Формирование колористического мышления подростков на основе изучения тональных отношений в живописи. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.11.2014

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Канунникова Т. А. Формирование колористического мышления подростков на основе изучения тональных отношений в живописи. // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 571-575. — URL https://moluch.ru/archive/77/13411/ (дата обращения: 22.09.2018).

 

Наблюдения за процессом и результатами обучения в ДХШ, опыт коллег — художников-педагогов, ясно показывает существование в современной методике обучения изобразительному искусству актуальной проблемы, связанной с построением убедительных цветовых и тональных отношений в живописи в их взаимосвязи.

Вялые, не разобранные в тоне живописные работы учащихся представляют собой в лучшем случае, более или менее гармонизированные палитры красочных пятен, мазков, цветных заливок. Отсутствие верных тональных отношений лишает композицию пространственной глубины, трёхмерности и материальности, мешает передаче состояния, созданию выразительного художественного образа (рис.1)

Рис. 1. Пример ошибочного тонального решения учебного этюда

 

Вместе с тем, в каком бы жанре не выполнялась учебная или творческая работа: в жанре натюрморта, портрета, пейзажа или сюжетной картины, — неумение грамотно вести работу в тоне делает невозможным построение колорита и существенно обедняет выразительность композиционного решения, лишает изображение единства и целостности.

Именно поэтому, мы рассматриваем задачу обучения построению цветовых и тональных отношений в живописи как предмет научного и творческого исследования. Рассматривая данную проблему, мы полагаем, что изучение цветовых и тональных отношений в живописи, развитие чувства тона у детей 12–14 лет будет не только способствовать приобретению изобразительной грамоты, но и формированию колористического мышления, а как следствие, развитию способностей к изобразительной и художественно-творческой деятельности.

Задачи тонального построения живописной работы при выполнении этюда с натуры и композиции по представлению вызывают наибольшие трудности у подростков 12–14 лет (рис.2)

 

Рис. 2. Примеры нерешенной проблемы тональных отношений в композиции

 

Анализ живописных этюдов, выполненных с натуры, позволяет сделать вывод о том, что сложнее всего подростам 12–14 лет воспроизвести в живописи тональные различия предметов. Менее половины рассмотренных нами работ учащихся отражают разницу в тоне светов, полутонов и теней отдельных предметов, из них только около 30 % — выстраивают верные тональные отношения. Тональная моделировка формы цветом также вызывает затруднения учащихся как в работе над живописными этюдами и длительными постановками, так и в создании живописной тематической композиции на большом формате.

В этой связи для решения обозначенной проблемы мы предлагаем комплекс методических приемов, развивающих «чувство общего тона» и «чувство цвета» учащихся в их взаимосвязи. Прежде всего, мы убеждены в необходимости целостного подхода к обучению живописи, композиции и академическому рисунку.

Изучение тональных отношений, по сути, начинается на занятиях рисунком. Плохо, если оно там и заканчивается. Своеобразным «переходом» к живописи можно назвать «живописный рисунок», выполняемый мягкими материалами: сепией, углём, соусом, сангиной. Такой вид рисунка позволяет максимально обобщенно передавать тональные отношения натуры через тональные пятна: «большой свет», «большая тень»…Постигая этот целостный принцип восприятия тона в натуре, учащиеся развивают тональное видение — учатся не только смотреть, но и видеть.

Кроме живописного рисунка, задачи развития тонального видения решаются при выполнении набросков и зарисовок, преимущественно мягким карандашом или мягким материалом. Быстро, словно «вскользь», охватывая натуру взглядом, рисующие схватывают самое характерное, острое, главное, в том числе, выраженное красотой тональных отношений.

На занятиях живописью полезно, на наш взгляд, выполнять «гризайли», то есть писать красками, в один цвет натурную постановку. Это касается и работы в аудитории, и живописи на пленэре. Гризайли принесут много пользы молодому живописцу в работе над натюрмортом, портретом, пейзажем (рис.3).

