В своём нынешнем значении термин «идентичность», который происходит от латинского слова identifico — «отождествляю», пришёл в другие дисциплины из психологии и социологии. В психоанализе он употребляется для обозначения процессов взросления, а также механизма, позволяющего Я реализовать себя. Необходимая потребность индивида в самоидентификации приводит в действие процесс формирования его «Я», который позволяет преодолеть страх неопределённости, найти и выделить себя из окружающего мира, защитившись тем самым от него посредством самоопределения. Процесс самоидентификации является необходимым условием вхождения в социально-культурное пространство.
Несколько иначе понятие идентификации рассматривается в области социологии. Здесь под ним подразумеваются разнообразные механизмы вхождения индивида в социальное пространство. С их помощью человек овладевает различными видами социальной деятельности, вживается в необходимые социально-культурные роли и соответствующие им поведенческие установки, усваивает принятые в обществе нормы и ценности. В результате осуществления процесса идентификации у человека возникает чувство принадлежности к тому или иному конкретному сообществу. Это внутреннее ощущение единства и обозначается понятием «идентичность».
Введение этого понятия в сфере психологии в значении «психосоциальная идентичность», как правило, связывают с именем Эрика Г. Эриксона, американского психолога и психотерапевта, расцвет деятельности которого приходится на период 1960-х годов. В соответствии с определением Эриксона, идентичность представляет собой внутреннюю тождественность личности самой себе и непрерывность её существования во времени и пространстве. [1, с.75] Она заключает в себе несколько аспектов. Во-первых, личность воспринимает саму себя как нечто единое целое, тождественное самому себе, осознаёт непрерывность своего бытия, и сохранение этого единства, несмотря на все происходящие изменения. Во-вторых, индивидуальная, личностная идентичность связана с тем, что эту тождественность и непрерывность признают и подтверждают другие, то есть общество, социальное окружение.
Каждый человек с течением времени изменяется как внешне, так и внутренне, физически и духовно. Он растёт, взрослеет, меняются его взгляды, личные вкусы и пристрастия, пополняется багаж его знаний о мире и людях, копилка индивидуального опыта. Человек становится другим, не таким, каким он был прежде. Но вместе с тем в нём всегда присутствует некое внутреннее единство, которое позволяет ему утверждать тождество своего «Я» и подтверждать его опытом идентификации со стороны окружающих людей. «Переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за всё своё детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. Идентичность динамична и никогда не достигает завершённости. Она постоянно меняется в соответствии с новыми жизненными реалиями, вносящими свой вклад в преобразование внутреннего состояния индивида и его отношений с социальным окружением.
Изменение идентичности человека в течение всей его жизни представляет собой ряд последовательных психосоциальных кризисов. Их переживание в той или иной степени наносит личности травму, но вместе с тем и мобилизует, побуждает её к действию, к дальнейшему поиску тождественности, истинности и цельности собственного бытия.
Таким образом, под идентификацией в психологии понимается сложный эмоционально-когнитивный процесс отождествления индивидом самого себя с другими людьми, группами и коллективами, собственным идеалом, с персонажами произведений культуры и искусства. В понятие идентичности, помимо субъективного чувства собственной тождественности, входит, дополняя его, объективный фактор — подтверждение другими людьми целостности личности и её принадлежности к объективно разделяемой картине мира. Кроме того, объективное удостоверение тождества личности выражается в соответствии внутренних представлений человека о собственном положении в мире общественным представлениям о занимаемом им месте. Идентичность играет роль фундамента для формирования личности человека и является свидетельством осуществления различных сценариев самоидентификации, как благополучных, так и неудовлетворительных.
К личностной идентификации тесно примыкает групповая или коллективная идентификация. Она возникает вследствие того, что человек как общественное по своей природе существо входит в состав самых различных групп, общностей, коллективов, классов и иных форм единения. Этот факт сопровождается чувством включенности в ту или иную социальную общность, собственного единства с остальными членами данного коллектива, отождествления себя с ним как одним целым. Степень интеграции личности в некое сообщество зависит от успеха в прохождении процессов инкультурации и социализации, то есть, примыкания к конкретной культурной традиции, разделения одних и тех же норм, ценностей и стереотипов поведения, этических предписаний и юридических законов, мировоззренческих установок, присущих данному обществу.
