Введение.
Необходимым фактором и условием воспитания личности, определяющим ускорение (или сдерживание) процесса ее самореализации, является окружающая социокультурная среда.
Социокультурная среда, то есть сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека и сам человек постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию. В свою очередь, личность, действуя в среде, вступая в отношения с другими людьми, участвуя в деятельности различных общностей, создает эту среду, придает ей социальное качество.
Опыт работы в детском реабилитационном Центре показывает нам, что театрализованные музыкальные праздники, участниками которых бывают дети, проходящие реабилитацию, являются одной из самых действенных форм массовых мероприятий, объединяющих семьи с детьми с проблемами в развитии, воспитывающих толерантное отношение к «особым» детям у их здоровых сверстников. Ведь зрители — родители, родные, педагоги, гости — не только смотрят спектакль, но и являются непосредственными участниками постановки, вместе с героями сказки участвуют в музыкальных номерах. Дети, по состоянию здоровья не посещавшие занятия, а также их братья, сестры, легко включаются в действие, поскольку танцы, хороводы, песни просты для исполнения, а если надо — им помогут пришедшие на праздник взрослые. Ребята, которые не могут принять участия в танцевальных номерах, играют на детских музыкальных инструментах, являясь вместе с музыкальным руководителем участниками оркестра, музыка которого сопровождает действие сказки.
В Центре сформировалась группа детей, успешно прошедших реабилитацию, которые стали основой нашей «театральной труппы». Много усилий педагогов и родителей было приложено, чтобы адаптировать наших «особых» детей к артистической деятельности, увлечь их процессом репетиций, побороть страх перед публичными выступлениями. Иногда выросшие, давно не посещающие Центр «артисты» с радостью принимают участие в наших театрализованных праздниках. В свое «театральное содружество» мы приглашаем всех желающих сыграть хотя бы маленькую роль, даже если это приходится делать с помощью взрослого. Совместные традиционные чаепития после театрализованных постановок объединяют и поднимают настроение всем участникам праздника: и артистам, и зрителям. Когда наши мероприятия снимает телевидение, юные таланты и самые активные зрители дают свои первые интервью журналистам и с нетерпением ждут показа сюжета в городских новостях. Ведь «духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий» подчеркивал В. Сухомлинский.
Сценарий спектакля.
Спектакль «Кошкин дом на новый лад», сценарий которого написан О. Ю. Мандрика (по мотивам сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом») к празднику День семьи, был сыгран детьми, проходящими реабилитацию в Центре социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничением жизнедеятельности «Солнышко».
Действующие лица:Ведущий, Феи, котята, папа-кот, мама-кошка, бабушка-кошка, дедушка-кот.
Ведущий: Жили-были: мама-кошка,
Папа и детишки-крошки.
Очень дружные все были.
И друг друга так любили!
И друг другу помогали,
Деда с бабой уважали.
А ещё любили петь,
Пирожки с капустой печь.
Исполняется песенка «Опять про пирожки» (муз. и сл. Е. Е. Соколовой), журнал «Колокольчик» № 57, 2014 г.
Ведущий: Всей семьею стол накрыли,
Бабе с дедом позвонили.
Мама: Приходите в гости. Ждём.
Дед: Да, спасибо, мы идём!
Приходят бабушка и дед. Здороваются. Садятся за стол.
Ведущий: Праздник весело справляют,
Вместе песню запевают.
Исполняется первый куплет песни «Золотая свадьба» (муз. Р.Паулса)
(«Праздник, праздник празднуем семьей,
Будет праздник очень заводной.
Папа, мама и детишки в ряд
На скамейках рядышком сидят»)
Дед: Ах, как весело мы пели,
Вкусных пирогов поели.
Бабушка: Вечер. Нам домой пора,
До свиданья, детвора.
Папа: Мы пойдем вас провожать,
А вам надо всё прибрать.
Мама: Папу слышите, котята?
Котята: Да! Да! Да!
Бабушка с дедом: Вот послушные внучата!
Котенок № 1: Не забудьте взять вы зонтик.
Котенок № 2: К нам в окно стучался дождик.
Котенок № 3: Лужи там уже большие.
Котенок № 1: До свиданья, дорогие! Мама, дедушка, папуля.
Котенок № 2: И любимая бабуля!
Котенок № 3: Вот уж гости ушли, дорогие ушли.
Все вместе: Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
Котенок № 1: Братец, убирай посуду.
Котенок № 2: Нет, не буду,
Нет, не буду!
Котенок № 3: Мойте, убирайте сами.