Рис. 3. Гризайль

 

Наконец, по–нашему мнению, полезным является использования различных художественных материалов на занятиях живописью и, тем более при работе над композицией. Выполняя этюды акварелью, гуашью, пастелью, темперой, маслом, ученики начинают сознательно использовать выразительные возможности материала для построения верных тональных и цветовых отношений, а значит приходят к общей цельности и выразительности композиции (рис.4).

Рис. 4. Гуашь. «Осенний натюрморт. О.Кривенкова, 14 лет (средний уровень решения цветовых и тональных задач)

 

Сложно переоценить значения уроков истории искусств, вдумчивого рассмотрения и изучения приемов решения тональных и цветовых задач в живописи мастеров изобразительного искусства (рис.5).

Рис. 5. Рембрандт

 

В этой связи мы снова утверждаем необходимость целостного, комплексного художественного образования, основанного на изучении академического рисунка, живописи, композиции, скульптуры, истории искусств в их связи и взаимовлиянии.

Вопросам изучения цвета и тона в живописи уделяли внимание многие художники-педагоги. Среди них заслуженно выделяется имя Николая Петровича Крымова, художника, теоретика живописи и прекрасного педагога. Его статьи, размышления и творческие поиски наилучшим образом характеризуют важнейшее значение тональных отношений в реалистической живописи (рис.6).

Рис 6. Н. П. Крымов. Зимний пейзаж

 

Задача развития «тонального видения», осознания взаимосвязи тона и цвета в живописи, а как следствие, задача формирования колористического мышления учащихся — это сложная, но интереснейшая проблема, разрешая которую и педагог, и ученик приходят к пониманию слов Н. П. Крымова: «Чувство общего тона есть самое главное в живописи» [4; 127].

 

Литература:

 

1.         Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.:Изд-во «Искусство»,1977.-287с.

2.         Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. — 208с.

3.         Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию/ Под общ.ред.проф. Кардовского Д. Н. и др..М.: Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208с.ил.

4.         Крымов Н. П. Николай Петрович Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 224с; ил.

5.         Репин И. Е. Далёкое близкое. Воспоминания. М.: «Захаров», 2002. — 397с.

Основные термины (генерируются автоматически): живопись, отношение, академический рисунок, работа, общий тон, композиция, изобразительное искусство, занятие живописью, Задача развития, тональное видение.


Похожие статьи

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

Произведения средневекового изобразительного искусства уникальны и обладают своими неоспоримыми художественными достоинствами, но, в общем

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Занятия изобразительного искусства, посвященные рисованию с натуры, является

Задача изобразительного искусстваразвитие будущим

Для развития данной способности в процессе работы целесообразно на постоянной основе определять пропорции на глаз.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: построение формы в рисунке, тональные отношения, конструкция, объемная форма.

Этот принцип работы важно усвоить учащимся для развития цельного видения натуры и применять его и в рисунке, и в живописи, и в композиции.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

В соответствии с общей программой курсов по рисунку и композиции нужно будет

— М.: Изобразительное искусство 1985 г. Основные термины (генерируются автоматически): память, натура, умение, представление, рисунок, творческая работа, развитие памяти...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов природы (видов освещения, цветовой гармонии) открывает начинающему художнику кратчайший путь к профессиональному искусству. Основной задачей уроков живописи является развитие...

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Формирование колористического видения декоративной живописи - одна из важнейших задач обучения на художественно-графических и дизайнерских факультетах

2. Алексеев С.С. О колорите. М., Искусство, 1962. 3. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

Живопись, композиция, декоративная работа с цветом — всюду нужна наглядность.

Важное значение для развития колористического видения учащихся, для художественного образования

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

Использование упражнений не ограничивается только занятиями живописью. Они охватывают всю изобразительную деятельность детей — от проведения штрихов до составления многофигурных композиций. В зависимости от учебных целей и задач упражнения можно...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

Произведения средневекового изобразительного искусства уникальны и обладают своими неоспоримыми художественными достоинствами, но, в общем

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Занятия изобразительного искусства, посвященные рисованию с натуры, является

Задача изобразительного искусстваразвитие будущим

Для развития данной способности в процессе работы целесообразно на постоянной основе определять пропорции на глаз.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: построение формы в рисунке, тональные отношения, конструкция, объемная форма.

