Автор: Хорошилова Людмила Анатольевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.11.2014

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Хорошилова Л. А. Представления родителей о рисках в школе // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 759-761. — URL https://moluch.ru/archive/77/13395/ (дата обращения: 19.01.2018).



Одним из актуальных задач системы образования нашей Республики, является развитие самостоятельного мышления молодежи. Об этом говорил первый президент Республики Узбекистан И. Каримов на IX сессии верховного совета: «Каждый человек, в демократическом обществе имеет право на свободное мышление. Если ребёнок не будет свободно мыслить, то данное образование будет не эффективно».

Результатом поставленной задачи современного образования, является получение высоких знаний студентов. Для достижения этой цели педагогу необходимо выбрать метод проведения занятий. Если раньше занятия проводились пассивным методом обучения, то теперь необходимо подыскивать новые интерактивные методы для проведения уроков по нужной теме. При активном обучении студент в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания

Рис. 1. Пассивный метод обучения студентов

На рис. 1, видно, что при пассивном методе обучения учитель говорит, а ученики слушают. Конечно, в этом методе есть свои плюсы, так как это упрощает методику преподавания, экономит учителю время для подготовки к занятиям. Но есть и недостатки:

— работая с учениками в одном темпе, преподаватель ориентируется на среднего ученика, при этом сильный ученик скучает, а слабые не могут справятся с заданием. В итоге сильный ученик скатывается до среднего уровня, а слабых учеников становится всё больше [1].

Поэтому в современном методе преподавания пассивный метод оказывается неэффективным.

Активный же метод обучения активизирует всех обучающих во время занятий, не даёт скучать сильным, даёт возможность подтянуться слабым и выявить у учеников такие качества, которые могут способствовать повышению их учебного процесса (рис. 2).

Рис. 2. Активный метод обучения студентов

Активные методы обучения формируют:

‒ способность адаптироваться в группе;

‒ умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;

‒ готовность принять на себя ответственность за деятельностью группы;

‒ способность выдвигать и формулировать идеи, проекты;

‒ способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным;

‒ готовность идти на оправданный риск и принимать нестандартные решения;

‒ умение эффективно управлять своей деятельностью и временем;

‒ способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов.

В отличие от других методов обучения, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик» (рис. 3). То есть теперь не только учитель привлекает студентов к процессу обучения, но и сами студенты, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого учащегося. Учитель, лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы студентов.

Рис. 3. Интерактивные методы обучения

Задачи интерактивных методов обучения:

‒ научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;

‒ научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;

‒ научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Для примера рассмотрим проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Известно, что предмет «Безопасность жизнедеятельности», очень актуален в современном обществе, активно изучается в высших учебных заведениях и в колледжах. На протяжении занятий рассматриваются возможные ЧС, их классификация и способы защиты от них.

Хороший результат для проведения этих занятий имеет интерактивный метод обучения. Рассмотрим занятие на тему «Спасательно-восстановительные работы при чрезвычайных ситуациях».

Готовится сценарий урока. Студенты делятся на 3–4 группы, состоящие из 4 человек. В каждой группе назначается эксперт и наблюдатель. Для презентации каждой группе дается 5–7 минут, для экспертов выделяется 3 минуты времени. Староста группы назначается начальником гражданской защиты. Начальник гражданской защиты зачитывает сведение о состояние учреждение при чрезвычайной ситуации. Каждая группа занимается ликвидацией произошедшей чрезвычайной ситуации:

I группе дается задание о произошедшем землетрясение;

II группе химическое заражение;

III группе наводнение;

IV группе радиационная авария.

Группам дается определенное время для подготовки. Они приходят к одному мнению. Каждая группа рассказывает о своих действиях во время ЧС. После презентации каждой группы эксперты указывают на недостатки и оценивают по специальной балловой системе. Этим уроком также может руководить учитель группы.

Рис. 4. Диаграмма сравнения интерактивного и пассивного метода обучения

На рис. 4 представляется диаграмма сравнения пассивного метода обучения и интерактивного. На горизонтали оси, представлены отметки студентов, по вертикали — их количество. По диаграмме видно, что при интерактивном методе количество хорошистов и отличников увеличивается, а двоечники вообще отсутствуют.

Чтобы каждый урок прошел интересно и познавательно, необходимо правильно подобрать педагогическую технологию к занятию. Метод приведенного выше сценария урока, даёт возможность студентам самостоятельно решать проблемы, раскрыть и увидеть способности студентов. А самое главное получение нужных знаний и применение их в жизнь.

Литература:

  1. Модели пассивного, активного обучения и интерактивного обучения Сидоров С.А 2017г.
  2. Интерактивный метод при обучении. Фарида Обидова. Журнал Мухофаза+ № 3 2013 г
Основные термины (генерируются автоматически): в образовательной среде, образовательной среды, в образовательной среде школы, о риске в образовательной среде, родители о риске в образовательной, родители целого класса, психологическая безопасность, родителей о риске в образовательной, Похожая статья, межличностных отношений, представление родителей о рисках, Представления родителей, ребёнка и его учителя, психологическая безопасность личности, позиция педагога, учителя и администрация школы, круг условий, с мнением родителей, психологической безопасности, психолого-педагогического сопровождения детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос