Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Сафронов А. А. Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/archive/77/13333/ (дата обращения: 18.10.2018).

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Ключевые слова: возрастные особенности, анализ, физическая культура, физическое развитие, нагрузка.

 

Многолетний процесс физического воспитания невозможно успешно осуществлять без тщательного учета возрастных особенностей развития учащихся средней школы, уровня их физической подготовленности, особенностей развития двигательных качеств и формирования двигательных умений и навыков. Именно поэтому, строгое регламентирование физических нагрузок, в рациональном построении процесса физического воспитания, должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

И. И. Герасимовой, М. В. Лариной, В. Ю. Лебединским, И. Ю. Сидоровой (2011) на основе педагогического эксперимента выявлены морфофункциональные особенности школьников в возрасте 7–17 лет г. Иркутска в зависимости от варианта их полового созревания и типа конституции, определены сенситивные периоды прироста моторных навыков учащихся. Сопоставительный анализ исследуемых параметров у детей 7–17 лет показал, что выраженный прирост результатов тестирования двигательных качеств предшествует периоду активного развития морфофункциональных показателей. Так, период максимального годового прироста данных физического развития выявлен у мальчиков 13–16 лет, тогда как интенсивное улучшение двигательных качеств у юношей выявлено в 7–11 и 15–17 лет. Силовые качества улучшаются у юношей в возрасте 8 и 14, 16 лет [1].

Таким образом, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма [3].

В рамках исследований, проводимых в двух общеобразовательных школах г. Ташкента, выявлялись особенности физического развития учащихся 5–9 классов с целью грамотного построения процесса физического воспитания. Учащиеся школы № 100 занимались по экспериментальной методике, с использованием фитнес-программы, в то время как учащиеся школы № 26 занимались по традиционной методике. Общее количество испытуемых составило 164 человека. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела), кистевую динамометрию и пульсометрию. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке для определения влияния различных факторов на физическое развитие учащихся [2].

Средний показатель длины тела учащихся 5 класса школы № 100 составил (х=150,6 см), в то время как у юношей школы № 26 этот показатель равен (х=145,3 см). Юноши 6 класса школы № 100 оказались в среднем на (х=12 см) выше своих сверстников из школы № 26, средние показатели длины тела в этих классах составили (х=160,8 см и 148,4 см соответственно), с высокой степенью достоверности при Р<0,05. В целом, у юношей экспериментальной группы наблюдалось плавное увеличение длины тела, в то время как у учащихся школы № 26 ярко выражена разница в росте между 6 и 7 классами. На рисунке 1 показана динамика изменения длины тела учащихся 5–9 классов.

Достоверное различие средних показателей массы тела в исследуемых группах отмечено в 5-ом, 6-ом и 8-ом классах. Среднее значение массы тела юношей 5 класса школы № 100 на 7,4 кг выше среднего значения учащихся этого возраста в школе № 26 (х=40,4 кг и х=33 кг), в 6-ом классе достоверность различий так же высока (х=49,5 кг и х=38,5 кг соответственно, при Р<0,05). На рисунке 2 отражена динамика изменения массы тела учащихся 5–9 классов.

Динамика изменения индекса массы тела у юношей общеобразовательных школ г. Ташкента показывает постепенное увеличение этого показателя у юношей школы № 26 (с 15,6 кг/м ² в 5-ом классе до 22,5 кг/м ² в 9 классе) и волнообразный характер у учащихся школы № 100 (рисунок 3). Следует отметить, что ИМТ юношей школы № 100 с 5 по 8 класс достоверно выше, чем у юношей школы № 26.

На рисунке 5 показана динамика изменения ЧСС в покое в исследуемых группах. Существенные различия в показателях заметны в 7 и 9 классах. На графике видно, что ЧСС в покое у юношей школы № 100 в этих классах заметно ниже, чем у юношей того же возраста школы № 26. Данный фактор говорит о более экономичной работе сердца учащихся экспериментальной группы и как следствие более развитой сердечно-сосудистой системе организма.