Я и так уже с усами!
Котенок № 1: Лучше будем веселиться!
Котенок № 2: Прыгать, бегать и кружиться!
Котенок № 3: Мы устроим тарарам, будет весело всем нам!
Все вместе: Тарарам, тарарам, будет весело всем нам!
Общее веселье. Ширма.
Ведущий: А вам нравится, ребята,
Как ведут себя котята?
Вы так дома не шалите?
Тише, тише, посмотрите!
Папа с мамой возвратились,
В дом не входят. Удивились.
Убирается ширма. У дома перекошена крыша. Беспорядок.
Мама: А домой ли мы попали?
Ведущий: Они дома не узнали!
Папа: Открывай, скорей войдем
И посмотрим — наш ли дом.
Мама: Ой беда, ой беда, мы попали не туда.
Папа: Это что же здесь творится?
Мама: У котят чужие лица!
Котята: Папа, мама, посмотрите!
Папа: Ничего не говорите!
Мама: Вы на наших не похожи.
Вместе: Ой, какие злые рожи!
Убегают, закрыв лица руками.
Котенок № 1: Своих деток не узнали
Котенок № 2: И куда-то убежали
Ведущий: Что же делать им, ребята?
Жить одним им рановато.
Котенок № 3: Что же делать? Как нам быть?
Не хочу без мамы жить.
Котенок № 1: Буду плакать, буду ныть
Не могу без папы жить!
Котята № 3 и № 1: Мяу, мяу, ой-ёй-ёй!
Котенок № 2: Прекратите этот вой!
К бабушке сейчас пойдём
У неё чайку попьем.
Убегают.
Ведущий: Вот как быстро добежали!
Лапками звонок нажали!
Бабушка: Кыш, кыш!
Дедушка: Брысь, брысь!
Уходите!
И в окошко не стучите!
Бабушка: Что за странные зверята?
Вместе: Не мои это внучата!
Котенок № 3: Что же делать? Как нам быть?
Как нам маму возвратить?
Котенок № 1: Папу, дедушку, бабулю!
Ой, сейчас ведь зареву я…
Котенок № 2: Мяу, мяу, ой-ёй-ёй!
Как мне хочется домой!
Сидят, горюют.
Ведущий: Как же им помочь, ребята?
Посоветуем котятам
Возвратиться всем домой.
Ну-ка, феечки, за мной!
Вы котятам помогите,
Вместе все вы приберите,
Крышу дома почините,
Спать котяток уложите,
Колыбельную им спойте,
Чисто-чисто их умойте.
Поняли все? До свидания.
Спойте песню на прощанье.
Уводят котят, поют. Ширма.
Возвращаются усталые Кот и Кошка.
Папа: Где же, где же, где наш дом?
Мама: Славные котята в нем!
Вместе: Ходим, бродим, спать хотим!
Мама: Сядем тут и поглядим.
Посмотри, а этот дом
Мне как будто бы знаком.
Папа: Ты в окошко посмотри –
Узнаешь кого внутри?
Мама: Вот так радость! Там ребята
Наши милые котята!
Сладко спят, убрали все!
Папа: Наконец, нам повезло
Дом в порядке, детки спят
Вместе: Как я рада! Как я рад!
Ведущий: Наша сказочка кончается
Ну, а праздник…
Все герои вместе: Продолжается!
Представление исполнителей ролей.
Ведущий: Дети! Феи, папа кот,
Вас зовут всех в хоровод!
Исполняется песня «Песня о сказке» (муз. О. Ю. Мандрика, сл. М. В. Сидоровой)
Приложение.
Песня о сказке.
Музыка О. Ю. Мандрика. слова М. В. Сидоровой
Взрослые знают и дети:
Чтобы счастливыми быть,
Надо всем людям, всем людям на свете
С доброю сказкой дружить.
Сказке откроем мы двери,
Зовем мы ее сюда.
Добрые, добрые милые феи
В сказках живут всегда.
Сказки живут ведь повсюду,
Верных зовут друзей.
Если поверить, поверить нам в чудо,
Станет весь мир наш светлей!
Ждут тех волшебников дети
В сказках и наяву.
И обязательно где-нибудь встретят
Добрую фею свою.
Литература:
1. «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.
2. Букарина Е. П. «Наши талантливые малыши» Ярославль: Академия развития, 2006
3. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: ВАКО, 2007
4. Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»- СПб.: КАРО, 2006
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., М.: Педагогика, 1982
6. Полевая Н. В., Перминова Н. В. «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий Дружная семейка», М: Педагогика, 2010