Особенности семейных отношений в различных национальных культурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 29.10.2014

Статья просмотрена: 27497 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Е. А. Особенности семейных отношений в различных национальных культурах / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 558-561. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13317/ (дата обращения: 21.12.2024).

В данной статье рассматриваются особенности семейных отношений в различных национальных культурах, а также описываются процессы воспитания детей в разных национальностях.

Ключевые слова: Семья, дети, отношения, воспитание, брак, традиции

 

Семья для каждого человека играет роль, как в воспитании, так и в формировании личности. Именно в семье закладываются такие качества в человеке, как любовь, доброта, честность, здоровье, нормы и правила поведения. В любой национальности есть свои традиции и обычаи в создании семьи и в воспитании детей. И поэтому каждый учитель должен как можно больше знать об особенностях семейных отношений в различных национальностях, ведь в школе обучаются разные дети, и для того чтобы привить им любовь, доброту, желание создать семью и родить детей необходимо проводить с ними беседы и рассказывать учащимся о том, как в древние времена жили их предки и какими были семейные отношения.

Для семей Русских было характерно сохранение традиций. Русская семья традиционно состояла из семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Многие историки говорят о том, что у разных племен, сложились разные семьи. Так, например, у поляк были моногамные семьи, у других же вятичей, кривичей и др. — полигамные, но основной формой семьи у русских считалась семья малая, которая состояла из двух поколений: детей и родителей.

В древние времена, как утверждают различные источники, существовало немало способов вступления в брак. Одним из самых древних, является похищение женихом невесты без ее согласия.

У славян, существовал обычай похищать невест на игрищах, но только тех, с кем предварительно они сговорились. Также в те времена был и другой способ вступления в брак, как покупка у родственников невесты. У поляк же, самой популярной формой создания семьи стал привод невесты в дом к жениху. При этом мнение и согласие невесты на заключение брака никто не спрашивал, хотя уже в Уставе Ярослава указывался запрет силой выдавать замуж девушек. Брак заключался лишь в том случаи, когда родственники невесты соглашались с женихом или его родственниками. Церемония заключения брака проводилась по специальным обрядам: вечером невесту приводили в дом к жениху, и она раздевала его, и самое главное, снимала с него обувь. На второй день после свадьбы родственники невесты привозили приданое. Личные отношения между супругами зависели во многом от того, как создавалась семья. При похищении, девушка была как бы собственностью мужа, поэтому в семье у жены не было никакого права. При покупке невесты и привозом ее приданым между женихом и родственниками невесты были отношения, при которых власть жениха ослабевала, а также у жены появляются права. В те времена, на всей территории, свободно производился развод, причем, в браке с приданым инициатором могла быть жена. С принятием христианства начинает действовать собрание семейного права, впоследствии названное Номоканон. Венчание в церкви было лишь для высших слоев общества, остальное население, практиковало традиционные обряды заключения брака.

Согласно законам номоканона, перед венчанием следовало пройти обручение — под которым понимается сговор, во время которого родственники невесты и жениха договаривались о заключении брака и о приданом. Закончив обучение, выдавалась специальная сговорная запись; на случай нарушения вступление в брак платили неустойку больших размеров. Священник, производивший обручение, давал также венечную запись, которая была необходима при венчании. Обручение объединяло жениха и невесту почти так же, как брак. Нарушение невесты верности жениху рассматривалось как прелюбодеяния. Возраст, когда можно было вступить в брак — 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Также внимание обращалось на то, что между женихом и невестой не должно быть «великой разницы в летах». Запрещалось вступать в брак с родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Взаимное согласие на заключение брака по церковным правилам всегда было необходимо, хотя на деле невесту о согласии никто и не спрашивал. Венчание производилось только священником, в присутствии не менее двух свидетелей.          

