Библиографическое описание:

Канунникова Т. А. Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-121.

Ключевые слова: методы обучения, цвет, колорит, педагогические технологии, компетентности.

В современной России серьёзную роль в воспитании и предпрофессиональном обучении детей и подростков играет система дополнительного образования, главное предназначение которого — мотивация ребёнка к познанию и творчеству. Но кроме названных, есть ещё одна важнейшая задача — это формирование и развитие профессиональной компетентности учащихся. В художественной школе, например, речь идёт не только о приобретении базовых знаний и навыков профессиональной изобразительной деятельности, но и о формировании предметно-практической компетентности юных художников. Это значит, что образовательный процесс должен предусматривать организацию творческой проектной и исследовательской деятельности. Всё выше сказанное объясняет необходимость совершенствования методической базы и программного обеспечения образовательного процесса в ДХШ.
Эта многоплановая задача требует скорейшего профессионального решения.
Рассмотрим один из аспектов проблемы: методику обучения работе с цветом.
Изучать цвет в живописи можно в нескольких направлениях:
  • первое, мы назовём конкретно-историческим, когда проблема цвета в живописи изучается на примере творчества одного художника, школы, направления;
  • второе — теоретическим, когда цвет рассматривается как элемент художественной формы, абстрагировано от конкретных произведений, или как определённая система, имеющая генетические и структурные связи;
  • третье направление — практическое, когда через деятельность формируется понимание выразительных возможностей цвета и особенностей взаимовлияния цветов.
Занятия по истории искусства, беседы с учащимися позволяют познакомить с понятиями «цвет» и «колорит» на примере картин великих художников или целых направлений в искусстве. С другой стороны, базовое теоретическое знакомство и деятельностное изучение понятий «цвет» и «колорит» происходит в процессе практической работы над живописными этюдами и композициями. Например, можно изучать колорит в картинах Левитана или Репина, а также можно и нужно изучать колорит вообще, как феномен цветовых отношений, возникающих в пространстве картины. Интереснейший пример работы с цветом и светотенью в живописи — картины Рембрандта. Когда зритель подходит к его картине «Блудный сын», сначала он словно ослеплён ярко освещёнными участками картины, затем глаз, постепенно привыкая, различает объекты в полутени, и наконец, видит всю глубину пространства, окутанную тенями, причём и света, и полутени, и тени — всё имеет свой цвет. Любой портрет работы И. Е. Репина или пейзаж кисти И.Левитана, этюд Коровина — это колоссальная школа для современного живописца и пример сознательной вдумчивой и, вместе с тем, вдохновенной и страстной работы с цветом в живописи. Какая же методика может быть основой обучения работе с цветом, в художественной школе? Думаем, что наиболее эффективной является методика Николая Николаевича Ростовцева. [7,103] Н. Н. Ростовцев отмечал, что, организовывая творческую познавательную деятельность детей и подростков, «особенно внимательно и обдуманно надо относиться к методике обучения живописи» [7,107].
Методика Н. Н. Ростовцева в современной педагогической литературе может быть обозначена термином «частнопредметная педагогическая технология». Эта методика объединила и подытожила лучшие, на наш взгляд, методические наработки, такие как: изучение теории живописи Н. Н. Волковым, методические разработки Крымова, методику обучения рисованию В. Д. Кардовского и других художников-педагогов. На основе данной методики разработаны широко известные, признанные и применяемые в общеобразовательной школе программы под редакцией В. С. Кузина, УМК под редакцией С. Е. Игнатьева и других авторов. Методика Н. Н. Ростовцева следует традиционным дидактическим принципам и совместима с современными эффективными общепедагогическими технологиями.
Следуя принципу научности, который гласит, что учащиеся должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, педагоги знакомят учеников с основами цветоведения [7,106]. В каждой возрастной группе эта теоретическая работа имеет свою специфику и по количеству отводимого на неё времени и по качеству и глубине проникновения в сущность вопроса. Дошкольники знакомятся с понятиями «основные и производные цвета» в игровой форме. Смело экспериментируя с красками на палитре, юные живописцы «изобретают» новые цвета и оттенки, доводя игру цветовых превращений до появления неизменяемой серо-чёрной грязи (что, как правило, вызывает наибольший восторг). Удачный момент для применения игровых педагогических технологий, например, сюжетно-ролевой игры «волшебники». Моделирование игровой ситуации зависит от педагога, возраста и интересов учащихся. Более взрослые воспитанники, подростки, поступающие на первый курс художественной школы, вполне готовы к постижению научных основ цветоведения: хорошо понимают закономерность расположения цветов в цветовом круге, запоминают и осознают значение терминов «ахроматические и хроматические, тёплые и холодные цвета». Здесь вполне уместно использование методики работы с применением технологических карт и дидактических таблиц по цветоведению. Работа с таблицами и технологическими картами активизирует внимание учащихся, развивает их самостоятельность. Изготовление таблиц по цветоведению превращает полученные учащимися сведения по теории цвета в настоящие знания — результат работы собственной мысли детей.
Следуя принципу наглядности, необходимо использовать разнообразные визуальные средства [7,121]. Живопись, композиция, декоративная работа с цветом — всюду нужна наглядность. Безусловно, натурная постановка должна быть красива. Это условие воспитания эстетического вкуса учащихся, формирования устойчивой мотивации к живописи с натуры. Однако важно, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, была выдержана в едином колорите, показывала влияние освещения на цвет предметов, наглядно объясняла бы принципы взаимовлияния цветов. Составление натурных постановок — хорошая школа, как для педагога, так и для учеников, если их сознательно привлекают к этой работе. Н. Н. Ростовцев советует на занятиях по живописи применять методические таблицы Н. П. Крымова, наглядно демонстрирующие изменение цветовых и тональных отношений в зависимости от освещения и расстояния, раскрывающие понятия: «цветовой тон», «светлота» и «насыщенность» [7,136].
Хороший наглядный материал к занятию можно сформировать из удачных студенческих и собственных этюдов. Для этого во время просмотров полезно проводить отбор работ и формировать школьный методических фонд. К средствам наглядности можно отнести посещение художественных музеев, творческих мастерских, участие в мастер-классах, где можно увидеть приём нанесения краски на бумагу или холст, особенности цветовой и тональной трактовки света и тени, моделировки формы, построения пространства световоздушной перспективой. На помощь приходят информационно-коммуникационные технологии: интернет — ресурсы профильных сайтов, позволяют пригласить учащихся в музей, любой страны мира.
На протяжении всего курса обучения в художественной школе необходимо организовывать творческую проектную деятельность учащихся. Технология проектной деятельности способствует развитию регулятивной и информационной, поликультурной и общехудожественной компетентностей, начиная с выбора темы исследования, материалов, техники исполнения и заканчивая полной реализацией результатов исследования.
Важное значение для развития колористического видения учащихся, для художественного образования, имеет использование разнообразных техник и материалов на занятиях по живописи и композиции. Акварель, гуашь, пастель — материалы, с которыми могут работать учащиеся уже на первом курсе. Обучая работе «от пятна» в рисунке мягкими материалами, педагог обращает внимание учащихся на живописность таких материалов как уголь, сангина, сепия. На старших курсах можно добавить темперу, масло. Тогда, подходя к итоговому аттестационному проектированию, учащиеся четвёртого курса уже могут сознательно выбирать не только тему для своего творческого исследования, но и художественные материалы, технику выполнения работы для создания художественного образа.
Ничто не вызывает у человека столько разноплановых эмоций, как цвет. Психология восприятия цвета проанализирована в ряде исследований: Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», Игнатьев С. Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей» [1;4,34]. Поскольку цвет связывается в нашем сознании с ощущением тепла и холода, радости и печали, возбуждения и спокойствия, то цветовое решение картины, колорит оказываются важнейшей составляющей при создании художественного образа. Основная задача педагога по живописи и композиции состоит в том, чтобы научить работать цветовыми и тональными отношениями, воспитать «культуру работы с цветом». Раскрывая это понятие, мы характеризуем ещё один дидактический принцип, использованный в методике Н. Н. Ростовцева — это принцип воспитывающего обучения [7,104].
Обучая детей живописи, педагогу нужно использовать эмоциональное воздействие цвета на человека как мощный инструмент эстетического воспитания. Подкреплять силу эмоционального воздействия цвета можно музыкальным и литературным сопровождением занятия, тем самым устанавливая межпредметные связи различных учебных дисциплин.
Объяснять учащимся «что такое хорошо» в искусстве — лучше всего на примерах картин известных художников. Только накопив значительный опыт визуального и эмоционального восприятия природы и искусства, учащиеся смогут сформировать у себя «культуру работы с цветом». И без сомнений, источником культуры для учащихся является педагог — а значит, в профессиональные задачи педагога входит саморазвитие и самообразование, творческий рост.
В завершении отметим, что, несмотря на разнообразие методических наработок в области обучения живописи и конкретно работы с цветом, педагогика искусства — это широкое поле плодородной земли, на котором творческий педагог может вырастить собственные эффективные методические разработки.


Литература:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. — 392с.

  2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Изд-во «Искусство», 1985. — 480с.

  3. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., «Искусство», 1986. — 190c.

  4. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. -208с.

  5. Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д. Н. и др.. М.: Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208 с.ил.

  6. Крымов Н. П. Николай Петрович Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 224с; ил.

  7. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. — 242с.

  8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественной школе, детской художественной школе, обучения работе, Методика Н, изобразительной деятельности, теории живописи Н, методические таблицы Н, методику обучения, методике Н, Волков Н, внимание учащихся, Ростовцев Н, Крымов Н, методы обучения, обучения декоративной живописи, методику обучения работе, методические разработки, области обучения живописи, методы обучения работе, Методы обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос