сетей можно разделить на две большие группы:
I. Технические угрозы:
1. Ошибки в программном обеспечении.
2. Различные DoS- и DDoS-атаки.
3. Компьютерные вирусы, черви, троянские кони.
4. Анализаторы протоколов и прослушивающие программы («снифферы»).
5. Технические средства съема информации.
II. Человеческий фактор:
1. Уволенные или недовольные сотрудники.
2. Промышленный шпионаж.
3. Халатность.
4. Низкая квалификация.
Рассмотрим каждую угрозу и способы защиты от них подробнее.
Ошибки в программном обеспечении — самое узкое место любой сети. Источниками ошибок в программном обеспечении являются специалисты — конкретные люди с их индивидуальными особенностями, квалификацией, талантом и опытом. Большинство ошибок не представляет никакой опасности, некоторые же могут привести к трагическим последствиям, таким, как получение злоумышленником контроля над сервером, неработоспособность сервера, несанкционированное использование ресурсов. Такие уязвимости устраняется с помощью пакетов обновлений, регулярно выпускаемых производителем ПО. Своевременная установка таких обновлений является необходимым условием безопасности сети.
Различные DoS- и DDoS-атаки. Denial Of Service (отказ в обслуживании) — особый тип атак, направленный на выведение сети или сервера из работоспособного состояния. При DoS-атаках могут использоваться ошибки в программном обеспечении или легитимные операции, но в больших масштабах (например, посылка огромного количества электронной почты). Новый тип атак DDoS (Distributed Denial Of Service) отличается от предыдущего наличием огромного количества компьютеров, расположенных в большой географической зоне. Такие атаки просто перегружают канал трафиком и мешают прохождению, а зачастую и полностью блокируют передачу по нему полезной информации. Защита от DoS — атак должна опираться на межсетевой экран. При этом важна правильная настройка работы всех компонентов, которая возможна лишь с участием квалифицированного специалиста области информационной безопасности. Проведение мониторинга и анализа трафика позволит своевременно обнаружить угрозы, принять необходимые меры. Более надежная защита от DDoS — атак достигается с помощью выделенного сервера. Безопасное дисковое пространство надежно хранит данные, которые находятся под контролем экспертов дата-центра. При этом предоставляется круглосуточный доступ к сети.
Существует система очистки трафика как качественная защита DDoS-атак, которая построена на выявлении поддельных пакетов и их блокировке. Легитимные пользователи при этом не ограничиваются в доступе к ресурсам. Система анализирует нормальный входящий и исходящий трафик, строит графики и запоминает адекватную работу. При DDoS-атаке сразу можно заметить аномальные отклонения в построенных кривых. При первых симптомах атаки рекомендуется обратиться к профессиональным сервисам, предоставляющим услугу защиты от таких атак [3].
Компьютерные вирусы, черви, троянские кони. Компьютерный вирус — вид вредоносного программного обеспечения, способный создавать копии самого себя и внедрятся в код других программ, с целью нарушения работы программно-аппаратных комплексов.
В связи с активным применением сетевых технологий для передачи данных вирусы все более тесно интегрируются с троянскими компонентами и сетевыми червями. В настоящее время компьютерный вирус использует для своего распространения либо электронную почту, либо уязвимости в ПО. Методов борьбы достаточно много, одним из них является все та же своевременная установка обновлений, установка антивирусного ПО, осуществление контроля задач и сервисов, запускаемых в системе, установить персональный брандмауэр [2].
Анализаторы протоколов и прослушивающие программы («снифферы»). В эту группу входят средства перехвата передаваемых по сети данных. Обычно данные передаются по сети в открытом виде, что позволяет злоумышленнику внутри локальной сети перехватить их. Некоторые протоколы работы с сетью (POP3, FTP) не используют шифрование паролей, что позволяет злоумышленнику перехватить их и использовать самому. При передаче данных по глобальным сетям эта проблема встает наиболее остро. По возможности следует ограничить доступ к сети неавторизированным пользователям и случайным людям [1].
Технические средства съема информации. Сюда можно отнести такие средства, как клавиатурные жучки, различные мини-камеры, звукозаписывающие устройства и т. д. Данная группа используется в повседневной жизни намного реже вышеперечисленных, так как, кроме наличия спецтехники, требует доступа к сети и ее составляющим.
Уволенные и недовольные сотрудники. Данная группа людей наиболее опасна, так как многие из работающих сотрудников могут иметь разрешенный доступ к конфиденциальной информации. Особенную группу составляют системные администраторы, зачастую недовольные своим материальным положением или несогласные с увольнением, они оставляют «черные ходы» для последующей возможности злонамеренного использования ресурсов, похищения конфиденциальной информации и т. д. Защита от них может осуществляться на физическом уровне и с помощью нормативно-правовых мер [4].
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. Защититься от него достаточно сложно. В основном защита осуществляется с помощью охранной системы.
Халатность — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к работе.
В результате ошибок из-за халатности, злоумышленник может получить доступ в защищённую сеть. Борьба с халатностью ведётся на законодательном уровне. Существует множество нормативно-правовых актов, которые предусматривают меры наказания за подобное нарушение.
Низкая квалификация. Низкая грамотность сотрудников в работе локальных сетей может приводить к ряду ошибок. Такой сотрудник не может определить, какая информация является конфиденциальной, а какую можно разглашать. В крупных компаниях часто можно позвонить пользователю и, представившись администратором, узнать у него учетные данные для входа в сеть. Выход только один — обучение пользователей, создание соответствующих документов и повышение квалификации [4].
Вышеперечисленные угрозы составляют неполный перечень угроз безопасности локальных сетей, и могут дополняться. Однако знание основных угроз и методов борьбы с ними позволит обезопасить локальную вычислительную сеть от нежелательных воздействий, а также принять все необходимые меры по их устранению.
Литература:
1. В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. — СПб: Питер, 2000.
2. Касперский Е. Компьютерные вирусы, 2003. — Электронная энциклопедия. — Режим доступа к энциклопедии: www.viruslist.com/viruslistbooks.html.
3. Лужнов Е. DDoS атаки, методы противодействия// Лаборатория Касперского.
4. Информационно-психологическая безопасность: основные понятия / Г. М. Зараковский., Г. Л. Смолян // Психология и безопасность организаций: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. — М., 1997.