Личные отношения между супругами с принятием христианства сильно изменились. Жена уже рассматривалась не как имущество, принадлежащее мужу, а уже как самостоятельное лицо. Церковный брак уже, официально провозглашается таинством, которое совершается на небесах, и направленно на духовное и физическое общение супругов. За убийство жены, муж всего лишь мог подвергаться легкому наказанию, а жену же, убившую мужа своего, живую закапывали в землю. Муж мог совершенно спокойно заложить жену, предоставив под предметом залога. В тот период замужние женщины могли общаться лишь с ближними родственниками. Фундаментом отношений между женой, мужем и детьми являлась власть мужа и отца семейства. Семья в тот период существовала как бы маленьким государством, со своим уставом и собственной властью. Жилищно-имущественные отношения между супругами отмечались признанием за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период женщины имели свое имущество. В период семейных отношений муж также владел и использовал имущество жены, но не мог, без согласия законной супруги им распоряжаться. В случае же кончины жены все ее имущество переходило к ее детям, а если детей не было при жизни, то к ближним родственникам. Отношения между родителями и детьми строились лишь на отцовской власти. Эта власть была достаточно сильной, хоть и прав на жизнь и смерть никогда не имели. Однако в качестве серьезного преступления, убийство детей не рассматривалось. По Приказу 1648 года за убийство детей отец мог всего лишь прибывать один год в тюремном заключении. В то же время за убийство родителей, детей убивали. С помощью наказаний отец принуждал к повиновению своих детей. Пожаловаться дети не могли. За это, Уложение 1648 года, предписывало «бить их кнутом нещадно» [12]. У русских, как и у всех других народов и племен, долгое время преобладала семья, которая объединяла родственников по прямым и боковым линиям. Довольно часто такие семьи объединяли дедов, сыновей, внуков и правнуков. Несколько же супружеских пар вместе владели имуществом и хозяйством. Руководил же этой семьей самый опытный, трудоспособный, зрелый мужчина, который имел власть над всеми другими членами семьи. У такого мужчины была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство. Остальные женщины были практически бесправны.

На рубеже XIX–XX вв. многими исследователями было зафиксировано наступление кризиса семьи, который сопровождался многими противоречиями. Авторитарная власть мужчины уже не была такой сильной. Семья утратила основные свои функции. Нормой стала модель нуклеарной семьи, состоящая из супругов и их детей.

Современная модель семьи достаточно вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся как в зарегистрированном или незарегистрированном браке; бездетных партнеров, также людей, не вступающих в брак и ведущих общее хозяйство; пару «мать и ребенок», полигамный союз, а также однополый фактический брак.

С одной стороны, во многом сохраняется традиционный (патриархальный) брак, при наличии всех его признаков. С другой стороны же, признается достаточно популярным вариант эгалитарной семьи (семья, в которой оба супруга занимают равноправное положение) [18,200], представляющий отход от традиционного начала в семье в сторону индивидуально-личностного.

С древних времен татарский народ строил свою семейную жизнь по законам Корана и Шариата. Религия, в большинстве случаев, стала основой татарской культуры, и татарским традициям. Для народа, вера является всем, И сегодня, именно вероисповедание дает возможность выделяться татарам, на фоне русского населения. Религия поддерживает традиции и нравственные ценности и защищает их от уничтожения в современном обществе.

Татары всегда очень высоко ценили свою семью, а заключение брака считается необходимостью. В древние времена семья была единственной возможной формой введения любого хозяйства, также гарантией хорошей старости. Для татар создание семьи считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком» [21,58]. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу» [21,59], а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В Древние времена, у татарского народа, было лишь экономическое соображение по выбору супруги: семье была нужна невестка — хозяйственная, и которая могла рожать детей и их воспитывать. Брак по сватовству был основной формой создания семьи. До наших дней сохранились и основные требования к невестке. Девушка должна быть доброй, трудолюбивой, с почтением относиться к родителям мужа. К невесте присматривались долго, обязательно смотрели на ее трудовые навыки. Благодаря этому и судили о трудолюбии потенциальной невестки. Если свекровь, имея невестку, продолжала хлопотать по хозяйству, это унижало ее достоинство. Недопустимым также считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. В то время как свекровь занималась хозяйством, невестка не могла сидеть без дела. Основной заботой свекрови являлось соблюдение традиций и обычаев, а также присмотр за детьми.