Рис. 1. Динамика изменений длины тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Рис. 2. Динамика изменений массы тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Рис. 3. Динамика изменений индекса массы тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента

Рис. 4. Динамика изменений окружности грудной клетки учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Рис. 5. Динамика изменений ЧСС в покое учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Позитивные изменения в показателях физического развития и функционирования сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о положительном влиянии внедренной комплексной фитнес-программы для учащихся 5–9 классов в процессе уроков по физическому воспитанию.

 

Литература:

 

1.                  Герасимова И. Н., Ларина М. В., Лебединский В. Ю., Сидорова И. Ю. Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания и типами конституции. Материалы международной научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад» современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта, 13–14 сентября 2011 г., т. 2. Иркутск, — 2011. — С. 24–28

2.                  Денисова Л. В., Хмельницкая И. В., Харченко Л. А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. — К.: Олимп. л-ра, 2008. — 127 с.

3.                  Кошбахтиев И. А., Сафронов А. А. Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 772–776.

Основные термины (генерируются автоматически): ташкент, юноша школы, класс, физическое воспитание, физическое развитие, класс школы, школа, экспериментальная группа, физическое развитие учащихся, качество.


Похожие статьи

Исследование показателей физического развития и физической...

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента. Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность...

Динамика физического развития и физической...

В данной статье рассматриваются особенности физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов средней школы г. Ташкента. Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Исследование динамики показателей физического развития...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Автоматизированный контроль показателей физической...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Методика организации экспериментальных работ по...

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие, занятие, внеклассная спортивно-массовая работа.

Динамика основных двигательных качеств учащихсяюношей...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Характеристика физического развития школьников сельских...

Ключевые слова: дети, физическое развитие. The state of physical development in schoolchildren in rural areas of central Kazakhstan was studied.

В возрасте 14 лет показатели длины тела в обеих группах уравнивались и далее в возрасте 15–17 лет длина тела у мальчиков значимо (р...

Исследование показателей физического развития и физической...

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента. Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность...

Динамика физического развития и физической...

В данной статье рассматриваются особенности физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов средней школы г. Ташкента. Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Исследование динамики показателей физического развития...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Автоматизированный контроль показателей физической...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Методика организации экспериментальных работ по...

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие, занятие, внеклассная спортивно-массовая работа.

Динамика основных двигательных качеств учащихсяюношей...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Характеристика физического развития школьников сельских...

Ключевые слова: дети, физическое развитие. The state of physical development in schoolchildren in rural areas of central Kazakhstan was studied.

В возрасте 14 лет показатели длины тела в обеих группах уравнивались и далее в возрасте 15–17 лет длина тела у мальчиков значимо (р...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследование показателей физического развития и физической...

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента. Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность...

Динамика физического развития и физической...

В данной статье рассматриваются особенности физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов средней школы г. Ташкента. Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Исследование динамики показателей физического развития...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Автоматизированный контроль показателей физической...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Методика организации экспериментальных работ по...

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие, занятие, внеклассная спортивно-массовая работа.

Динамика основных двигательных качеств учащихсяюношей...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Характеристика физического развития школьников сельских...

Ключевые слова: дети, физическое развитие. The state of physical development in schoolchildren in rural areas of central Kazakhstan was studied.

В возрасте 14 лет показатели длины тела в обеих группах уравнивались и далее в возрасте 15–17 лет длина тела у мальчиков значимо (р...

Исследование показателей физического развития и физической...

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента. Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность...

Динамика физического развития и физической...

В данной статье рассматриваются особенности физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов средней школы г. Ташкента. Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность.

Исследование динамики показателей физического развития...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Автоматизированный контроль показателей физической...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Методика организации экспериментальных работ по...

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие, занятие, внеклассная спортивно-массовая работа.

Динамика основных двигательных качеств учащихсяюношей...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихсяюношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Характеристика физического развития школьников сельских...

Ключевые слова: дети, физическое развитие. The state of physical development in schoolchildren in rural areas of central Kazakhstan was studied.

В возрасте 14 лет показатели длины тела в обеих группах уравнивались и далее в возрасте 15–17 лет длина тела у мальчиков значимо (р...

Задать вопрос