Социально-культурная идентичность Я основывается на соответствии личных представлений о социально допустимом поведении требованиям, предъявляемым самим обществом и принятым в нём. Чем они ближе друг другу, чем больше совпадают, тем сильнее чувство принадлежности к данному социуму, подтверждаемое другими людьми, входящими в его состав. От того, насколько личностные представления о мире и внутренние запросы и потребности человека совпадают с картиной мира окружающих людей, зависит представление человека о собственном положении в мире, ориентация в нём.
Сочетание личностной и социально-культурной идентичностей составляют представление о существовании собственного «Я» и его содержательном, сущностном наполнении. Это знание того, что «Я есть», а также осмысление того, кто, что и где есть это «Я». Однако чувством этого «Я», своей самости не всегда бывает чётким и ярко выраженным, но часто носит смутный, неопределённый и интуитивно ощущаемый характер в силу того, что существуют не только благоприятные, но и неблагоприятные сценарии личностной и социокультурной идентификации. [2, с.74]
Одной из традиционных коллективных идентичностей человека является этническая идентичность. Она представляет собой чувство принадлежности индивида к той или иной конкретной этнической общности. «Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. При этом, во-первых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности -социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, — и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется в самоназвании, и не сводится к ней.
Этническая идентичность — это в первую очередь результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Этническая идентичность — это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие только ей особенности. Так, Г. Г. Шеппет рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощённую в культурной традиции и обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее. [3,с.61]
В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента -когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка её качеств, отношение к членству в ней).. Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, понятие этнической идентичности, выделяют ещё и её поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определённой группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.
Различение идентичности и принадлежности само по себе выступает значимым вопросом. На первый взгляд, казалось бы, отличие одного из этих понятий от другого особенных затруднений не представляет. Принадлежность — это причастность индивида чему бы то ни было, какой-либо группе или коллективу. Она основывается на факте вхождения индивида в состав того или иного сообщества вследствие того, что он обладает свойствами или качествами, которые позволяют причислить его к данному коллективу. А идентичность — это чувство принадлежности, возникающее на основании факта её наличия, которое переживается самим человеком и поддерживается за счёт удостоверения, подтверждения со стороны окружающих.
Все эти и многие другие примеры свидетельствуют о возможности существования не соответствующей реальному положению дел, так называемой ложной идентичности. Так можно охарактеризовать чувство принадлежности к чему-либо и тождества с чем бы то ни было, возникающее вне связи и без опоры на достоверный факт подлинной принадлежности. Ложная идентичность, как и другие формы этого психофизического и социального феномена, включает в себя как когнитивный, так и аффективный компоненты. Ей в той же мере присущи и знания, представления индивида о самом себе, собственных особенностях и характерных чертах общности, частью которой он себя считает, и чувство собственной самотождественности, ощущение причастности и принадлежности к конкретному коллективу. [4,с.201]
В её структуру входит и интуитивно воспринимаемое чувство единства и цельности, оценка и оценочные критерии, как рефлексивные, так и внешние по источнику своего происхождения. Однако особенность ложной идентичности, на наш взгляд, состоит в том, что в качестве её когнитивной составляющей выступает представление о собственном своеобразии и об отличии от других людей и сообществ, которое имеет мало общего или вовсе никак не соотносится с фактами действительности, не соответствует жизненным реалиям. Это знание, образующее фундамент данной идентичности, на поверку оказывается мифом, идеалом, объединяющим вымыслом.
Формирование представлений о собственной этнической принадлежности зависит от особенностей социальной среды и окружения, от того социально-культурного контекста, в котором протекает жизнь человека. Процесс идентификации индивида по этническому признаку связан с его осведомлённостью о специфических неотъемлемых чертах своего народа и его культурном своеобразии, а также об отличиях от представителей других народов. Знание это, в свою очередь, обусловлено частотой и характером межэтнических контактов, благоприятным возможностям осуществления которых способствует в большей степени полиэтнический, нежели моноэтнический состав населения непосредственного региона проживания человека. Часто приходится сталкиваться с тем фактом, что в странах, состав населения которых образуется из людей, по происхождению принадлежащих нескольким разным народам, доминирующая этническая группа обладает определёнными преимуществами перед другими общностями. Вследствие этого членство в группе большинства ценится выше и потому более желательно, нежели когда индивид примыкает к этническим меньшинствам.
В данных обстоятельствах процесс этнической самоидентификации личности осложняется тем, что человек, принадлежащий группе этнического меньшинства, оказывается в ситуации сложного выбора между своим фактическим, подлинным происхождением и предпочтением более престижной доминантной этнической общности, сознательным или же неосознанным желанием отождествления с ней.
Результатом такой необходимости выбирать часто становится формирование сложной, смешанной идентичности, сочетающей в себе как черты представителей группы этнического большинства, так и элементы, свойственные членам меньшего этнического сообщества.
Однако и здесь не всё так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Существует множество самых разных социальных групп, и по своим свойствам их можно с различной степенью точности отнести к одному из двух основных типов групп. Это: 1) группы с низким или вовсе нулевым уровнем межгрупповой мобильности, возможности сменить собственную принадлежность, и 2) группы, примыкание к которым, или, напротив, выход из которых и переход в другие общности относительно лёгок и предоставляет индивиду свободу выбора. К первому типу, как правило, относятся группы большого масштаба: социальный слой, пол, раса и тому подобные. Ко второму — малые группы, например, политические партии, клубы, сообщества по интересам. Кроме того, большая или меньшая межгрупповая мобильность зависит от характера самого общества и исторической эпохи.
Этнические сообщества представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями. Если биологическую составляющую этнической принадлежности личности не изменить, то культурный компонент более гибок, допускает возможность выбора. У человека имеется шанс приобщиться к другой культуре и её ценностям. Однако вопреки желанию индивида принадлежать той или иной общности, ощущению единства и тождественности с ней, далеко не все биологические, наследственные данные могут успешно и удачно сочетаться с любым культурным контекстом. В ряде случаев образуется зазор между этнической принадлежностью и идентичностью, что способно привести к возникновению не просто смешанной, но ложной идентичности.
К тому же понятие идентичности подразумевает не только самоотождествление, но и одновременно идентификацию со стороны окружающих людей. И если представления личности о самой себе не совпадают с тем, как её воспринимают другие, если общество ожидает от неё иной поведенческой реакции и культурных проявлений, более привычных и уместных, на взгляд окружения, для данного представителя определённого этноса, к которому оно его приписывает, то процесс идентификации пройдёт по неудачному сценарию и приведёт к очередному кризису идентичности.
Несколько иную ситуацию представляют собой межэтнические, в том числе межрасовые, браки. Здесь тоже возможно и довольно часто наблюдается несоответствие между самоидентификацией индивида и его идентификацией со стороны других людей, «приписывания» к какому-либо из этносов. Выходцы из смешанных браков с полным правом могут претендовать на отождествление с этносом и этнической культурой как отца, так и матери, и эта смешанная, сложная идентичность уже не будет ложной, неподлинной. Хотя и в этом случае они не застрахованы от того, что их может не принять в качестве своих как одна, так и другая общность.Современное общество сосредоточило огромный потенциал межпоколенческой напряженности, противоречий, конфликтов. Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса сегодня представляется актуальным для полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур. [5, с.19]
В случае относительно удачной идентификации дети от межэтнических браков присоединятся сразу к двум этнокультурным традициям. При реализации иных сценариев возможно тяготение к внутригрупповой идентификации с каким-либо одним этносом и его культурой. А при самом неблагоприятном исходе индивид переживает чувство разрыва, нахождения на стыке, на границе между культурами при отсутствии ощущения какой бы то ни было принадлежности к ним. Этот кризис идентичности может пробудить интерес к поиску своей этнической идентичности либо к выражению своей принадлежности в иных категориях, нежели этнокультурная идентичность.
В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе.
Литература:
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 258с.
- Румянцева Т. В. Особенности структуры идентичности студентов второго курса медицинского вуза //Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. — Ярославль, 2005. — С.73–77.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб.: П. Э. Т. — «Алетейя», 1996. — 195с.
- Стефаненко Т. Г. Социальная и этническая идентичность. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 397с.
- Ярычев Н. У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2009. — № 5. — С. 17–22.