Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении школьников здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 870 раз

Библиографическое описание:

Луканина, Н. Н. Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении школьников здоровому образу жизни / Н. Н. Луканина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13277/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Важнейшей задачей современной системы общего образования является постоянное улучшение качества социально-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. В связи с нарастающим социальным неравенством в обществе, что отражается на детях и подростках, духовно-нравственный уровень понижается, а от сюда и возникают проблемы с ростом числа курильщиков, распивающих спиртные напитки, употребляющих наркотические средства. Достаточно значимо поменялись условия обучения и воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях. Вследствие увеличения объема учебных дисциплин увеличилась предметная нагрузка. Следует отметить, что учебный процесс общеобразовательной школы в первую очередь ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья учащихся. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а так же, что состояние здоровья детей за период обучения в школе ухудшается. К тому времени как школьники становится выпускниками, то каждый четвертый из них имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий — близорукость, нарушение осанки и другие заболевания. Исследования Выголовой В. О., Зелинской Д. И., Олещенко А. М., Фалевича В. И. и др. подтверждают, что показатели здоровья подрастающего поколения у нас в стране снижаются.

В школах сейчас наиболее актуальна, встали проблемы формирования здорового образа жизни, предупреждения заболеваемости и естественно охрана здоровья школьников.

Снижение показателей здоровья детей школьного возраста связано не только с проблемами экологии, экономики, но и отсутствием должной воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения, направленной на формирование здорового образа жизни.

Таким образом, перед школой стоит первостепенная задача сохранения и укрепления здоровья детей после поступления в школу, когда увеличивается в разы психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

«Здоровый образ жизни» школьника в современном понимании представляет собой всю совокупность форм и способов активной жизненной деятельности, способствующая эффективному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни — это полноценная взаимосвязанная система активной жизнедеятельности человека, направленная на профилактику и предупреждения различных физических и психологических заболеваний, сохранения своего здоровья с помощью правильного питания и режима дня, моральных устоев соответствующего общества и, конечно же, полный отказ от вредных привычек.

 И так, причинами ухудшающими здоровье и работоспособность школьников в системе общего образования являются отсутствие определенного баланса всех видов активной деятельности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, который не соответствует возможностям и уровню подготовленности всех школьников. К факторам риска, ухудшающим здоровье школьников, относятся:

-        вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

-        отсутствие режима полноценного и сбалансированного питания;

-        неупорядоченный режим дня;

-        учебная перезагрузка и гиподинамия;

Соответственно, в результате всех перечисленных причин здоровье школьников находится в постоянной опасности. Но, даже зная все эти простые для понимания факторы риска ухудшения здоровья, большая часть родителей не придают значения на соблюдения здорового образа жизни и правил сохранения здоровья своих детей. Так как у родителей и детей школьного возраста недостаточно сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни.

Сейчас перед школой стоит серьезная задача сформировать и привить навыки ведения здорового образа жизни, ведь основы физического и психического здоровья детей закладываются и развиваются в детские года. Поэтому научить здоровому образу жизни, воспитать осознанное и ответственное отношение к своему здоровью необходимо начинать с детского возраста. Это становиться возможным путем активного взаимодействия социального педагога, учителей физической культуры и ОБЖ, родителей и медицинских работников к организации и проведению оздоровительных и просветительских мероприятий в условиях школы и семьи. Только при таком подходе взаимодействия педагогов и родителей повышается качественность физкультурно-оздоровительной работы, которая направлена на формирования и укрепление физического и психического здоровья школьников.

 В современном обществе понятие и статус семьи резко снизился, что непременно сказывается на состоянии физического и психического здоровья детей. Так же большое влияние на ухудшение здоровья детей оказывают нестабильное экономическое положение семьи, неблагоприятные санитарные условия в школе и дома, психоэмоциональные стрессы, вызванные неблагоприятной обстановкой в семье и школе, неорганизованный режим дня и нерациональное питание.

Для укрепления здоровья среди школьников в системе общего образования необходимо делать большой акцент на развитие социальной сферы, где субъектами способствующих формированию здорового образа жизни выступят не только семья и врачи, но и социальные педагоги как специалисты, комплексно решающее проблемы семьи, защиты детства. Семья и школа являются доминирующими социальными институтами, отвечающие за воспитание и обучение школьников. Им отведена ведущая роль в становлении и развитии личности школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.

Вопрос совершенствования консолидации всех воспитательных мер по укреплению и сохранению здоровья школьников, тесного взаимодействия с различными социальными службами еще мало изучен. Поэтому возникают противоречия таки как между:

-          снижением уровня показателей здоровья школьников, наличие вредных привычек у них и несовершенная целенаправленная система работы с детьми, родителями и педагогами по укреплению и сохранению здоровья, недостаточным финансированием профилактических мероприятий среди школьников и их родителей;

-          важностью совместных усилий различных специалистов в первую очередь социальных педагогов, которые будут взаимодействовать со всеми социальными институтами в работе по укреплению и сохранению здоровья детей, возникновением потребности специалистов и их отсутствием в нужном количестве для школы.

