Безопасная информационная образовательная среда вуза: понятие и компоненты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 2402 раза

Библиографическое описание:

Бояров, Е. Н. Безопасная информационная образовательная среда вуза: понятие и компоненты / Е. Н. Бояров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13429/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

В конце XX века под влиянием активного роста средств информатизации, модернизации информационной инфраструктуры общества в целом и различных государственных и общественных институтов, в системе образования стало складываться представление о том, что необходимо перейти к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Применение информационных технологий во всех сферах жизни и деятельности человека требует от системы высшего образования идти сонаправленно по пути создания информационных образовательных сред вузов.

Проведенный анализ показал, что на современном этапе развития системы высшего образования России образовательные технологии идут по пути интенсификации образовательной деятельности на основе применения широкого спектра средств информационных технологий.

Образовательные процессы современной высшей школы тяжело представить без включения в обучение широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации, без знания средств и методов быстрого и качественного поиска полезной информации при подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также при написании различного рода контрольных и реферативных работ.

В исследованиях Т.Н. Гущиной определяется, что образовательная среда приобретает всё большее значение в развитии обучающегося. В образовательной среде происходят единичные и множественные, случайные и системные взаимодействия, в которых идёт освоение и воспроизведение субъектного опыта с позиции самоопределения, творчества и рефлексии [2].

Современное понимание категории «образовательная среда» базируется на нескольких трактовках лексемы «среда»:

1) среда – это совокупность объектов, изменение свойств которых влияет на систему (в данном случае, на систему образования), а также тех объектов, чьи свойства меняются под воздействием поведения рассматриваемой системы (С.А. Лебедев);

2) среда – это совокупность человеческих отношений, весь окружающий объективный мир, среди которого живет, развивается, действует человек (Л.С. Выготский);

3) среда – это совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности (С.М. Вишнякова);

4) среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных компонентов природного и социального характера (Л.В. Максимова).

В целом, в теории педагогики среда включает в себя все то, что оказывает влияние на обучение, воспитание и развитие человека. В последние годы происходит стирание различий между различными типами сред и формируются интегрируемые среды, в т.ч. и образовательные среды, представляющие собой источник учебно-методического знания в конкретной области и одновременно высокоструктурированную среду для организации различных форм самостоятельной работы. При этом они открыты как для педагога, так и обучающегося.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых в нашей стране и за рубежом. Такие ученые, педагоги, психологи-практики, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др. акцентировали внимание на философских аспектах понятия «образовательная среда», приемах и технологиях ее проектирования. Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина и др., в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и т.д. Комплексный анализ образовательной среды, конкретные методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, представлены в работах В.А. Ясвина.

Таким образом, проведенный анализ феномена образовательной среды в современной педагогической науке, ее типов, влияния на формирование личности студента, позволил определить образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [5].

Основная цель информационной образовательной среды вуза (ИОС) – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее развитию информационного общества и потребностям информационного общества в специалистах соответствующего уровня квалификации.

Семантический разбор понятия «информационная образовательная среда» позволяет выделить из его состава две составляющие среды: информационную и образовательную. При этом на стыке данных сред образуется новая интегративная среда, в которой потребность образования в информации удовлетворяется за счет ресурсов информационной среды.

В исследованиях И.М. Осмоловской основное содержание понятия «информационная среда» представлено специально созданной и определенным образом структурированной частью информационного пространства, включающего совокупность субъектов, создающих, перерабатывающих, использующих информацию, саму информацию и аппаратные средства, её обслуживающие.

Таким образом, информационная образовательная среда – это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса.

В этой связи именно от качественных характеристик всего спектра информационных образовательных ресурсов напрямую зависит и качественный уровень образования и образованности выпускника вуза.

В целом, основной парадигмой информационного общества является противоречие между колоссальными возможностями по воздействию на социальную организацию и сознание человека, предоставляемыми новыми информационными технологиями, с одной стороны, и угрозами их использования в деструктивных по отношению к индивидууму, социальной группе, нации, всему человечеству целях, с другой.

Комплекс вызовов и угроз современного мира, перманентный рост количества опасностей для человека, всех сред его жизнедеятельности, не обходит стороной и различные информационные среды, в том числе, и информационные образовательные среды. Электронные образовательные ресурсы, размещаемые на образовательных порталах ведущих вузов подвергаются атакам со стороны преступных группировок и отдельных мошенников, специализирующихся на взломе информационных ресурсов, краже и уничтожении информации.