Татарская молодежь не могла свободно общаться друг с другом, потому что это было стеснено нормами и правилами шариата. Но, несмотря на это, юноши всегда искали возможность встретиться с девушками, например во время сенокоса или сбора урожая. Парни, которые хотели жениться, обязательно ездили в соседние деревни и села, чтобы найти себе жену. Для этих поездок даже существовал особый термин — высмотреть девушку. В этот день устраивали «аулак» — молодежные игры, или посиделки. Такие мероприятия являлись порой единственной разрешенной формой встреч молодых. Нормы Шариата строго запрещали любые вольности между возлюбленными. Да и воспитание девушек не позволяло бойкого общения с юношами. Ведь многие могли, сочти это за легкомыслие. А об интимной близости и речи быть не могло, ведь даже улыбка могла повлечь за собой серьезные последствия.

Для татар важное значение имела национальная и социальная принадлежность молодых. При вступлении в брак особое внимание обращали на происхождение и родословную. На здоровье также обращали значение. Невеста должна была происходить из хорошей семьи, не быть незаконнорожденной, чтить традиции, исполнять обряды, быть девственницей. Все эти факторы способствовали стремлению сохранить и укрепить будущее поколение.

«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лет. Для юношей возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.

Для татарского народа очень важно соблюдать обычай, порядок старшинства при вступлении в брак среди сестер и братьев. Невеста должна была приходить в дом жениха. Если этого не происходило то позор жениху. В народе говорили так: «Йортка кергенче — утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом») [21, 74].

Для татар, традиционная семья моногамная, и основана на патриархальных принципах. Главной особенностью такой семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально — психологическим функциям. Такая семья рассматривается как завершающий акт в воспитании, который способствует укреплению всего рода в целом, а также семьи.

Также был еще один минус со стороны традиционного брака. Между приверженцами разной веры не мог быть заключен брак, пока один из них не примет веру другого.

Девушка, после вступления в брак полностью переходила на содержания мужа и была во власти его. Никто из родителей не вмешивался в отношения молодых. Женщине не позволялось покидать дом мужа, без его разрешения, и уходить к родителям или родственникам. Инициатором развода мог быть лишь муж. При разводах, мужчина должен обязательно вернуть часть калыма, а женщина могла забрать свои личные вещи. Если мужчина имел интимные отношения с женщиной, то по законам шариата он должен жениться на ней. Но это требование не создает хлопот для мужчин, так как разводы производятся достаточно легко. Однако, узнав об этом, многие девушки могут отказаться от вступления в брак с этим человеком.

У мусульманского общества брак, в котором рождаются дети, является религиозной обязанностью, а безбрачие — прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий мужчина имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется «Женщины», сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…» [21,80].

Татары всегда стремились иметь как можно больше детей, в особенности продолжателей рода — мальчиков, чтобы они помогали в хозяйстве и были надежной опорой в старости. В татарских семьях, как и во многих других, преобладала многодетность. Средняя численность многодетной семьи, составляла 8–10 человек. На сегодня, татарская семья также считает, что должны быть дети в семье, но, к сожалению не многие могут их иметь, тогда семья берет чужих из детских домов. Такие семьи были в уважении и почете общества.

Важнейшей функцией современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей — базар, баласыз ей — мазар» (дословно: «Дом с детьми — базар, дом без детей — кладбище») [21,85].

Ислам предписывает мужчинам заботиться и беречь своих матерей, сестер, дочерей и жен. У татар особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов (Хадис — высказывание пророка и сообщение его сподвижников о его учении и образе жизни) сказано, что «рай находится под ногами матери», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины.

Семья, у чувашского народа была прочной. Супруги относились друг к другу с преданностью, верностью, уважением. В некоторых преданиях говориться о том, что распущенность женщин или мужчин была позором. Если мужчину обвиняли в распущенности, его привлекали к ответственности перед судом общины и выселяли из деревни. Если жена рекрута, служившего в армии 25 лет, родит сына без мужа, то такого сына не наделяли землей и по достижении двадцати лет отправляли в солдаты же. Родители своим примером, в труде воспитывали своих детей. Разводов почти не было.