-          потребностью взаимодействия, усиления активных мер образовательной системы, здравоохранения и общества по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, социализации школьников и инертностью учителей, врачей и родителей к организации профилактики заболеваний и сохранению здоровья.

Следовательно, необходимы организационно — социально — педагогические условия для реализации качественно-результативного взаимодействия социального педагога, медицинского работника и родителей по формирования здорового образа жизни школьников. При соблюдении такого баланса в работе образовательной системы и института семьи будут повышены показатели психического и физического здоровья детей, так как:

-          появится целостное воспитательно-образовательное пространство;

-          будет проводиться просветительская психолого-педагогическая и медицинская работа общей направленности по сохранению и укреплению здоровья;

-          возрастет степень грамотности и мотивации педагогического состава школы в вопросах профилактики заболеваний среди школьников и укреплению их здоровья;

Такая работа по формирования здорового образа жизни школьников является самой перспективной на данное время, так как только при систематическом взаимодействии всех специалистов в этой области и общества в реальной жизни можно добиться значительных результатов.

Конкретный акцент должен делаться на:

-          совместные занятия физкультурой, прогулки, походы и т. д.;

-          наглядный пример родителей и отсутствие у них вредных привычек;

-          сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, режим дня и сна;

-          экологическое воспитание, бережное отношении к природе и окружающей среде;

-          благоприятная атмосфера в семье и школе;

-          медицинское воспитание, через своевременное посещение врача и выполнение.

Дети школьного возраста должны знать основы личной гигиены, уметь использовать физические упражнения, простейшие закаливающие процедуры, знать правила их применения и выполнения, соблюдать режим дня, иметь правильное представление о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Для получения эффективности социальному педагогу необходимо создать родительско-детские группы для систематической и комплексной работы, изучить семьи (состав, материальное благополучие, культурные традиции, внутрисемейные отношения, уровень психолого-педагогической грамотности и т. д.) и детей (место ребенка в семье, психическое и физическое состояние и т. д.), выбрать формы и методы профилактики с конкретными группами. Реализация работы по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди школьников, необходимо использовать традиционные формы (дни открытых дверей, общие собрания, тематические акции, открытие мероприятия и т. д.), а так же и применять нетрадиционные формы (индивидуальные беседы по организации семейного досуга, формированию благоприятной семейной атмосферы и т. д.).

Достаточно эффективной формой взаимодействия семьи и системы образования в наше время в формировании педагогической грамотности о здоровом образе жизни у школьников является родительские конференции, проводимые с привлечением разных специалистов (органов власти, врачей, психологов, научных деятелей, специалистов по оздоровительной физической культуре, руководителей общественных объединений, спортсменов, классных руководителей и родителей).

Закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.

Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста — это многогранный социально-психолого-педагогический процесс, предусматривающий комплексность сбалансировано организованных форм и способов жизнедеятельности, способствующих активному, полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций, является одной из важнейших задач школы и семьи.

Правильное здоровое воспитание детей школьного возраста становится возможным, только при тесном сотрудничестве семьи со специалистами школы, если работа будет вестись целенаправленно, систематически; если ребёнок будет выступать не объектом воспитательного процесса.

Именно родители должны заложить своему ребенку основу для формирования и ведения здорового образа жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. А уже в школе можно реализовывать с такими детьми здоровьесберегающие программы.

 

Литература:

 

1.         Архангельский В. Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семьи в Российской Федерации / В. Н. Архангельский // Семья в России. 1994.-№ 1.

2.         Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, A. A. Реан.- СПб., 2000.

3.         Гаджиев Р. Д. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании и обучении младших школьников с ослабленным здоровьем. / Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала 2005.- Выпуск № 16.

4.         Гаджиев Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового об раза жизни у младших школьников. /Межвузовский сборник научных трудов. — Казань, 2006.

5.         Лодкина Т. В. Защита семьи и ребенка как проблема социальной экологии /Т. В. Лодкина // Педагогическое образование и наука. -2002. -№ 2.

6.         Семакова О. А. Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы. М., 2005.

7.         Тихомирова Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья школьников/ Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: «Ремдер», 2003.

8.         Черствая O. E. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: Дисс.. канд. пед. наук /О. Черствая. М., 2001

 

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, школьный возраст, ребенок, родитель, формирование, школа, общее образование, режим дня, социальный педагог, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Похожие статьи

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Задать вопрос