Так, с июня 2012 по январь 2013 года третьекурсник, используя домашний компьютер, неоднократно проникал в закрытый каталог на сервере «www.ulsu.ru», который является официальным Интернет-ресурсом Ульяновского государственного университета, в котором он размещал зашифрованные файлы, представляющие собой вредоносные компьютерные программы, предназначенные для скрытого удаленного управления зараженным сайтом. В результате студент смог создавать, удалять и модифицировать файлы и подкаталоги Интернет-ресурса, получать сведения об уязвимостях информационной безопасности, определять зарегистрированных на нем пользователей, а также подбирать их пароли [3].

Помимо этого, электронные образовательные ресурсы взламываются с целями изменения полезного образовательного контента (расписания занятий, результатов рейтингов студентов, электронных лекционных и презентационных материалов и др.), публикации негативной информации, поиска ответов к тестовым, проверочным и контрольным работам, кражи и незаконного использования авторской информации, а также с целью воздействия на студентов негативной, деструктивной информацией с различными антисоциальными целями и т.д.

Анализ возможных информационных угроз позволяет сделать вывод о том, что многие из них непосредственно влияют на построение, структуру, содержание, функционирование современной информационной образовательной среды.

В этой связи актуальной задачей представляется поиск действенных технологий обеспечения защищенности электронных образовательных ресурсов, образовательного контента и информационной образовательной среды в целом.

Становится явным, что изучение вопросам построения и развития современной безопасной информационной образовательной среды вуза на основе информационной интеграции в современный социум имеет большое значение для системы высшего профессионального образования.

Анализируя вопросы обеспечения национальной и международной безопасности, выработки Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, Доктрины информационной безопасности, Концепции формирования информационного общества в России, становиться очевидным, что проблемы информационной безопасности личности, общества и государства являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических науки, что соответствует ведущей мировой тенденции в этом направлении. В этой связи, обеспечение безопасности информационной образовательной среды вуза для подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности направлено на создание таких педагогических условий, при которых будет гарантировано состояние защищенности от негативного воздействия каждого из этапов информационного образовательного процесса.

В контексте данного подхода представляется возможным рассмотреть понятие «безопасность» в качестве педагогической категории как защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса.

Однако, рост числа угроз и опасностей в образовательной среде, вызовов обществу и системе образования требует кардинальных действий по осуществлению безопасности рассматриваемых сред, т.е. расширения функционально-содержательных характеристик образовательной среды как системы и формирования безопасной информационной образовательной среды (БИОС).

Безопасная информационная образовательная среда представляет собой совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, систему психолого-педагогических, материальных, организационных условий, позволяющих применять в образовательном процессе информационные технологии, позволяющие обеспечить защищенность личности от негативного воздействия информационных факторов и оптимальность взаимодействия её с информационной образовательной средой [1].

Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Компоненты БИОС

 

Таким образом, безопасная информационная образовательная среда представляет собой систему, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный безопасный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения функционирования БИОС.

При этом обязательными условиями функционирования безопасной информационной образовательной среды являются защищенность ресурсов и пользователей БИОС от негативного и деструктивного воздействия со стороны внешних и внутренних опасных факторов, сохранение постоянного и непрерывного доступна пользователей ко всем педагогическим технологиям и ресурсам БИОС, сохранение функциональности БИОС в условиях повседневного цикла жизнедеятельности и в условиях информационных атак со стороны внешних информационных сред.

 

Литература:

1.      Бояров Е.Н. Теоретические основы построения безопасной информационной образовательной среды подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности // Социосфера. 2012. № 4. С. 101-106.

2.      Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – № 4. – С. 188.

3.      Ульяновского хакера осудили за взлом сайта вуза // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/11/29/reg-pfo/haker-anons.html

4.      Ребко Э.М. Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности человека в рамках магистерской программы «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде» // Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат). Материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 126-127.

5.      Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, информационная образовательная среда, безопасная информационная образовательная среда, информационное общество, образовательный процесс, ресурс, среда, информационная безопасность, информационная среда, негативное воздействие.


Похожие статьи

Инвестиционное развитие организации: понятие, основы и значение

Правовой режим охраны окружающей среды: понятие и признаки

Проектное финансирование: мировая и российская практика применения

Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы оценки

Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы

Деятельностный подход и информационные технологии в образовательном процессе вуза: преемственность применения

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция в международное образовательное пространство

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Похожие статьи

Инвестиционное развитие организации: понятие, основы и значение

Правовой режим охраны окружающей среды: понятие и признаки

Проектное финансирование: мировая и российская практика применения

Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы оценки

Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы

Деятельностный подход и информационные технологии в образовательном процессе вуза: преемственность применения

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция в международное образовательное пространство

Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Задать вопрос