Старших чуваши уважали и почитали. При нарушении этого община жестоко наказывала.

У чувашского народа была такая традиция, что после смерти старшего брата, младшему переходила его жена. Искать невесту в своей деревни строго запрещалось, ведь по приданию она могла быть родственницей жениху. Свадьбу играли по традиционным чувашским ритуалам. Допускалась кража невесты.

Стремление многих чувашей женить своих сыновей, в очень раннем возрасте, и выдавать дочерей замуж в годах в значительной мере было обусловлено необходимостью иметь рабочую силу в крестьянском хозяйстве. Предание, записанное в 1912 году, сообщает: «Старики говорят, что в старину женили очень молодых. Перед женитьбой испытывали мальчика таким образом: бросали в него большой шапкой, которая весила, пожалуй, больше десяти фунтов. Если от этого не падал, то его женили. Должно быть, жених был не старше 14–15 лет. Девиц выдавали очень поздно: до 30 и 35 лет жили они девицами [10,25].

В семьях чувашского народа всегда с большим уважением и любовью относились к своим родителям. Все это хорошо видно из народных песней, в которых пели не о любви между женщиной и мужчиной, а о любви к своей семье, родителям и Родине.

Древние чуваши верили, что самое страшное проклятье — это проклятие матери, которое обязательно сбудется. Поэтому чуваши очень чтили своих матерей, и была у них такая пословица: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». [10, 30]

В семьях чуваш было равноправие, и никогда не было обычаев унижающих женщину. Супруги уважали друг другу, и поэтому в чувашских семьях были редки разводы. Старики о муже и жене говорили так: «Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. [10, 33]

Подводя итоги рассмотрения семейных отношений и опыта семей по воспитанию детей в различных национальностях, можно сделать следующие выводы:

-        Семейные отношения в разных национальностях достаточно сильно отличны друг от друга, но просматриваются некоторые сходства, которые говорят о том, что люди одинаково трепетно подходят к созданию семьи.

-        Отношения между супругами, у разных народов, достаточно теплые, уважительные. Это во многом показывает, что люди заключали брак по любви и согласию. Исключения составляли лишь браки по расчету.

-        К вопросу воспитания люди подходили с большой ответственностью и пытались вырастить достойных парней и девушек, которые должны были продолжать род, воспитывать своих детей и не забывать о старых родителях.

В итоге учитель должен научить детей культуре создания семьи, на традициях своей национальности. Объяснить им значения и важность отношений и воспитания в современном обществе.

 

Литература:

 

1.      Иванов В. П. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары,1993,С.310.

2.      Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2006

3.      Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

4.      Фахрутдинов РГ. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, брак, жена, Отношение, воспитание детей, жених, заключение брака, родственник невесты, создание семьи.


Похожие статьи

Особенности системы семейных ценностей у женщин с разным брачным статусом

В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Особенности супружеских отношений на начальном этапе семейной жизни

В статье анализируются качественные и количественные особенности супружеских отношений на начальных этапах семейной жизни у современных пар без детей и с детьми.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста, изучаются психические и возрастные изменения.

Особенности детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком

Данная статья посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком В статье дается описание сравнительного анализа характеристик детско-родительских отношений у матерей и отцов с разным ур...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Похожие статьи

Особенности системы семейных ценностей у женщин с разным брачным статусом

В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Особенности супружеских отношений на начальном этапе семейной жизни

В статье анализируются качественные и количественные особенности супружеских отношений на начальных этапах семейной жизни у современных пар без детей и с детьми.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

В статье затрагиваются некоторые особенности воспитания детей в семье.

Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматриваются основные особенности детей младшего школьного возраста, изучаются психические и возрастные изменения.

Особенности детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком

Данная статья посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком В статье дается описание сравнительного анализа характеристик детско-родительских отношений у матерей и отцов с разным ур...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Задать вопрос