Этот принцип работы важно усвоить учащимся для развития цельного видения натуры и применять его и в рисунке, и в живописи, и в композиции.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

В соответствии с общей программой курсов по рисунку и композиции нужно будет

— М.: Изобразительное искусство 1985 г. Основные термины (генерируются автоматически): память, натура, умение, представление, рисунок, творческая работа, развитие памяти...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов природы (видов освещения, цветовой гармонии) открывает начинающему художнику кратчайший путь к профессиональному искусству. Основной задачей уроков живописи является развитие...

К вопросам развития композиционного мышления студентов...

Ключевые слова: мышление, изобразительное искусство, композиция, композиционное мышление, орнамент. Проводя анализ развития изобразительного искусства, выявляются особенности построения композиции...

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Формирование колористического видения декоративной живописи - одна из важнейших задач обучения на художественно-графических и дизайнерских факультетах

2. Алексеев С.С. О колорите. М., Искусство, 1962. 3. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

Живопись, композиция, декоративная работа с цветом — всюду нужна наглядность.

Важное значение для развития колористического видения учащихся, для художественного образования

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

Произведения средневекового изобразительного искусства уникальны и обладают своими неоспоримыми художественными достоинствами, но, в общем

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Занятия изобразительного искусства, посвященные рисованию с натуры, является

Задача изобразительного искусстваразвитие будущим

Для развития данной способности в процессе работы целесообразно на постоянной основе определять пропорции на глаз.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: построение формы в рисунке, тональные отношения, конструкция, объемная форма.

Этот принцип работы важно усвоить учащимся для развития цельного видения натуры и применять его и в рисунке, и в живописи, и в композиции.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

В соответствии с общей программой курсов по рисунку и композиции нужно будет

— М.: Изобразительное искусство 1985 г. Основные термины (генерируются автоматически): память, натура, умение, представление, рисунок, творческая работа, развитие памяти...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов природы (видов освещения, цветовой гармонии) открывает начинающему художнику кратчайший путь к профессиональному искусству. Основной задачей уроков живописи является развитие...

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Формирование колористического видения декоративной живописи - одна из важнейших задач обучения на художественно-графических и дизайнерских факультетах

2. Алексеев С.С. О колорите. М., Искусство, 1962. 3. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

Живопись, композиция, декоративная работа с цветом — всюду нужна наглядность.

Важное значение для развития колористического видения учащихся, для художественного образования

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

Использование упражнений не ограничивается только занятиями живописью. Они охватывают всю изобразительную деятельность детей — от проведения штрихов до составления многофигурных композиций. В зависимости от учебных целей и задач упражнения можно...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

Произведения средневекового изобразительного искусства уникальны и обладают своими неоспоримыми художественными достоинствами, но, в общем

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Занятия изобразительного искусства, посвященные рисованию с натуры, является

Задача изобразительного искусстваразвитие будущим

Для развития данной способности в процессе работы целесообразно на постоянной основе определять пропорции на глаз.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: построение формы в рисунке, тональные отношения, конструкция, объемная форма.

Этот принцип работы важно усвоить учащимся для развития цельного видения натуры и применять его и в рисунке, и в живописи, и в композиции.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

В соответствии с общей программой курсов по рисунку и композиции нужно будет

— М.: Изобразительное искусство 1985 г. Основные термины (генерируются автоматически): память, натура, умение, представление, рисунок, творческая работа, развитие памяти...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов природы (видов освещения, цветовой гармонии) открывает начинающему художнику кратчайший путь к профессиональному искусству. Основной задачей уроков живописи является развитие...

К вопросам развития композиционного мышления студентов...

Ключевые слова: мышление, изобразительное искусство, композиция, композиционное мышление, орнамент. Проводя анализ развития изобразительного искусства, выявляются особенности построения композиции...

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Формирование колористического видения декоративной живописи - одна из важнейших задач обучения на художественно-графических и дизайнерских факультетах

2. Алексеев С.С. О колорите. М., Искусство, 1962. 3. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

Живопись, композиция, декоративная работа с цветом — всюду нужна наглядность.

Важное значение для развития колористического видения учащихся, для художественного образования

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Задать вопрос